Аллало Каринэ Ардаваздовна
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Способы передачи чужой речи
Тип урока: обобщение и систематизация материала.
Цели урока:
1) Обобщение и систематизация знаний о способах передачи чужой речи и правилах постановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, косвенной речи, вводных словах;
2) Развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, осуществлять речевой самоконтроль;
3) Воспитание интереса и уважительного отношения к русской классической литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Способы передачи чужой речи
а) прямая речь
б) диалог
в) косвенная речь
г) цитата
д) предложения с дополнениями, выраженными в П.п. с предлогом О
1 блок
Что называется прямой речью. Расскажите о структуре предложения с прямой речью.
Прямая речь – речь какого-либо лица, переданная от его имени без изменения
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: из прямой речи и слов автора. Слова автора содержат глаголы говорения.
Составьте схемы предложений с прямой речью.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»
«Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - "и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".
«Чему она так рада?» - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Князь Андрей подумал: «Да, здесь, в этом лесу, был дуб, с которым мы были согласны».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»
2 блок
Диалог. Что такое диалог? Как ставятся знаки препинания при диалоге?
Чтение по ролям текста. Анализ текста. Чему так рада Наташа? Каким было отношение к жизни у Андрея? Как оно изменилось под влиянием встречи с Наташей?
Диалог – вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на слова другого. Каждая реплика записывается с новой строки, вместо кавычек перед репликой ставится тире.
Знаки препинания при диалоге
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
- Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.
- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...
Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
- Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
- Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
- Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже - натужиться надо. Вот так!
- Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: "Ведь второй час".
- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.
3 блок
Что называется косвенной речью? Из каких частей состоит предложение с косвенной речью? Как соединяются эти части?
Предложения с косвенной речью
Косвенная речь – это чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное от себя, от лица говорящего. Предложения с косвенной речью – это сложные (СПП), состоящие из двух частей, где первая часть – слова автора (главное предложение), вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение)
Схемы СПП с косвенной речью
[ ], (что…) [ ], (как…)
[ ], (чтобы…) [ ], (где…)
[ ], (будто…) [ ], (куда…)
[ ], (кто…) [ ], (…ли…)
[ ], (какой…)
[ ], (который…)
[ ], (чей…)
Построить из данных высказываний предложения с косвенной речью.
«Пока есть жизнь, есть и счастье», - был убеждён Л. Н. Толстой.
«А счастье было так возможно…» – приходит к такому выводу главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасов говорит: «Но счастливые глухи к добру».
Л. Н. Толстой был уверен: «Счастье приходит в тот дом, где царит хорошее настроение».
Герой одного из фильмов советских времён так сформулировал формулу счастья: «Счастье – это утром с радостью на работу, а вечером с радостью возвращаться домой».
4 блок
Какие синтаксические конструкции называются вводными? Для чего они служат в речи? В каком стиле они чаще всего используются? Как выделяются в устной речи и на письме?
Вводные конструкции со значением источника информации
Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. С помощью вводных конструкций можно передать чужую речь. Для этого следует использовать слова со значением источника информации. Вводные слова не являются членами предложения и не имеют грамматической связи ни с одним членом предложения
Вводные слова со значением источника информации
Мудрые мысли о счастье
Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. ( И.С.Тургенев)
У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее – и то не день – а мгновение. (И. С. Тургенев).
(Какое это счастье, когда твои близкие с тобой, а не на кладбище, и ещё можно насладиться тем, что они с тобой, и ещё можно сказать им, как любишь их и дорожишь ими. (Александра Маринина, автор детективов)
Настоящий творец должен быть голодным, тогда он может создать шедевр. Сытые шедевров не создают. Для того, чтобы хорошо думать, нужно быть несчастливым, а счастливые не думают, они просто живут. (А. Маринина, автор детективов).
Странное существо человек; всё время ему чего-то не хватает для полного счастья. (современный писатель А. Маринина).
Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит всё ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие! (А. П. Чехов).
Несчастные имеют более полное и верное представление о счастье. (А. Вампилов)
На чужом несчастье счастья не построишь. (Русская народная пословица)
5 блок
Что называется дополнением? Какие части речи чаще всего выступают в роли дополнения? С какими предлогами употребляются имена существительные в П. п?
Предложения с дополнениями, выраженными именем существительным в П. п с предлогом О.
Дополнения – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение, отвечающее на вопросы косвенных падежей
Постройте предложения, используя данные высказывания, с дополнениями с существительными в П. п.
В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»
«Только труд всему основа, честный труд людской…» - писал М. Исаковский.
6 блок
Цитата
Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Цитирование обычно используется в публицистическом стиле речи.
Правила цитирования
Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора.
Если цитата представляет собой часть предложения, то она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Ф. М. Достоевский писал: «…не стоит жить, чтобы только питаться».
«Человек жертвует собой только тогда, - писал Е. Н. Трубецкой, - когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживёт».
Исправьте ошибку в предложении с косвенной речью.
Толстой писал, что я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезни.
7 блок
Напишите сочинение-рассуждение, используя данные высказывания.
Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. (Л. Н. Толстой)
За дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастливые. (А. П.Чехов)
Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чём твоё счастье, а затем – найти к нему дорогу. (Илья Шевелев).
Подведение итогов урока.
6