СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по теме: "сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы в период ДОТ

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по теме: "сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"»

ГИА. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

ГИА. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное  предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения».   (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».  Ответ: 53

Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения».

  • (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
  • (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
  • (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
  • (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
  • Ответ: 53
Алгоритм работы при решении задания   Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ. Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного: а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…; б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.; в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу (знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

Алгоритм работы при решении задания

  • Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
  • Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
  • а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
  • б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
  • в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу (знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
Теория Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи:  сочинительной , подчинительной и бессоюзной . Сочинительная + подчинительная связь Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь. Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.  [… , ( в котором …) , … ] , а [ ].

Теория

  • Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной , подчинительной и бессоюзной .
  • Сочинительная + подчинительная связь
  • Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.
  • Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
  • [… , ( в котором …) , … ] , а [ ].
Теория Сочинительная + бессоюзная связь Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна. [ ], [ ] , но [ ] : [ ].

Теория

  • Сочинительная + бессоюзная связь
  • Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
  • [ ], [ ] , но [ ] : [ ].
Теория Подчинительная + бессоюзная связь   Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу. [ ] : [ ] , ( которая … ) .

Теория

  • Подчинительная + бессоюзная связь

  • Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.
  • [ ] : [ ] , ( которая … ) .
Теория   Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит. [ ] : [ ], ( который…) , и [ ].

Теория

  • Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
  • Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
  • [ ] : [ ], ( который…) , и [ ].
Сочинение + подчинение    Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь . Комната , в которую мы вошли , была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин.)

Сочинение + подчинение

Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь .

Комната , в которую мы вошли , была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин.)

Сочинение + бессоюзная связь

Сочинение + бессоюзная связь

Подчинение + бессоюзная связь

Подчинение + бессоюзная связь

Сочинение + подчинение + бессоюзная связь   Это сложные предложения, в которых присутствует не только сочинение, подчинение, но и бессоюзная связь .  На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.  (А. Чаковский .)

Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

  • Это сложные предложения, в которых присутствует не только сочинение, подчинение, но и бессоюзная связь .

На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

(А. Чаковский .)

Решим тесты

Решим тесты

№ 1.  Найдите и выпишите сложное предложение с разными видами связи: сложносочиненной и сложноподчиненной .    7)Жалко, конечно, парня, но у всех учителей, кто вёл уроки в этом классе, появилась надежда на более спокойную жизнь. (8)Можно сказать, что летние каникулы для них как бы уже начались.       (9)Рано обрадовались. (10)Васькина мать выдержала его дома всего три дня, а потом на костылях привела в школу.      – (11)Учиться ему, – говорит, – очень хочется, да ему и двойки нужно исправлять, конец года скоро.       (12)Действительно, не летом же его потом учить.       (13)Василий был героем дня. (14)На уроках сидел гордый и торжественный, иногда начинал тихо постанывать, глядя на свою выставленную в проход загипсованную ногу. (15)И тогда все снова вспоминали о нём и жалели.

№ 1. Найдите и выпишите сложное предложение с разными видами связи: сложносочиненной и сложноподчиненной .

7)Жалко, конечно, парня, но у всех учителей, кто вёл уроки в этом классе, появилась надежда на более спокойную жизнь. (8)Можно сказать, что летние каникулы для них как бы уже начались.

      (9)Рано обрадовались. (10)Васькина мать выдержала его дома всего три дня, а потом на костылях привела в школу.

     – (11)Учиться ему, – говорит, – очень хочется, да ему и двойки нужно исправлять, конец года скоро.

      (12)Действительно, не летом же его потом учить.

      (13)Василий был героем дня. (14)На уроках сидел гордый и торжественный, иногда начинал тихо постанывать, глядя на свою выставленную в проход загипсованную ногу. (15)И тогда все снова вспоминали о нём и жалели.

№ 2. Среди предложений 17—20 найдите и выпишите предложение с сочинительной и подчинительной связью. 17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза... (18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который всё любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось. (20)И мы пошли к станции.

№ 2. Среди предложений 17—20 найдите и выпишите предложение с сочинительной и подчинительной связью.

17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза...

(18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который всё любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось. (20)И мы пошли к станции.

. №3. Среди предложений 8—11 найдите и выпишите сложное предложение с различными видами связи — союзной и бессоюзной . Напишите номер этого предложения.    ( 8)Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9)Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..  (10)Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь! (11)Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.

