УМК «Школа России»
Рамзаева Т.Г. Русский язык, 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.
Цель: формирование умения орфографически-грамотного письма с парными согласными, находящимися на конце и в середине слова
Задачи:
1. Развивать умение находить в устной и письменной речи слова с парными согласными по звонкости- глухости, требующие проверки.
2. Выделить два способа проверки слов на орфограмму: написание парных согласных.
3. Закрепить знания об изученных орфограммах.
4. Развивать устную речь, внимание, память, логическое мышление обучающихся.
5. Прививать эстетический вкус при первичном восприятии литературных произведений, используемых на уроке русского языка.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания
Работа с словарным словом и минутка чистописания
Актуализация знаний .
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация проекта. Работа с правилом
Физминутка
Первичное закрепление темы с проговариванием.
Включение в систему знаний. Треннинг
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
Сценарий урока.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Я рада видеть, дети, ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом.
- Проверим свою осанку, правильное расположение тетради на парте.
- Ребята, подготовим тетради к работе.
- Записываем число. Классная работа. Ставим в этих строках ударение, делим слова на слоги, выделяем безударные гласные, подчёркиваем изученные орфограммы.
2. Проверка домашнего задания. (Упражнение 208)
- Прочитайте текст домашнего упражнения. Кто автор этих строк? Что это за
тип текста? (описание)
- Почему вы так решили? (Описывается погода вчерашнего дня)
- Какие буквы вы вставили и почему?
Ст…яли, я вставил(а) букву о, проверочное слово стой.
М…розцы, я вставил(а) букву о, проверочного слова нет, буква для
запоминания. Подчёркиваем эту букву 3 раза.
Пот…плело, я вставил(а) букву е, проверочное слово тёплый.
Сн..жок, я вставил(а) букву е, проверочное слово снег.
Пор..шило, я вставил(а) букву е, проверочное слово пороша.
- На какие орфограммы можно разделить все слова, в которых были пропуски
букв? (Слова с проверяемой безударной гласной и слова с непроверяемой
безударной гласной)
- Запишите эти слова в два столбика.
3. Работа с словарным словом и минутка чистописания.
- Кто был внимателен, какое слово для запоминания было предложено вам
после домашней работы? (Пороша)
- Ребята, подскажите, где мы будем смотреть лексическое значение слова?
(Учитель демонстрирует различные словари: орфографический, словарь
антонимов, словарь синонимов, толковый словарь, орфоэпический)
(В толковом словаре С. И. Ожегова: пороша — свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
- Ребята, прочитайте это слово так, как оно пишется. В какой словарь вы
загляните, чтобы узнать правильное правописание слов?
- А теперь прочитайте слово так, как оно произносится.
- Сравните произношение и правописание и скажите: какую букву в
написании этого слова надо запомнить? (Дети записывают это слово всю
строку, ставят ударение, букву для запоминания подчёркивают три раза)
- Придумайте предложение со словом пороша или с его родственными словами.
- Посмотрите внимательно на изображение:

- Назовите буквы, которые вы здесь увидели:
Г ж ш п т з с ф б к д в ч щ ц э о е
Учитель записывает эти буквы на доске.
- Вычеркнем гласные буквы. Назовите.
- Найдите лишние буквы, а оставшиеся можно будет объединить в одну группу (х ч щ ц). Как будет называться эта группа? (Парные согласные буквы)
- Запишите каллиграфически грамотно оставшиеся буквы парами в тетрадь, представив себя в роли Деда Мороза, рисующего на стекле. Помните, высота букв должна быть чуть ниже середины рабочей строки. Я начну, а вы продолжите:

Что заметили? (Это парные согласные, первая буква обозначает звонкую согласную букву, а другая - глухую)
- Знакома ли вам эта орфограмма?
Сформулируем тему урока: « Парные согласные буквы»
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с парными согласными звуками, буквами.
Учитель прикрепляет на доску табличку: «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»
4. Актуализация опорных знаний.
