ГИА. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения».
- (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
- – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
- – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
- (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
- Ответ: 53
Алгоритм работы при решении задания
- Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
- Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
- а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
- б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
- в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу (знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
Теория
- Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной , подчинительной и бессоюзной .
- Сочинительная + подчинительная связь
- Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.
- Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
- [… , ( в котором …) , … ] , а [ ].
Теория
- Сочинительная + бессоюзная связь
- Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
- [ ], [ ] , но [ ] : [ ].
Теория
- Подчинительная + бессоюзная связь
- Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.
- [ ] : [ ] , ( которая … ) .
Теория
- Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
- Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
- [ ] : [ ], ( который…) , и [ ].
Сочинение + подчинение
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь .
Комната , в которую мы вошли , была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин.)
Сочинение + бессоюзная связь
Подчинение + бессоюзная связь
Сочинение + подчинение + бессоюзная связь
- Это сложные предложения, в которых присутствует не только сочинение, подчинение, но и бессоюзная связь .
На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
(А. Чаковский .)
Решим тесты
№ 1. Найдите и выпишите сложное предложение с разными видами связи: сложносочиненной и сложноподчиненной .
7)Жалко, конечно, парня, но у всех учителей, кто вёл уроки в этом классе, появилась надежда на более спокойную жизнь. (8)Можно сказать, что летние каникулы для них как бы уже начались.
(9)Рано обрадовались. (10)Васькина мать выдержала его дома всего три дня, а потом на костылях привела в школу.
– (11)Учиться ему, – говорит, – очень хочется, да ему и двойки нужно исправлять, конец года скоро.
(12)Действительно, не летом же его потом учить.
(13)Василий был героем дня. (14)На уроках сидел гордый и торжественный, иногда начинал тихо постанывать, глядя на свою выставленную в проход загипсованную ногу. (15)И тогда все снова вспоминали о нём и жалели.
№ 2. Среди предложений 17—20 найдите и выпишите предложение с сочинительной и подчинительной связью.
17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза...
(18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который всё любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось. (20)И мы пошли к станции.
. №3. Среди предложений 8—11 найдите и выпишите сложное предложение с различными видами связи — союзной и бессоюзной . Напишите номер этого предложения.
- ( 8)Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9)Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
- (10)Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь! (11)Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.
№ 4. Найдите и выпишите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью.
- ( 3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый.
5. Найдите и выпишите сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной .
- 1. Затем он начинал читать стихи. 2. Странный человек! 3.Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, Виктор Юльевич начинал с какого-нибудь стихотворения.
- 4. Выбирал причудливо –то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
- 5. У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья.
6. Найдите и выпишите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями.
- – 1. Да, я тоже так думаю.2. Вот про Сальери точно не установлено, отравил ли он
- Моцарта. 3. Это всего лишь историческая версия.4. А произведение Пушкина – это,
- понимаете ли, факт. 5.Огромный факт русской литературы. 6. Историки могут найти
- доказательство того, что Сальери Моцарта не отравил.
- 7.И всё равно им с «Маленькими
- трагедиями» спорить невозможно, потому что Пушкин высказал великую мысль:
- несовместны в одном человеке гений и злодейство. 8.Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу учебного года обрёл своё название «ЛЮРС» – любители русской словесности.
-
7. Выделить предикативные части в предложениях, определите характер связи между ними (сочинительная, подчинительная, бессоюзная)
- 1. Иногда случалось, что, увлеченный этой новой для него страстной головной работой, он не замечал пройденного пути, и вдруг, приходя в себя и точно просыпаясь, он с удивлением видел, что находится в другом конце города.
- 2. — Я вас знаю хорошо, лучше, чем всех других, и я чувствую вашу душу.
- 3. Положим, останутся люди чуткие, с сердцем, но что они делают?
- 4. — Помните, я говорил вам как-то, что существует у века незримый и беспощадный гений человечества.
Домашнее задание
Повторно выучить теорию,
Синтаксический анализ предложений в тексте.
Алгоритм анализа.
1. Найдите основы, разделите на части.
Проанализировать предложения по схеме.
Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков.
2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.
3. Вид союзной связи, сочинительная или подчинительная.
Ученый как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не опасны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу.
Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть.
4. В бессоюзном сложном предложении- смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
5. Нарисовать схемы
6. Охарактеризовать вид связи
7. По схемам проверьте знаки препинания.