Урок-практикум с применением ИКТ в 10 классе
«Слитные, раздельные и дефисные написания»
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Щекалёва Наталья Васильевна
Пояснительная записка
При подготовке к ЕГЭ по разделу морфология и орфография традиционно считаются сложными орфограммы на правописание не и ни, слитное дефисное и раздельное написание. Анализ результатов экзаменов прошлых лет выявил недостаточное владение умениями и навыками слитного, дефисного и раздельного написания слов разных частей речи. Урок-практикум нацелен на закрепление умений и навыков по указанной теме. Формы работы: индивидуальная и в группах.
Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из курса 5 – 9 классов и умения обобщать и систематизировать материал. Сложность представляет для учащихся, имеющих слабую подготовку или для учащихся с низким темпом деятельности.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум с применением презентации и электронного тренажера.
Цели: закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи; обобщение и систематизация знаний по морфологии и орфографии; создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Задачи: развитие умений систематизировать и применять полученные знания на практике; формирование универсальных учебных действий, навыков самоконтроля, работы в группах; стимулирование к активной познавательной деятельности путём использования ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ноутбуки, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточки для самостоятельной дифференцированной работы.
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация, электронный тренажер, справочный материал в электронном виде.
Главный этап – обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» и закрепление знаний.
Оценка успешности достижения целей урока:
Показатели реального результата – собранные в конце урока тетради и карточка с самостоятельно выполненным заданием. По ним и будет виден реальный результат и реальный уровень каждого ученика в данном вопросе.
Перспективы. Исходя из анализа работ и вопросов по домашнему заданию, на следующем уроке продолжить анализ темы и закрепление орфографического навыка.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Сообщение темы, целей, самостоятельное формулирование учениками задач урока-практикума, мотивация (3 минуты).
III. Актуализация известных знаний и способов действий.
Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-9 классах). Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 5 минут.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
Имя существительное | Имя прилагательное | Наречие | Местоимение | Предлог |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Имя существительное | Имя прилагательное | Наречие | Местоимение | Предлог |
чудо-машина | свежемороженый | мало-помалу | Кое-что | Из-за |
полдома | южноафриканский | по-моему | Кто-либо | в одиночку |
стереозвук | трехведерный | по-братски | | Несмотря на |
пол-России | юго-западный | набело | | В течение |
пол-автобуса | железнодорожный | без умолку | | |
После выполнения задания на слайде появляется ключ для самопроверки, по которому каждый ученик исправляет допущенные ошибки:
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (3 минуты).
IV. Практикум - работа в группах.
Каждая группа получает задание подготовить выступление по определенной части речи.
Работая в группах, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. При этом вы можете использовать справочный материал папки на рабочем столе вашего ноутбука, учебник, тетрадь с таблицами и схемами. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 1 балл (3 + 4 =7 минут).
V. Закрепление, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
1. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому ученику в процессе урока). (2 минуты)
Часть речи | Слитно | Раздельно | Через дефис |
Имя существительное | С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мото, стерео,теле, фото и т. п.( мотокросс, фотосинтез; искл. контр-адмирал). С соединительной гласное О или Е (землемер, ледокол). Без соединительной гласной с глагольной первой частью на И (вертихвостка, сорвиголова). Первая часть – в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение). С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с согласной, с первой частью ПОЛУ- (полчаса, полвека, полукеды). Первая часть – числительное в родительном падеже (пятитомник). | Первая часть – приложение (старик крестьянин, волшебница зима). Приложение – имя собственное (река Москва, улица Арбат). Существительные с предлогом (с веток). | Состоящие из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать). С иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, штаб-, штабс-, унтер-, экс- (экс-чемпион). Названия единиц измерения (киловатт-час). Названия промежуточных сторон света (юго-восток). Составные фамилии и географические названия (Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк). С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с гласной, с Л, с заглавной буквы (пол-окна, пол-лимона, пол-Москвы). |
Имя прилагательное | Образованные от сложных существительных (лесостепной). Первая часть – числительное в родительном падеже (четырехэтажный). Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа). | | Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный). Образованные из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправны (шахматно-шашечный от шахматы И шашки). Обозначающие сложный цвет (ярко-синий). Обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий). |
Наречие | Оканчивающиеся на –УЮ с приставками В, НА, ЗА (вплотную, зачастую). Образованные из предлога и местоимения (вовсю), из предлога и наречия (доныне), из предлога В и существительного ПОЛ (вполсилы, искл. в пол-лица), сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо), из предлога с существительным со значением пространства и времени (вниз, вглубь). | Образованные из предлога В и существительного, начинающегося на гласную (в обнимку), из сочетания предлога ПО и собирательного числительного (по двое). Образованные из существительных на –АХ (на рысях, в сердцах). Сочетание наречия и краткого прилагательного (широко известно). | Наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ, -И (по-доброму, по-дружески). Наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксом –ЫХ (-ИХ) (во-первых, в-пятых). Наречия, образованные путем повтора (чуть-чуть). Синонимические пары (шито-крыто, подобру-поздорову). |
Местоимение | | Местоимения с предлогом (предо мной, со мной). Неопределенные и отрицательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частицей КОЕ и местоимением есть предлог (кое у кого, не с кем). | Неопределенные местоимения, образованные с помощью частиц КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (кое-как, кто-нибудь). |
Предлог | Ряд производных предлогов (вследствие (=из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за), вместо, насчет (=О), несмотря на, невзирая на (со значением уступки). | Ряд производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение (со значением времени), по причине, в целях, в отличие). | |
2. Объяснительный диктант. Под диктовку ученики записывают словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы ( после пояснения на слайде появляется правильный вариант написания):
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и). 5 минут.
3. Контроль и самоконтроль.
Проверьте себя, используя электронный тренажер, проверяющий уровень орфографического навыка. 5 минут.
Проверьте себя, выполняя самостоятельную работу. Задания дифференцированные: каждый ученик получает карточку с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые. Карточка сдается учителю. На выполнение работы - 5 минут.
Вариант 1
Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Ни кто понастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.
Вариант 2
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.
Вариант 1.
Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих.
Вариант 2.
В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.
VI.Рефлексия (5 минут).
Беседа (анализ работы на уроке, эффективность использования ИКТ):
1. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока.
Выставьте себе оценку. Шкала оценивания своей работы:
10-11 баллов – «5», 8-9 баллов – «4», 7-6 баллов – «3».
Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.
2. Какие способы деятельности, применённые на уроке, вам кажутся наиболее продуктивными при подготовке к ЕГЭ?
3. В чём преимущество применения ИКТ в учебной работе, стимулирует ли это ваш интерес к интеллектуально-творческой деятельности?
4. Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок.
VII. Домашнее задание
Подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения. Графически обоснуйте выбор написания. (1 минута).