Урок-практикум по истории России

Урок комплексного применения знаний в 10 классе, который ставит своей целью: закрепление и систематизация знаний, полученных в процессе изучения Петровской эпохи.

Просмотр содержимого документа
«документы»

Подборка документов по теме: Россия XVIII век. Эпоха Петра I.

Историки о Петре I

1. "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".

(С.М. Соловьев)

Задание:  на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.



2. « Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

(И.С. Аксаков)

Вопрос:  В чем суть позиции И.С. Аксакова?



3. "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".

(В.О. Ключевский)

 Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?





Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока.

Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.

Тема

«Россия XVIII век. Эпоха Петра I

Тип урока

Учебный практикум

Образовательные ресурсы

  • Презентация Rover Sport: «Россия XVIII век. Эпоха Петра I

  • подборка документов: « Историки о Петре

  • проектор

План

  1. Особенности работы с проблемным тезисом, аргументацией и доказательствами

  2. Практическая часть занятия.

Цель урока

Закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Методы: проблемного обучения

Основные понятия

Тезис, аргументация, доказательство

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: применять исторические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным историческим проблемам.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, и выдвигать гипотезы, делать вывод, выделять главное.


Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение;

работать с документами; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности, формулировать собственную точку зрения;





Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодейтвия на уроке

Метапредметные и личностные результаты

Прогнозируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Объявляет цели и задачи урока.


Включаются в атмосферу урока

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Введение в атмосферу урока

2. Актуализация знаний

Беседа на выявление отношения учащихся к истории.

Вопросы:

Роль государственного деятеля в истории страны; критерии оценки данной роли;

Отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Мотивация учащихся к углублению знаний по данной теме.

3. Контроль знаний и умений


1. Предлагает поработать с документами, содержащими информацию по теме урока.

2. Предлагает ответить на вопросы.

3. Организуют работу в парах, предлагая соотнести полученные новые знания с ранее приобретенными в , выбрать позицию и обосновать ее.


1. Работают с предложенными документами, задают уточняющие вопросы.

2. Высказывают разные мнения, формулируют общий ответ и обосновывают его.


1. Индивидуальная работа






2. Работа в группе

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Получение новых знаний, закрепление умений и навыков.

4. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщающая беседа.

-Какое место занимает эпоха Петра Великого в истории России?

Спорность оценки деятельности Петра 1?


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.


Осуществлена рефлексия на основе полученных знаний.




Просмотр содержимого презентации
«Учебный практикум»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 14 Новый Образовательный Центр  г. Губаха Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум. Сватова Ирина Ивановна учитель истории и обществознания 2018 г .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 14

Новый Образовательный Центр

г. Губаха

Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.

Сватова Ирина Ивановна учитель истории и обществознания

2018 г .

Куда ты скачешь, гордый конь? Россию поднял на дыбы? И где опустишь ты копыта?

Куда ты скачешь, гордый конь?

Россию поднял на дыбы?

И где опустишь ты копыта?

Россия XVIII век. Эпоха Петра I.  То академик, то герой,  То мореплаватель, то плотник,  Он всеобъемлемой душой  На троне вечный был работник.  (А.С. Пушкин)

Россия XVIII век. Эпоха Петра I.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)

Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.    Задачи:  1. Формировать умения: формулировать и анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения.  2. Работать с историческими документами.  3. Развивать критическое мышление.

Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Задачи:

1. Формировать умения: формулировать и анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения.

2. Работать с историческими документами.

3. Развивать критическое мышление.

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.  И.С.Аксаков

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

И.С.Аксаков

Высказывания о Петре Великом французских философов, литераторов, историков ПЕРЭН : «Пётр учился просвещению у европейцев; по духу он был завоеватель и не знал отдыха. Он вывел Россию из варварского состояния и поставил в ряд с европейскими державами, сделав нравы русских более мягкими и цивилизованными».  ВОЛЬТЕР : «…именно такой царь и нужен был России». МАРШАЛЬ: « важнейшие события в истории Руси называет «революциями» - к ним отнесены крещение Руси, приход к власти Романовых и петровские преобразования. Самого же императора автор называет самой великой фигурой русской истории, считая его при этом человеком жестоким и деспотичным». ГРАФ де СЕГЮР : «человек великих дел» По мнению графа, это единственный в истории пример столь великих по замыслу начинаний, которые Пётр провёл «кровью и деньгами». Сегюр называл Петра деспотом и патриотом, человеком жестоким, но дело его необходимым, хотя и крайне болезненным для людей и страны».

