СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум в форме деловой игры "Корректор"(тема "Наречие")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для проверки знаний обучающихся по теме "Наречие".

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум в форме деловой игры "Корректор"(тема "Наречие")»


Булгаковский филиал МБОУ 2-Гавриловской средней общеобразовательной школы







Провела учитель русского языка

и литературы Копылова З.П.








С. Булгаково 2021г.




Цель урока: проверить знания учащихся по теме «Наречие», ликвидировать

пробелы в знаниях, помочь в организации самостоятельной

работы по совершенствованию своих умений и навыков.

Воспитание у школьников орфографической и пунктуационной

зоркости, формирование норм правильной литературной речи.


Оборудование: карточки для индивидуальной работы, раздаточный

материал, «Толковый словарь русского языка»


Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Работа по теме урока.

- Вступительное слово учителя:

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?!

Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший

сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

И горько думать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка, опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

(Школьникам предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания)

- Сегодня в течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Корректор должен хорошо знать язык и должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным и аккуратным. Выполним следующие задания:

Задание 1. Выпишите из отрывка А.С. Пушкина, записанного на доске, слова с орфограммой ь после шипящих, объясните правописание.

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтобы он её исполнил точь-в-точь.

Так и лоб от расплаты избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь.

Задание 2. Перед вами стихотворение поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.


Жалоба

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваей племяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчира за дектант на слова

Учитель поставил два.

А сам сказал, что маю работу

Даже не смок прочитать.

Папраси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять.

1). Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

2). Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

3)Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3. Работа с текстом. Записать предложения, объяснить написание наречий, два наречия разобрать по составу.

С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля не просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало-помалу желтеют, лишь по-прежнему зеленеет озимь.

Задание 4.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты. Проведём орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах)

Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, до смерти, квитанция, комбинат, конверт, мало-помалу, мельком., на лету, на миг, на глазок, на скаку, на ходу, неистово, никак, ничуть, по двое, под силу, с налёту, с разбегу, точь-в точь.

Задание 5. Индивидуальная работа по карточкам

Задание 6. Инсценировка «Рецепт»

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В седьмом.

- А дружно вы живёте в своём классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

- Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь то хорошо?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.


- Нормально… В пух и прах хвалит… да болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт – учебник русского языка.

Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём здесь ошибки?

Задание 7. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:

(До) смерти, (на)глазок, (на)днях, (на)совесть, (на) лету, (на)скаку,9на)ходу,(по)двое,(по)трое (на) миг,(с) разбегу.

Задание 8. Очень важным для корректора является – знание орфографической зоркости. Сейчас мы это проверим. Для этого проведём графический диктант по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями» Если Не пишется слитно с наречием, ставим +, раздельно –то -,

Сделал небрежно, выполнил неаккуратно, заглядывает нередко, уехал совсем не далеко, немного пониже, ничуть не интересно, нырнуть совсем не глубоко, петь негромко, скакать небыстро.

Задание 9. Проведём игру «Составь слово»

От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного добрый – корень, от прилагательного новому – окончание (По-доброму). Составьте с этм словом предложение.

3.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

4. Задание на дом: подготовиться к диктанту.