СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- практикум по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по синтаксису и пунктуации для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок- практикум по русскому языку в 9 классе»

Урок-практикум «Сложное предложение» в 9 классе

Цели урока: обобщить и повторить полученные теоретические знания, совершенствовать на их основе пунктуационные навыки, продолжить развитие монологической и диалогической речи, формировать умения самостоятельной работы с текстами, учебниками и пособиями для подбора необходимого материала.

Оборудование: таблица «Сложные предложения», «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», «Листок учета знаний по теме «Сложное предложение», карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей урока, оговаривается работа в парах, группах, индивидуальные задания.

  2. Продолжите высказывание:

1) По цели высказывания предложения бывают...

2)Односоставными называются предложения, которые...

3)Предложение является назывным, если...

4)Предложение является двусоставным, если...

5)Односоставными, определенно-личными называются предложения, которые...

6) В сложносочиненном предложении с союзом -и- не ставится запятая, если...

3. Работа в группах (по карточкам) с занесением результатов в «Листок учета знаний»:


А)Чем осложнены данные предложения? (Знаки препинания не проставлены)


а)Заберешься бывало в яблоневый сад в самую середину высоких кустов малины покрытых душистыми ягодами.


б) Григорий не мог не выйти на улицу не пройтись из конца в конец зимнего села уснувшего под тихими звездами струившими на снег ровный свет.


в)Присмотревшись к живым существам в природе обнаружишь великое множество тайн секретов загадок до сих пор никем не разгаданных.


г)Лошади и рыжие и гнедые все казались вороными от дождя струившегося с них.


д) Быстрые реки поля и дубравы гордые выси заоблачных гор все ты вместила родная держава в свой необъятный могучий простор!


е)Родные и Ростовых и Болконских иногда съезжались сюда в Лысые Горы семьями на своих шестнадцати лошадях с десятками слуг и жили месяцами.


Б)Укажите количество грамматических основ в предложениях. (Знаки препинания не проставлены)

а) У осины такой нарядный убор как ни у одного дерева а лист у нее чистой раскраски пурпурный лимонный лиловый и даже черный с золотом.


б) Однажды когда я осенью ехал из Москвы в Ленинград моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими но очень живыми глазами который вез большой ящик с масляными красками и рулоны холста.


в) Мы разговорились и мой попутчик рассказал что едет под город Тихвин где у него приятель лесник будет жить у него и писать осень.


г) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того как я послушал полонез Огинского но теперь та же музыка которую я слушал в детстве переломилась во мне и закаменела особенно та ее часть от которой я плакал когда-то.


д) Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по нескольку раз но я не помню спектакля во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения а в самом произведении новые глубины или тонкости которые не были мною раньше замечены.


е) Горький мудро и лукаво заметил что жизнь будет всегда достаточно плоха для того чтобы желание лучшего не угасало в человечестве.

В) Составьте схемы сложноподчиненных предложений, назовите вид придаточного. (Знаки препинания не проставлены)


а) Все замолчали чтобы услышать пение соловья.


б) Там где ранее было устье реки тропа круто поднимается в гору.


в) Только с помощью снаряжения можно было добраться до плато откуда открывался замечательный вид на лежащую внизу долину.


г) Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели.


д)Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти.


е)Ночь была тиха и светла хотя луны не было.

Г) Составьте схемы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, укажите вид связи придаточных с главным. (Знаки препинания не проставлены)


а)Тихо как умеют только звери медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры которая едва виднелась на склоне сугроба.


б) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!


в) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись приходилось ощупью отыскивать дорогу.

г) Я хотел чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето где под музыку лягушек я растил себя поэтом.


д) И потому что я постиг всю жизнь пройдя с улыбкой мимо я говорю на каждый миг что все на свете повторимо.


е)В те края где я рос под кленом где резвился на желтой траве шлю привет воробьям и воронам и рыдающей в ночь сове.


Д) Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, предварительно проставив их.


а) Печален я со мною друга нет.


б) Труд человека кормит лень портит.


в) В лесу то там то тут глухо кукует кукушка оттеняя глубину и звучность его после дождя высоко в небе плывут и тают дымчатые облака с золотисто –алыми краями.


г) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.


д) Чайки прилетели скоро сойдет лед с озера.


е) Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их.


3) Индивидуальные задания:

Составьте по одному предложению на каждую схему:


а) [ ]; [ ], [ ], [ ]. б) [ ]: [причина], (когда..). в) [условие] - [ ].

г) [ ]; [ ], [ ]. д) [ ]: [изъяснение], (который..). е) [ ] - [ следствие ].


Домашняя работа: написать сочинение-миниатюру, посвященную красоте родной природы, используя сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.