- Вспомним, что мы знаем о правописании парных согласных.
- На какие группы делятся парные согласные звуки?
(По звонкости-глухости: одни звонкие, другие глухие)
(По твёрдости-глухости: парные твёрдые, парные мягкие, непарные твёрдые)
- Посмотрев, на этот слайд, мы сможем ответить на вопрос: Где в слове могут стоять парные согласные?
с/з моро...
п /б сугро...
т /д лё...
п /б прору...ь
ш /ж сне...ки
- Как проверить парный согласный звук на конце слова?
5. Выявление места и причины затруднений
- Нужно ли проверять написание парных согласных в середине слова?
- Знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в середине слова? (нет)
- А знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в конце слова? (Да, знаем.)
6. Построение проекта выхода из затруднений.
- А как вы думаете, как проверяются слова с парными согласными в середине слова?
- Возникает проблема: а можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова? Как вы думаете можно? (Ученики высказывают своё мнение.)
- Чтобы разрешить полученную проблему, попробуем применить правило для проверки парных согласных в конце к парным согласным в середине.
7. Реализация проекта.
- Подберём проверочное слово к слову сне…ки. (Сне…ки - снежок)
- Значит, делаем вывод, это правило подходит для проверки правописания парных согласных в середине слова? (Да)
- А я для проверки слова снежки подобрала ещё проверочное слово, посмотрите:
Снежки (слышится звук [ш])– снежный (слышится звук [ж])
Хлеб (слышится звук [п])– хлебный (слышится звук [б])
- Какой звук слышится на месте парных согласных? (ш, п)
- А какой звук слышится в проверочных словах? (ж, б)
- Почему так происходит? (В проверочных словах вместо гласных букв стоит буква н)
- А как вы думаете, после парной согласной кроме н, какие буквы могут стоять? (Непарные звонкие, кроме й.)
Работа с правилом.
- Открываем с.112 учебника, знакомимся с правилом.
- Совпадает ли оно с нашими выводами? (Да)
- Кто сможет нам рассказать это правило?
- Давайте запишем все слова со слайда по памяти с предыдущего слайда, а через черту проверочные слова.
Физминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Влево, вправо повернись,
И друг другу улыбнись.
Руки к солнцу протяните,
Лучики его словите
И к груди скорей прижмите
С этим лучиком в груди,
Ты на мир ясней гляди.
( Дети под музыку и слова, заученные одним из учеников, образуют два круга в классе – внешний и внутренний и начинают двигаться, взявшись за руки и демонстрируют то, что говорит ребёнок)
- Назовите из физкультминутки слова на правописание парных согласных?
8. Первичное закрепление темы с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику. Упражнение 210 – устно, пользуясь алгоритмом:
Чтобы написать слово с парной согласной, надо подобрать проверочное
поясок. Значит, в слове пояс, я на конце буду писать букву эс.
- Ребята, подскажите, пожалуйста, что это у нас за звёзды появились в учебнике у упражнения 211? (условное обозначение: работа в парах)
Работа в парах. Упражнение 211.
- Прочитайте выразительно стихотворные строки.
- Кто их автор? Из какого литературного произведения они?
- Какие картинки вы нарисовали бы к этим строчкам А.С.Пушкина?
- Найдите слова на изучаемую нами сегодня орфограмму. (Лапках, гусь, по лону вод, на лёд, снег, брег)
9. Включение в систему знаний. Тренинг с мультимедийными
Дисками Кирилла и Мефодия ( Игра Ошибкоград)
10. Рефлексия учебной деятельности.
- Почему надо проверять букву, обозначающий парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и перед глухим согласным?
- Как надо проверять?
11. Домашнее задание: выучить правило с.112; выписать из художественной книги, которую вы сейчас
читаете 15 слов на орфограмму: _____________________________ и через
черту проверочное слово. Ребята, а кому это задание покажется сложным, то выполните упражнение 212, используя домашнее правило.