СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Способы передачи чужой речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по русскому языку для 8 класса по теме"Способы передачи чужой речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Способы передачи чужой речи"»

Аллало Каринэ Ардаваздовна


Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Способы передачи чужой речи

Тип урока: обобщение и систематизация материала.

Цели урока:

1) Обобщение и систематизация знаний о способах передачи чужой речи и правилах постановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, косвенной речи, вводных словах;

2) Развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, осуществлять речевой самоконтроль;

3) Воспитание интереса и уважительного отношения к русской классической литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Способы передачи чужой речи

а) прямая речь

б) диалог

в) косвенная речь

г) цитата

д) предложения с дополнениями, выраженными в П.п. с предлогом О

1 блок

Что называется прямой речью. Расскажите о структуре предложения с прямой речью.

Прямая речь – речь какого-либо лица, переданная от его имени без изменения

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: из прямой речи и слов автора. Слова автора содержат глаголы говорения.

Составьте схемы предложений с прямой речью.

  • «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»

  • «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - "и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

  • «Чему она так рада?» - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

  • Князь Андрей подумал: «Да, здесь, в этом лесу, был дуб, с которым мы были согласны».

  • «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

2 блок

Диалог. Что такое диалог? Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Чтение по ролям текста. Анализ текста. Чему так рада Наташа? Каким было отношение к жизни у Андрея? Как оно изменилось под влиянием встречи с Наташей?

  • Диалог – вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на слова другого. Каждая реплика записывается с новой строки, вместо кавычек перед репликой ставится тире.

Знаки препинания при диалоге

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

- Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

- Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.

- Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

- Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже - натужиться надо. Вот так!

- Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони: "Ведь второй час".

- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

3 блок

Что называется косвенной речью? Из каких частей состоит предложение с косвенной речью? Как соединяются эти части?

Предложения с косвенной речью

  • Косвенная речь – это чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное от себя, от лица говорящего. Предложения с косвенной речью – это сложные (СПП), состоящие из двух частей, где первая часть – слова автора (главное предложение), вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение)

Схемы СПП с косвенной речью

  • [ ], (что…) [ ], (как…)

  • [ ], (чтобы…) [ ], (где…)

  • [ ], (будто…) [ ], (куда…)

  • [ ], (кто…) [ ], (…ли…)

  • [ ], (какой…)

  • [ ], (который…)

  • [ ], (чей…)

Построить из данных высказываний предложения с косвенной речью.

  • «Пока есть жизнь, есть и счастье», - был убеждён Л. Н. Толстой.

  • «А счастье было так возможно…» – приходит к такому выводу главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  • В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасов говорит: «Но счастливые глухи к добру».

  • Л. Н. Толстой был уверен: «Счастье приходит в тот дом, где царит хорошее настроение».

Герой одного из фильмов советских времён так сформулировал формулу счастья: «Счастье – это утром с радостью на работу, а вечером с радостью возвращаться домой».

4 блок

Какие синтаксические конструкции называются вводными? Для чего они служат в речи? В каком стиле они чаще всего используются? Как выделяются в устной речи и на письме?

Вводные конструкции со значением источника информации

  • Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. С помощью вводных конструкций можно передать чужую речь. Для этого следует использовать слова со значением источника информации. Вводные слова не являются членами предложения и не имеют грамматической связи ни с одним членом предложения

Вводные слова со значением источника информации

  • Говорят, …

  • Сообщают, …

  • Передают, …

  • По словам …, …

  • По сообщению …, …

  • По мнению …, …

  • По сведениям …, …

  • Помнится …, …

  • И другие

  • Используя мысли известных писателей о счастье постройте предложения с прямой речью.

Мудрые мысли о счастье

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. ( И.С.Тургенев)

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее – и то не день – а мгновение. (И. С. Тургенев).

(Какое это счастье, когда твои близкие с тобой, а не на кладбище, и ещё можно насладиться тем, что они с тобой, и ещё можно сказать им, как любишь их и дорожишь ими. (Александра Маринина, автор детективов)

Настоящий творец должен быть голодным, тогда он может создать шедевр. Сытые шедевров не создают. Для того, чтобы хорошо думать, нужно быть несчастливым, а счастливые не думают, они просто живут. (А. Маринина, автор детективов).

Странное существо человек; всё время ему чего-то не хватает для полного счастья. (современный писатель А. Маринина).

Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит всё ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие! (А. П. Чехов).

Несчастные имеют более полное и верное представление о счастье. (А. Вампилов)

На чужом несчастье счастья не построишь. (Русская народная пословица)

5 блок

Что называется дополнением? Какие части речи чаще всего выступают в роли дополнения? С какими предлогами употребляются имена существительные в П. п?

Предложения с дополнениями, выраженными именем существительным в П. п с предлогом О.

  • Дополнения – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение, отвечающее на вопросы косвенных падежей

Постройте предложения, используя данные высказывания, с дополнениями с существительными в П. п.

  • В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»

  • «Только труд всему основа, честный труд людской…» - писал М. Исаковский.

6 блок

Цитата

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Цитирование обычно используется в публицистическом стиле речи.

Правила цитирования

  • Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора.

  • Если цитата представляет собой часть предложения, то она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

  • Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

  • Ф. М. Достоевский писал: «…не стоит жить, чтобы только питаться».

  • «Человек жертвует собой только тогда, - писал Е. Н. Трубецкой, - когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживёт».

  • Исправьте ошибку в предложении с косвенной речью.

Толстой писал, что я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезни.

7 блок

Напишите сочинение-рассуждение, используя данные высказывания.

  • В жизни есть одно несомненное счастье – жить для другого. (Л. Н. Толстой)

Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. (Л. Н. Толстой)

За дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастливые. (А. П.Чехов)

Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чём твоё счастье, а затем – найти к нему дорогу. (Илья Шевелев).

Подведение итогов урока.




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!