НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Конспект урока-практикума в 10 классе
Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;
развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;
воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.
Ход урока:
1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.
Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.
Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.
Учитель: Какие предложения вы знаете? ( Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?
В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.
( Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.
К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.
Материал по теории вопроса
1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:
Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.
2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.
Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.
Учитель:
Что вы заметили в неполных предложениях? ( Наличие тире)
Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?
2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания
Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.
Учитель: Скажите, что достигается автором путем использования неполных предложений?
3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.
КАРТОЧКА
Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.
Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.
Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.
4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.
Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.
Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.
Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.
Запись ярких афоризмов с доски:
Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.
Золото добывают из земли, знания – из книги.
В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.
Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.
Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.