СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум по теме "Неполные предложения" в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить навык определения неполного предложения и его роль как выразительного средства языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум по теме "Неполные предложения" в 10 классе»

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Конспект урока-практикума в 10 классе

Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;

развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;

воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.

Ход урока:

1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.

Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.

Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.

Учитель: Какие предложения вы знаете? ( Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?

В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.

( Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.

К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.

Материал по теории вопроса

1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:

Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.

2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.

Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.

Учитель:

Что вы заметили в неполных предложениях? ( Наличие тире)

Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?

2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания

Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

Учитель: Скажите, что достигается автором путем использования неполных предложений?

3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.

КАРТОЧКА

Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.

Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.

Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.

4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.

Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.

Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.

Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.

Запись ярких афоризмов с доски:

Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.

Золото добывают из земли, знания – из книги.

В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.

Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!