СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- практикум "Все мы дома химики"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум проводился  в 11-м классе. Учащиеся работали   с образцами, которые можно найти в каждом доме. На уроке учащиеся определяли качество меда, поработали в  маленькой "химчистке". В разработке  содержится материал для учителя и раздаточный материал для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок- практикум "Все мы дома химики"»



Дорогие ребята! Мы находимся с вами в школьном магазине, где каждый из вас может приобрести продукты питания или товар, используемый в хозяйстве. Но вам надо потрудиться и ответить на некоторые вопросы. На витрине вы видите мыло, стиральный порошок, чернила, шампунь, дезодорант, лимоны, подсолнечное масло, баночку меда, кухонную соль. Все это применяется в быту. Давайте поговорим о положительных и отрицательных качествах нашей продукции.

Мыло.

Его применение в быту известно. А как ещё используют мыло? Многим кажется, что мыло может использоваться только в прачечных и в домашнем хозяйстве, но это далеко не так. Мыло применяется в самых разных случаях, порой неожиданных. Мыльными пузырями пользуется служба прогноза погоды. С помощью мыльных пленок, созданных на проволочных контурах, решаются сложные задачи.

Запуск мыльных пузырей – веселая детская забава. А возможно ли найти применение мыльному пузырю в метеорологии, а тем более в её военном направлении? На этот вопрос нас натолкнуло одно редкое фото. На этом снимке, сделанном в Черновцах в 1916 году, как раз и приведен пример использования мыльных пузырей в военных целях.

Прологом к появлению мыльного пузыря в армии стали события под городом Ипр, где 22 апреля 1915 года произошло первое масштабное применение боевых отравляющих веществ – немецкими военными был распылено 168 тонн  хлора и движимые ветром облака ядовитого газа двинулись на французские позиции. Применение нового вида оружия – химического, заставило воюющие стороны пойти на создание специальных подразделений, задачей которых был постоянный мониторинг погоды на предмет возникновения благоприятных условий для использования ядовитых газов как собственными войсками, так и войсками противника, а также расчет последствий их применения на определенном участке фронта.

В Русской императорской армии этим занимались химические команды и военные метеорологи – именно ими и был взят на вооружение мыльный пузырь. С помощью запуска мыльных пузырей проводилась анемометрическая разведка – изучалось движение воздушных масс в приземном слое на высоте около 2-х метров над поверхностью земли, чтобы иметь представление о возможном направлении движения газовой волны и о том, как окружающий рельеф способен повлиять на изменение ее движения. Способ был весьма прост и позволял достаточно быстро получить необходимые данные передовыми наблюдателями в непосредственной близости от позиций противника.

В метеорологии и аэронавтике прототип мыльного пузыря — аэростат — используется для разведки погоды и увлекательных воздушных путешествий. В оболочке мыльного пузыря находится горячий воздух, который обладает меньшей плотностью, чем холодный, поэтому пузырь способен подниматься вверх. По такому же принципу взлетает в небо аэростат.


Задание учащимся:


У вас есть мыльные пузыри. 1. Повторите с их помощью, какие действия совершали химические команды, и зачем они использовали мыльные пузыри. 2.Какой прототип мыльного пузыря для разведки погоды используется в метеорологии?


Чернила.


Иногда большие хлопоты доставляет хозяйкам выведение чернильных пятен из белой ткани. Способ выведения чернильных пятен зависит от красителя, входящего в их состав. Чернила готовят чаще всего на основе анилиновых красителей. Для изготовления канцелярских чернил используют, например метиловый фиолетовый краситель, для синих чернил авторучек – метиленовый голубой. Метиленовый фиолетовый краситель под действием минеральных кислот изменяет свой цвет сначала на зеленый, а затем на желтый. Метиленовый голубой краситель можно удалить с ткани при помощи этилового спирта – краситель в нем хорошо растворяется. Пятна (в том числе и чернильные) с белой ткани можно удалить с помощью отбеливателей – гипохлорита натрия или перекисью водорода. В этом случае окраска исчезает из-за глубоких изменений, которые происходят с красителями под действием сильных окислителей. Все же надежнее и проще всего выводить цветные пятна с помощью имеющихся в продаже готовых средств, предназначенных для удаления пятен самого различного происхождения.

Задание учащимся: вам выдано несколько кусочков ткани, на которых есть чернильные пятна. Ваша задача, определить какой краситель есть в чернилах, и удалить эти пятна с ткани.


Мёд


Иногда, случается, мы болеем. И часто для лечения покупаем мед, чтоб добавлять его в чай или просто употреблять. Как же нам не ошибиться и купить качественный мёд?


В состав мёда натурального входит около 75% глюкозы и фруктозы, 1-1,5% сахарозы и 18% воды, ещё витамины, минеральные соли, ароматические вещества, фермент, органические кислоты. Другой же – недоброкачественный, содержит мел, крахмал, муку, древесные опилки, сахар и т.д. И эти примеси в составе мёда можно легко обнаружить. Сначала нужно в одинаковых пропорциях развести мёд с водой. Нерастворимые примеси упадут на дно или всплывут на поверхность раствора. Для обнаружения крахмала добавляют в раствор несколько капель йода (качественная реакция на крахмал). Наличие крахмала – синий раствор. Мел определяют уксусной кислотой. Если происходит «вскипание» (выделение углекислого газа), значит, имеется примесь мела. Если к мёду подмешана сахарная патока, добавление нитрата серебра выпадет белый осадок хлорида серебра. Если при долгом хранении мёд превращается в крупные кристаллы, это указывает на наличие сахарозы.


Задание учащимся: 1.проанализировать выданные образцы мёда; 2. Сделать выводы о качестве исследуемого мёда.



Нерастворимые примеси

крахмал

мел

Сахарная патока

Образец №1





Образец №2






Кухонная соль


Хлорид натрия – вещество, которое не портится, является хорошим консервантом пищевых продуктов, и у всех народов нашей планеты является символом верности, постоянства, надежности. Это не только незаменимый пищевой продукт, но и хороший доктор. Как использовать кухонную соль в лечебных целях?


Использование соли при ломкости ногтей.

 Нам понадобятся две ст. ложки соли и стакан теплой воды. Растворяем соль и опускаем в раствор руки или ноги, ждем пятнадцать минут. После нескольких таких «ванночек» ногти перестанут слоиться и ломаться.

Лечение солью при ожоге

Сразу намочите больное место водой и засыпьте обильно солью, держать надо около 1 часа, сначала жжет, потом смойте и смажьте гусиным салом. От ожога не останется и следа.

Пословицы и поговорки

Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей, хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.

  • Без денег торговать, как без соли хлебать.

  • Без соли и стол кривой

  • Без соли и хлеб не естся

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

  • Без соли хлеб не еда.

  • Без соли, без хлеба — половина обеда.

  • Без соли, без хлеба — худа беседа

  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко

  • Без хлеба смерть, без соли смех.

  • В людях форсит, а дома без соли сидит.

  • Велика твоя хлеб-соль, а всё корочки.

  • Всем угодишь — себе насолишь

  • Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

  • За хлебом-солью каждая шутка хороша

  • И старая кобыла до соли лакома

  • И тесно и на брюхе пресно

  • На хлебе, на соли, да на добром слове

  • Несолоно есть — что с немилым целоваться

  • От пресной еды и бары хворают

  • От хлеба-соли и царь не отказывается

  • Помяни соль, чтоб дали хлеба

  • Пуд соли вместе съесть

  • Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.

  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

  • Соли не жалей, так и есть веселей

  • Соли нет, так и слова нет

  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

  • Хлеб да соль и обед пошел.

  • Хлеб-соль — заемное дело.

  • Хлеб-соль ешь, а правду режь

  • Хлеб-соль и во сне хорошо

  • Хлеб-соль кушал, а нас не послушал

  • Хлеб-соль разбойника побеждает

  • Хоть бы песок, лишь бы солил

  • Щепотка соли делает сахар слаще

  • Запас соли не просит

  • И старая кобыла до соли лакома

  • Камзолы зеленые, а щи не соленые

  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди

  • Кто ворует, тот горюет, а мы живем — хлеб-соль жуём

  • Лень без соли обедает

  • Лень добра не делает, без соли обедает

  • Лень и щи без соли хлебает

  • На соль пьётся, на хлеб спится

  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать

  • Нам хоть песок, только б солил

  • Не солоно хлебавши

  • После хлеба-соли обед сном золотят

  • Русский человек хлеб-соль водит

  • Соль варим, а сами в нужде сидим

  • Старая хлеб-соль не забывается

Дорогие ребята! В завершение нашего школьного магазина я вам предлагаю узнать вещества по их формулам. Найти соответствие названию и формулам веществ.

Na2CO3 ∙ 10 H2O кристаллическая сода

NaCl поваренная соль

C12H22O11 сахароза (сахар)

CH3COOH уксус

C6H10O5 крахмал

C17H35COONa мыло













































Мыло.




Запуск мыльных пузырей – веселая детская забава. А возможно ли найти применение мыльному пузырю в метеорологии, а тем более в её военном направлении? На этот вопрос нас натолкнуло одно редкое фото. На этом снимке, сделанном в Черновцах в 1916 году, как раз и приведен пример использования мыльных пузырей в военных целях. В Русской императорской армии этим занимались химические команды и военные метеорологи – именно ими и был взят на вооружение мыльный пузырь.




Задание учащимся:


У вас есть мыльные пузыри. 1. Повторите с их помощью, какие действия совершали химические команды, и зачем они использовали мыльные пузыри. 2.Какой прототип мыльного пузыря для разведки погоды используется в метеорологии?









Чернила.


Иногда большие хлопоты доставляет хозяйкам выведение чернильных пятен из белой ткани. Способ выведения чернильных пятен зависит от красителя, входящего в их состав. Чернила готовят чаще всего на основе анилиновых красителей. Для изготовления канцелярских чернил используют, например метиловый фиолетовый краситель, для синих чернил авторучек – метиленовый голубой. Метиленовый фиолетовый краситель под действием минеральных кислот изменяет свой цвет сначала на зеленый, а затем на желтый. Метиленовый голубой краситель можно удалить с ткани при помощи этилового спирта – краситель в нем хорошо растворяется. Пятна (в том числе и чернильные) с белой ткани можно удалить с помощью отбеливателей – гипохлорита натрия или перекисью водорода. В этом случае окраска исчезает из-за глубоких изменений, которые происходят с красителями под действием сильных окислителей. Все же надежнее и проще всего выводить цветные пятна с помощью имеющихся в продаже готовых средств, предназначенных для удаления пятен самого различного происхождения.




Задание учащимся:


Вам выдано несколько кусочков ткани, на которых есть чернильные пятна. Ваша задача, определить какой краситель есть в чернилах, и удалить эти пятна с ткани.


























Мёд



В состав мёда натурального входит около 75% глюкозы и фруктозы, 1-1,5% сахарозы и 18% воды, ещё витамины, минеральные соли, ароматические вещества, фермент, органические кислоты. Другой же – недоброкачественный, содержит мел, крахмал, муку, древесные опилки, сахар и т.д. И эти примеси в составе мёда можно легко обнаружить. Сначала нужно в одинаковых пропорциях развести мёд с водой. Нерастворимые примеси упадут на дно или всплывут на поверхность раствора. Для обнаружения крахмала добавляют в раствор несколько капель йода (качественная реакция на крахмал). Наличие крахмала – синий раствор. Мел определяют уксусной кислотой. Если происходит «вскипание» (выделение углекислого газа), значит, имеется примесь мела. Если к мёду подмешана сахарная патока, добавление нитрата серебра выпадет белый осадок хлорида серебра. Если при долгом хранении мёд превращается в крупные кристаллы, это указывает на наличие сахарозы.




Задание учащимся: 1.проанализировать выданные образцы мёда; 2. Сделать выводы о качестве исследуемого мёда.






















Нерастворимые примеси

крахмал

мел

Сахарная патока

Образец №1





Образец №2














Нерастворимые примеси

крахмал

мел

Сахарная патока

Образец №1





Образец №2














Нерастворимые примеси

крахмал

мел

Сахарная патока

Образец №1





Образец №2














Нерастворимые примеси

крахмал

мел

Сахарная патока

Образец №1





Образец №2







  1. Na2CO3 ∙ 10 H2O уксус



  1. NaCl мыло



  1. C12H22O11 крахмал



  1. CH3COOH кристаллическая сода



  1. C6H10O5 сахароза (сахар)





  1. C17H35COONa поваренная соль