Высказывания о Петре Великом французских философов, литераторов, историков

ПЕРЭН : «Пётр учился просвещению у европейцев; по духу он был завоеватель и не знал отдыха. Он вывел Россию из варварского состояния и поставил в ряд с европейскими державами, сделав нравы русских более мягкими и цивилизованными».

ВОЛЬТЕР : «…именно такой царь и нужен был России».

МАРШАЛЬ: « важнейшие события в истории Руси называет «революциями» - к ним отнесены крещение Руси, приход к власти Романовых и петровские преобразования. Самого же императора автор называет самой великой фигурой русской истории, считая его при этом человеком жестоким и деспотичным».

ГРАФ де СЕГЮР : «человек великих дел» По мнению графа, это единственный в истории пример столь великих по замыслу начинаний, которые Пётр провёл «кровью и деньгами». Сегюр называл Петра деспотом и патриотом, человеком жестоким, но дело его необходимым, хотя и крайне болезненным для людей и страны».

Объект оценивания Тезис проблемного характера

Объект оценивания

Тезис проблемного характера

  • публицистические тексты
  • исторические документы
  • Интернет, СМИ
  • Видеоряд
  • блоги пользователей Интернет
Объект оценивания Устное выступление по аргументации подтверждения и опровержения проблемного тезиса.

Объект оценивания

Устное выступление по аргументации подтверждения и опровержения проблемного тезиса.

Структура доказательства  и аргументации

Структура доказательства и аргументации

  • Тезис – суждение, истинность или ложность которого мы намерены установить. Что?
  • Аргументы – суждения, при помощи которых устанавливается истинность или ложность тезиса. При помощи чего?
  • Демонстрация – связь между тезисом и аргументами. Как?
Правила формулировки тезиса Краткий и легко произносимый. Спорная мысль. Проблемный характер. Корректность. Общеупотребительные, понятные слова. Тезис должен выражать какую-либо точку зрения. Конкретность формулировки. ха

Правила формулировки тезиса

  • Краткий и легко произносимый.
  • Спорная мысль.
  • Проблемный характер.
  • Корректность.
  • Общеупотребительные, понятные слова.
  • Тезис должен выражать какую-либо точку зрения.
  • Конкретность формулировки.

ха

Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Доказательство – это совокупность приёмов, логическая процедура, целью которой является обоснование истинности или ложности какого-либо суждения.
  • Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений.
  • Доказательство – это совокупность приёмов, логическая процедура, целью которой является обоснование истинности или ложности какого-либо суждения.
Работа с документом  Историки о Петре I

Работа с документом Историки о Петре I

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".

(С.М. Соловьев)

Задание:  на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

 

« Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено

« Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

(И.С. Аксаков)

Вопрос:   В чем суть позиции И.С. Аксакова?

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа

Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".

(В.О. Ключевский)

  Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

Критерии оценивания Тезис: Устное выступление (аргументация): сумел сравнить разные авторские позиции и сформулировать проблемный тезис; тезис выражает какую-либо точку зрения; тезис сформулирован кратко и корректно. представил собственную точку зрения (позицию, отношение) к проблемному тезису; аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал ;  логично, развернуто аргументировал свою позицию.

Критерии оценивания

Тезис:

Устное выступление (аргументация):

  • сумел сравнить разные авторские позиции и сформулировать проблемный тезис;
  • тезис выражает какую-либо точку зрения;
  • тезис сформулирован кратко и корректно.
  • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) к проблемному тезису;
  • аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал ;
  • логично, развернуто аргументировал свою позицию.

Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? А.С. Пушкин

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас