СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения. Повторение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения. Повторение"»

Урок-практикум на тему «Бессоюзные  сложные предложения. Повторение.  Синтаксический и пунктуационный  разбор бессоюзного сложного предложения

Урок-практикум на тему «Бессоюзные

сложные предложения. Повторение.

Синтаксический и пунктуационный

разбор бессоюзного сложного

предложения"

Людей неинтересных в мире нет,    Их судьбы как истории планет,   У каждой всё особое своё, И нет планет, похожих на неё.  Е. Евтушенко .

Людей неинтересных в мире нет,

  Их судьбы как истории планет,

 

У каждой всё особое своё,

И нет планет, похожих на неё.

Е. Евтушенко .

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений; совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки; употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.
Бессоюзное сложное предложение Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы.  Не имеющий жалости – Лишенный смысла – Не имеющий вкуса – Не дающий результата – Покрытый царапинами – Не имеющий звука – Лишенный порядка – Не имеющий чувств – Предложение не имеющее союзов –

Бессоюзное сложное предложение

Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой

Назовите корень, приставку.

На какой согласной оканчивается приставка?

С какого согласного начинается корень?

Сформулируйте правило написания данной орфограммы. 

  • Не имеющий жалости –
  • Лишенный смысла –
  • Не имеющий вкуса –
  • Не дающий результата –
  • Покрытый царапинами –
  • Не имеющий звука –
  • Лишенный порядка –
  • Не имеющий чувств –
  • Предложение не имеющее союзов –
Орфографическая пятиминутка. Не имеющий жалости – бе з жалостный Лишенный смысла – бе с смысленный Не имеющий вкуса - бе з вкусный Не дающий результата – бе з результатный Покрытый царапинами – и с царапанный Не имеющий звука – бе з звучный Лишенный порядка – бе с порядочный Не имеющий чувств - бе с чувственный Предложение не имеющее союзов – бе с союзное 

Орфографическая пятиминутка.

  • Не имеющий жалости – бе з жалостный
  • Лишенный смысла – бе с смысленный
  • Не имеющий вкуса - бе з вкусный
  • Не дающий результата – бе з результатный
  • Покрытый царапинами – и с царапанный
  • Не имеющий звука – бе з звучный
  • Лишенный порядка – бе с порядочный
  • Не имеющий чувств - бе с чувственный

Предложение не имеющее союзов – бе с союзное 

Какие цели урока поставим? - обобщить и систематизировать знания о бессоюзных сложных предложениях; - развивать умения определять отношения между смысловыми частями БСП соответствующие пунктуационные навыки; - совершенствовать - употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Какие цели урока поставим?

- обобщить и систематизировать

знания о бессоюзных сложных предложениях;

- развивать умения

определять отношения между смысловыми частями БСП

соответствующие пунктуационные навыки;

- совершенствовать

- употреблять БСП

в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Подготовка к ОГЭ. “ Мозговой штурм” Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта”   Запишите эти слова: Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение. А с каким цветом ассоциируется слово счастье? Дайте определение слову ДОБРО   Добро  – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова) Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. 

Подготовка к ОГЭ.

Мозговой штурм”

Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта”   Запишите эти слова:

Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.

А с каким цветом ассоциируется слово счастье?

Дайте определение слову ДОБРО

  Добро  – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова)

Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. 

На каждом лепестке цветка  доброты напишите сложное слово, первая часть которого  слово ДОБРО.

На каждом лепестке цветка

доброты напишите сложное

слово, первая часть которого

слово ДОБРО.

“ Лучше добрым на свете Эпиграф к уроку: быть: злого в мире и так довольно”  (Л.Н. Толстой) Как вы понимаете это высказывание?  Добрым быть совсем не просто,  Не зависит доброта от роста,  Доброта приносит людям радость  И взамен не требует награды. - Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку. Объясните знаки препинания.

Лучше добрым на свете

Эпиграф к уроку:

быть: злого в мире и так довольно”

(Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание?

Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.

- Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания.

- Почему автор использует бессоюзное предложение? - Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией? -Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос. (Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

- Почему автор использует бессоюзное предложение?

- Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

-Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

5. Работа с текстом. Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

5. Работа с текстом.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

4. Замените словосочетание  “добрые чувства”,  построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание. 5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “ подлинно человеческое”  ( предложение 3 ) 6. Из второго (2) предложения выпишите  сказуемое.  Укажите его тип . 7. Найдите СПП, в состав которого входит  односоставное обобщенно-личное  предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

4. Замените словосочетание  “добрые чувства”,  построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание.

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “ подлинно человеческое”  ( предложение 3 )

6. Из второго (2) предложения выпишите  сказуемое.  Укажите его тип .

7. Найдите СПП, в состав которого входит  односоставное обобщенно-личное  предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения 9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена  однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). 10. Найдите СПП с придаточным  причины . Напишите номер этого предложения

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена  однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).

10. Найдите СПП с придаточным  причины . Напишите номер

этого предложения

Рефлексия. - Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро, примените БСП . Примерное начало: Что стоит в истоке доброго поступка? Человек, который любит мир вокруг себя, Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела...

Рефлексия.

- Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро, примените БСП .

Примерное начало:

Что стоит в истоке доброго поступка?

Человек, который любит мир вокруг себя,

Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела...