СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Правописание приставок пре-, при-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Правописание приставок пре-, при-"»

6 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта

ТЕМА «Буквы о – а в корнях –гор-, -гар-.»

Азизян В. А., учитель МОУ гимназия № 41 г. Люберцы

ЦЕЛЬ УРОКА:

1 научить школьников различать написание

корней с чередующимися гласными;

2 выработать умение разграничивать

омонимичные корни;

3 способствовать формированию интереса

к орфографии и внимательному отношению

к слову.


Тип урока: комбинированный.



Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа.


Планируемый результат

Предметные умения



  • уметь правильно писать гласные в корнях с чередованием;

  • уметь отличать корни с чередованием от омонимичных корней;

  • уметь составлять предложения со словами.с чередующимися гласнымив корне; уметь правильно употреблять их в речи


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная

1. Русский язык 6 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А


Организационный момент. Самоопределение

к деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Личностные : самоопределение;

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Сегодня мы познакомимся с новой темой, но её название вывести нужно будет самим, послушаем сказку, но её концовку нужно придумать вам, многому научимся, но для этого надо будет потрудиться. Готовы?

А начнём мы с того, что больше всего любят дети, - с игры.



II этап. Учебно – познавательная деятельность.


Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З),

«понимание» (П), «умение» (У)

УУД

Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал

Мобилизующий этап

Игра « Третье лишнее»

На доске написаны слова:

1) Предпол..жить, предпол..гать, г..релый;

2) Возр…стной, заг...р, выр..щенный;

3) Заг…релый, отр…сль, р..сток.

Прочитайте ряды слов, выделите в каждом ряду лишнее слово по двум признакам.

Расскажите о написании гласных в корнях –лож-, -лаг-, в качестве примеров используйте слова первого ряда.

Расскажите о написании безударных гласных в корнях –раст-, -рос-, -ращ-, для примеров используйте слова второго и третьего ряда.

Как называются такие корни? (Корни с чередованием гласных.)



Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Постановка учебной задачи

Цель –учить школьников формулировать тему урока, ставить цели.

Подводящий к теме диалог:

- Назовите слова, выделенные из каждого ряда. ( горелый, загар, загорелый)

- В какой морфеме были пропущены буквы? (В корне)

-Какие буквы вы вставили?( о, а)

- Сколько в классе мнений? (Два)

- Почему?

- Чего мы ещё не знаем? (Как пишутся эти корни)

- Какой будет тема нашего урока?

( Запись темы на доске и в тетрадях)

«Буквы о – а в корнях –гор-, -гар-.»

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

( Познакомиться с правилами написания гласных о-а в корнях -гор-, -гар-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.)


Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

регулятивные : формированию действий целеполагания;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические-формулирование проблемы



Построение проекта выхода из затруднения

Цель – учить школьниковстроить логические цепочки рассуждений, обогащать словарный запас.

Исследовательская работа

Работа над новой темой..

- Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь определить закономерность в написании корней.

ЗАГАР ЗАГОРЕЛИ

УГАРНЫЙ ОБГОРЕТЬ

ГАРЬ ГОРЕЛКА

- Какие есть гипотезы? (Учитель выслушивает все гипотезы, подводя учащихся к выводу:

Под ударением пишем а, без ударения – о.)

(Учащиеся объясняют правописание каждого слова)

- Скажите, какое лексическое значение имеют слова горе­лый, гореть, загар?

- Мы видим, что корень –гор-гар- имеет значение поддаваться воздействию огня, жара.

- Так каким же правилом надо пользоваться, чтобы правильно писать слова, в которых есть корни –гор-, -гар-.»

- Проверим правильность нашего вывода.

(Чтение материала учебника.)

Составление алгоритма (фронтальная беседа).

  • Пользуясь правилом написания корней с чередованием - гор - ,

-гар-, восстановим последовательность действий.

(Коллективное заполнение схемы: ученики на отдельных листах, а учитель – на демонстрационном формате).




Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование,

логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации










Первичное закрепление

Цель – учить школьников правильно писать гласные в корнях с чередованием, пользоваться алгоритмом.

