1.Орг. момент -Добрый день, ребята! Посмотрите, всё ли необходимое вы приготовили для успешной работы на уроке: учебники, тетради, атласы, простые карандаши, линейки, ручки. 2.Мотивация и актуализация знаний, постановка цели -На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным миром гор и равнин, красота которых не оставила вас равнодушными, сегодня мы закрепляем знания по изученным темам и начнём занятие с разминки. Работать будем парами, для работы вам потребуются атласы Групповая работа: (3 мин) Задание: Из предложенных слов, составьте схему: «Формы поверхности суши» (формы поверхности, горы, равнины, высокие, низкие, средние, по высоте, низменности, возвышенности, плоскогорья, по высоте, по форме поверхности, плоские, холмистые) - Возьмите карточки и проверьте правильность составления схемы. - Давайте дополним нашу схему примерами. На столе лежат листочки с названиями гор и равнин, найдите им место в схеме. (Прикаспийская низменность, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина, горы Кавказ, Среднесибирское плоскогорье, Среднерусская возвышенность, Сихотэ-Алинь) | Приветствие учителя Работают в парах Составляют схему. Самопроверка (сравнение со схемой) – приложение 1 (Восточно-Европейская равнина. -холмистая; Уральские горы -низкие горы и т.д.) |
3. Применение полученных знаний на практике. Практическая работа по описанию гор и равнин 1) вариант «Эта равнина является одной из самых крупных по величине в мире. Её площадь свыше 4 млн км2. Равнина невысока, но чрезвычайно разнообразна по рельефу, представляет собой множество отдельных равнин, возвышенностей и низменностей. Что это за равнина? План описания равнины лежит на парте. 2) вариант «Эта горная система находится в самой большой по площади стране мира. Максимальная высота гор не превышает 2000 м. По горам проходит граница двух частей света. Простираются горы от берегов Северного Ледовитого океана, до пустынь Казахстана. План описания гор лежит на партах. | Определяют равнину по описанию (задания ОГЭ), характеризуют равнину по плану Практическая работа в группах (Восточно-Европейская). План описания равнины: 1.Название равнины. 2.Географическое положение (на каком материке, в какой его части?) 3.Наибольшая протяженность с севера на юг и с запада на восток (определяется по масштабу). 4.Преобладающие высоты. 5.Как расположена относительно других географических объектов (соседних равнин, гор, морей, рек и т.д.) План описания горной системы: 1.Название горной системы. 2.Географическое положение (на каком материке находится, в какой его части?) 3.Направление горных хребтов (по сторонам горизонта) 4.Протяженность в километрах (определяется при помощи градусной сетки) 5.Наибольшая высота (название, значение высоты в метрах) 6.Как расположена относительно других географических объектов (соседних равнин, гор, морей, рек и т.д.) |
Работа с картой 1.Установите соответствие: Горная система Вершина 1.Гималаи А)Эльбрус 2.Кавказ Б) Народная 3Анды В) Эверест 4.Урал Г) Аконкагуа Горы Материк: 1.Кордильеры; А) Южная Америка 2.Анды; Б) Африка 3.Гималаи; В) Северная Америка 4.Атлас; Г) Евразия. 2.Определите объект по его географическим координатам: 1.63°с.ш, 152°з.д – Мак-Кинли 2.50° с.ш, 86° в.д – г. Белуха 3°ю.ш, 38° в.д – влк. Килиманджаро 4.32° ю.ш, 70° з.д. г. Аконкагуа Определите географические координаты объекта 1.г. Ямантау - 54° с.ш, 58° в.д – г. Ямантау 2.г. Победа - 65° с.ш, 146° в.д – г. Победа 3.Валдайская возвышенность - 58° с.ш, 33° в.д – 4.г.Эльбрус - 43°с.ш., 43° в.д. | Самостоятельно работают на карточках После выполнения задания – взаимопроверка. |
4.Закрепление: Я слова читаю вам, Вы прислушайтесь к словам. Может, лишние попали? Докажите, как узнали. Игра «Третий лишний» А) Амазонская низменность, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность Б) Горы, равнины, возвышенности В) Гималайские, Кавказские и Уральские горы. | Выделяют лишнее слово, объясняют свой выбор. А) Поскольку Амазонская низменность и Западно-Сибирская равнина- плоские, а Восточно-Европейская -холмистая , значит Восточно-Европейская равнина- лишняя. Б) возвышенности лишнее, т.к. горы и равнины- это формы рельефа, а возвышенности -это разновидность равнин. В) Уральские горы -лишнее, т.к. -это низкие горы, а Гималаи и Кавказ -высокие. |
Определите объект по его краткому описанию -
Одна из самых больших низменных равнин. Располагается к северу от мелкосопочной равнины Казахстана и гор Алтая, площадь около 2,6 млн.км2. Поверхность равнинная, заболоченная. (Западно-Сибирская равнина) -
Горы, расположены на западе материка Южная Америка, протянулись вдоль побережья Тихого океана (Анды) -
Самая большая низменность на Земле, площадь свыше 5 млн. км2. Расположена в западном полушарии. Находится в бассейне самой полноводной реки мира. (Амазонская низменность) -
Горы расположены на юге Евразии, к северу от них находится нагорье Тибет, а к югу Индо-Ганская низменность. (Гималаи) -
Примыкая к морю, расстилается обширная полупустынная низменность. Пересекается реками Волгой, Уралом, Эмбой. Красновато-бурая поверхность покрыта низкорослой седовато-серой солончаковой растительностью. (Прикаспийская низменность) | Каждый учащийся по очереди выбирает карточку, читает описание, определяет, о чем идет речь (задание по аналогии ОГЭ) |
5.Рефлексия - Что на уроке сегодня было главным? - Какие задания вам особенно понравилось выполнять на уроке? - Какие здания вам было выполнять легко, какие трудно? - В чём заключались трудности? - Что понравилось на уроке? - Нужны ли такие практические работы? Для чего? - Продолжите высказывание: Сегодня на уроке я …. | Отвечают на вопросы, делают выводы, продолжают высказывания. Самооценка свой деятельности |