. №3. Среди предложений 8—11 найдите и выпишите сложное предложение с различными видами связи — союзной и бессоюзной . Напишите номер этого предложения.

  • ( 8)Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9)Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
  • (10)Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь! (11)Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.
№ 4. Найдите и выпишите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью.    ( 3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень  в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый.

4. Найдите и выпишите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью.

  • ( 3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый.
5. Найдите и выпишите сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной . 1. Затем он начинал читать стихи. 2. Странный человек! 3.Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, Виктор Юльевич начинал с какого-нибудь стихотворения.  4. Выбирал причудливо –то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы». 5. У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья.

5. Найдите и выпишите сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной .

  • 1. Затем он начинал читать стихи. 2. Странный человек! 3.Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, Виктор Юльевич начинал с какого-нибудь стихотворения.
  • 4. Выбирал причудливо –то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
  • 5. У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья.
6. Найдите и выпишите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями.   – 1. Да, я тоже так думаю.2. Вот про Сальери точно не установлено, отравил ли он Моцарта. 3. Это всего лишь историческая версия.4. А произведение Пушкина – это, понимаете ли, факт. 5.Огромный факт русской литературы. 6. Историки могут найти доказательство того, что Сальери Моцарта не отравил.  7.И всё равно им с «Маленькими трагедиями» спорить невозможно, потому что Пушкин высказал великую мысль: несовместны в одном человеке гений и злодейство. 8.Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу учебного года обрёл своё название «ЛЮРС» – любители русской словесности.  

6. Найдите и выпишите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями.

  • – 1. Да, я тоже так думаю.2. Вот про Сальери точно не установлено, отравил ли он
  • Моцарта. 3. Это всего лишь историческая версия.4. А произведение Пушкина – это,
  • понимаете ли, факт. 5.Огромный факт русской литературы. 6. Историки могут найти
  • доказательство того, что Сальери Моцарта не отравил.
  • 7.И всё равно им с «Маленькими
  • трагедиями» спорить невозможно, потому что Пушкин высказал великую мысль:
  • несовместны в одном человеке гений и злодейство. 8.Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу учебного года обрёл своё название «ЛЮРС» – любители русской словесности.
  •  
7. Выделить предикативные части в предложениях, определите характер связи между ними (сочинительная, подчинительная, бессоюзная) 1. Иногда случалось, что, увлеченный этой новой для него страстной головной работой, он не замечал пройденного пути, и вдруг, приходя в себя и точно просыпаясь, он с удивлением видел, что находится в другом конце города. 2. — Я вас знаю хорошо, лучше, чем всех других, и я чувствую вашу душу.  3. Положим, останутся люди чуткие, с сердцем, но что они делают? 4. — Помните, я говорил вам как-то, что существует у века незримый и беспощадный гений человечества.

7. Выделить предикативные части в предложениях, определите характер связи между ними (сочинительная, подчинительная, бессоюзная)

  • 1. Иногда случалось, что, увлеченный этой новой для него страстной головной работой, он не замечал пройденного пути, и вдруг, приходя в себя и точно просыпаясь, он с удивлением видел, что находится в другом конце города.
  • 2. — Я вас знаю хорошо, лучше, чем всех других, и я чувствую вашу душу.
  • 3. Положим, останутся люди чуткие, с сердцем, но что они делают?
  • 4. — Помните, я говорил вам как-то, что существует у века незримый и беспощадный гений человечества.
Домашнее задание Повторно выучить теорию,   Синтаксический анализ предложений в тексте. Алгоритм анализа. 1. Найдите основы, разделите на части. Проанализировать предложения по схеме. Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков. 2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная. 3. Вид союзной связи, сочинительная или подчинительная. Ученый как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не опасны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу. Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть. 4. В бессоюзном сложном предложении- смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания. 5. Нарисовать схемы   6. Охарактеризовать вид связи 7. По схемам проверьте знаки препинания.

Домашнее задание

Повторно выучить теорию,

Синтаксический анализ предложений в тексте.

Алгоритм анализа.

1. Найдите основы, разделите на части.

Проанализировать предложения по схеме.

Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков.

2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.

3. Вид союзной связи, сочинительная или подчинительная.

Ученый как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не опасны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу.

Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть.

4. В бессоюзном сложном предложении- смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.

5. Нарисовать схемы

 

6. Охарактеризовать вид связи

7. По схемам проверьте знаки препинания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!