Закрепление изученного материала.

Объяснительный словарный диктант с обозначением изученной орфограммы:

Возгораться, выгореть, горючий, разгар, догорать, загорелый, нагорать, погорелец, загар, угореть.

Задание: объясните, какие гласные надо писать в корнях этих слов: выгарки, пригарь,изгарь.

( Ученики объясняют, руководствуясь правилом. Учитель открывает доску с заранее написанными словами)

- Что удивляет? Какие видите факты? (Слова пишутся не так, как предполагали)

Как называются слова, написания которых противоречит правилу?

( Слова-исключения)

В правиле есть исключения:. Запись слов с объяснением их лексических значений.

Проговорите теперь правило полностью.

- Сложное ли правило? (Нет.)

-Действительно, для наблюдательного человека это совсем нетрудно. Не боитесь проверить свои новые умения на практике?




Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку;

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Цель- формирование чувства уверенности в своих силах.

Физкультминутка на регуляцию психологического состояния.

«Не боюсь»

Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:

Говорю себе всегда:

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я , не тороплив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.


Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель – учить школьников правильно писать гласные в корнях –гор-, -гар-, отличая их от омонимичных корней

Иногда и корням - гор - и- гар – приходится сложно.

Послушайте сказку и поймёте почему.

Чтение лингвистической сказки

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но всё- таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-,- гар-. Все дела они делили пополам. –Гор- работал в безударном положении, а –гар -принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень –гор- бежал на службу, а если в предложении встречались слова загар, угар, огарок, то торопился корень –гар-.

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

-Мы твои истинные братья,- нашептывали они корню – гор -, -посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, горестный. Бери нас в свою семью, а корень – гар – гони подальше.

Засомневался корень – гор - , и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе! ) и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

- Как можно помочь корню –гор- выйти из затруднительного положения? Какие есть гипотезы?

(Корни в этих словах одинаковы только внешне: они одинаково пишутся и произносятся, но значение их различно. Они подчиняются разным правилам.)

Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горе и гора?

(Правило написания проверяемых безударных гласных в корне слова)

Личностные: способствовать развитию творческих способностей в разных видах деятельност.

Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.

Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией



Выборочное списывание с проверкой по образцу (У)

Задание:

  • I вариант выписывает слова, в которых есть проверяемые гласные в корне слова.

  • II вариант выписывает слова, в которых есть корни с чередованием.

Графически объясните свой выбор

(Слова представлены на слайде)

Горевать, гора, горелый, горе, гористый, горемычный, горестный, горный, горит, разгорелся, горочка, горянка, обгорел.

Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала, формировать способность самооценки своих действий;

Самостоятельная работа. «Буквенный диктант» с последующей самопроверкой.

Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг..рел, уг…рный, г…рец, заг…релый,прриг...рь.

(В тетрадях должна появиться запись:


1-о 2-о, 3-о, 4-а, 5-о, 6-о, 7-а, 8-о, 9-о,10-а.)

(Самопроверка)

В написании каких слов были допущены ошибки? Объясните, почему эти слова надо писать так?

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – учить школьников формулировать тему высказывания, создавать текст , используя слова с изученными орфограммами.

Создание собственного текста. (У)

  • Творческая работав парах:

Сформулировать тему, которая объединяет данные словосочетания; обозначить изучаемую орфограмму; составить небольшой рассказ, используя записанные словосочетания:

Г..рит костёр; заг..релые лица; отличный загар, сг…ревшая ветка, заг..рать на солнце.


(Чтение получившихся текстов, обсуждение, выбор самых интересных работ)



Личностные: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в паре и брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Рефлексия деятельности

Цель – подвести итоги урока.

Итоги и рефлексия (У)


- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

Личностные : адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.


Дифференцированное домашнее задание:

1 вариант: продолжить сказку, услышанную на уроке, рассказать, как корни вышли из затруднительного положения.

2 вариант: составить словарный диктант из 12 словосочетаний с корнями –гор-, -гар-,





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!