Урок-практикум на тему «Бессоюзные
сложные предложения. Повторение.
Синтаксический и пунктуационный
разбор бессоюзного сложного
предложения"
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое своё,
И нет планет, похожих на неё.
Е. Евтушенко .
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
- развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
- совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
- употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.
Бессоюзное сложное предложение
Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой
Назовите корень, приставку.
На какой согласной оканчивается приставка?
С какого согласного начинается корень?
Сформулируйте правило написания данной орфограммы.
- Не имеющий жалости –
- Лишенный смысла –
- Не имеющий вкуса –
- Не дающий результата –
- Покрытый царапинами –
- Не имеющий звука –
- Лишенный порядка –
- Не имеющий чувств –
- Предложение не имеющее союзов –
Орфографическая пятиминутка.
- Не имеющий жалости – бе з жалостный
- Лишенный смысла – бе с смысленный
- Не имеющий вкуса - бе з вкусный
- Не дающий результата – бе з результатный
- Покрытый царапинами – и с царапанный
- Не имеющий звука – бе з звучный
- Лишенный порядка – бе с порядочный
- Не имеющий чувств - бе с чувственный
Предложение не имеющее союзов – бе с союзное
Какие цели урока поставим?
- обобщить и систематизировать
знания о бессоюзных сложных предложениях;
- развивать умения
определять отношения между смысловыми частями БСП
соответствующие пунктуационные навыки;
- совершенствовать
- употреблять БСП
в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.
Подготовка к ОГЭ.
“ Мозговой штурм”
Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта” Запишите эти слова:
Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.
А с каким цветом ассоциируется слово счастье?
Дайте определение слову ДОБРО
Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова)
Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности.
На каждом лепестке цветка
доброты напишите сложное
слово, первая часть которого
слово ДОБРО.
“ Лучше добрым на свете
Эпиграф к уроку:
быть: злого в мире и так довольно”
(Л.Н. Толстой)
Как вы понимаете это высказывание?
Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
- Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.
Объясните знаки препинания.
- Почему автор использует бессоюзное предложение?
- Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?
-Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.
(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)
5. Работа с текстом.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)
4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “ подлинно человеческое” ( предложение 3 )
6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип .
7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)
8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения
9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).
10. Найдите СПП с придаточным причины . Напишите номер
этого предложения
Рефлексия.
- Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро, примените БСП .
Примерное начало:
Что стоит в истоке доброго поступка?
Человек, который любит мир вокруг себя,
Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела...