СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок православной культуры по теме "Зачем творить добро"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока православной культуры для 4 класса по УМК А.В.Кураева "Основы православной культуры" 

http://nashol.com/2013042970828/osnovi-pravoslavnoi-kulturi-4-5-klass-kuraev-a-v-2010.html

Просмотр содержимого документа
«Урок православной культуры по теме "Зачем творить добро"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

г. Людинова Калужской области













открытый Урок православной культуры

в 5 классе по теме:

Зачем творить добро?









Автор: Митрушкина Татьяна Николаевна, учитель ОПК, первая квалификационная категория











2014-2015 учебный год.

Тема урока: Зачем творить добро?

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.
Задачи урока:

Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность)может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану ,делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться
Оборудование урока Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4-5., М.Просвещение,2012г, электронная презентация к уроку, карточки-задания, видеосюжет «О слепом и весне».
Применяемые технологии обучения: технология сотрудничества, проблемный диалог, технология критического мышления, ИКТ


План урока:


I. Организационный момент. Создание благоприятного эмоционального фона -2мин
II. Подготовка к изучению новой темы -10мин
1.Актуализация знаний
Просмотр видеосюжета «О слепом».
3.Обсуждение, постановка учебной задачи.
4.Игра «Цветок добра»
III. Открытие нового знания-15мин
1 .Беседа
2.Комментированное чтение текста.

3.Анализ текста.
4 .Врезка «Это интересно».
IV. Первичное закрепление. Работа в парах -13мин
1. Словарная работа .
2.Интерактивный тест.
3.Чтение 2-й части статьи Обмен мнениями.
V. Подведение итогов. Рефлексия. -3мин
VI. Домашнее задание.-2мин





















Ход урока:

I. Организационный момент. Создание благоприятного эмоционального фона
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

II. Подготовка к изучению новой темы

1) Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы беседовали с вами о Заповедях блаженства. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?
Учащиеся: Не отвечай злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе. Не судите, да не судимы будете.
Золотое правило этики: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по Его заветам, христианин обретает счастье.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет. Но персонажи сюжета разговаривают на иностранном языке. Попробуйте понять о чем они говорят?
2) Просмотр видео сюжета «Притча о слепом и весне».

3) Обсуждение. Постановка учебной задачи

Учитель. Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?
Учащиеся: Жалость, сострадание, грусть, желание помочь
Учитель: А как вы оцениваете поступок молодой девушки, переписавшей табличку?
Учащиеся: Проявила милосердие, совершила добрый поступок, исполнила заповедь Божию, поступила как настоящий христианин и т.д.

Как вы думаете, что написала девушка на табличке?

Учащиеся дают предположительные ответы. Переводят с текст с английского языка.

«Ничего такого, чтобы было неправдой. Я просто написала ее немного по-другому».

Новая надпись на табличке была такая:

«Сейчас весна, но я не могу ее увидеть»

Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети. О добре

На слайде открывается слово «…добре?»
Учитель. Но почему у меня слово добро открылось с вопросительным знаком?

Какой вопрос могут задать христиане?

Учащиеся: Зачем творить добро?
Учитель: Сегодня мы узнаем, как на этот вопрос отвечают христиане.

Ребята, а как, по-вашему, что такое добро? А каких людей называют добрыми? Составьте из пары слов подходящие по смыслу слова к доброму человеку.

Добро – сердце (добросердечный)

Добро- совесть (добросовестный)

Добро- желание (доброжелательный)

4)Игра «Цветок Добра»
Учитель: Приходилось ли вам совершать добрые дела?
Учащиеся: Да
Учитель. Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра.

III. Открытие нового знания
1) Беседа. Подготовка к восприятию
Учитель: Почему люди творят добро?
А как на этот вопрос отвечают христиане?
Прочитаем об этом в тексте учебника (стр. 68 до слова самоотверженность)
2) Комментированное чтение текста.

Какие вопросы, связанные с содержанием текста у вас возникли?
Какую часть статьи требуется пояснить?
3) Анализ текста.
Учитель: Сформулируйте «золотое правило этики»
Это правило принимают все люди, однако в чем разница в понимании этого правила разными людьми?
Учащиеся: все люди, живущие по этому правилу, добрые, но не все среди них христиане.
Учитель: Какие взгляды христиан убеждают соблюдать это правило?
Учащиеся: почитают Христа своим Богом и Спасителем, подражают Христу»

Учитель: Чем пожертвовал Иисус Христос для человечества?
Чем можем пожертвовать мы?

Объясните слова Христа «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить»
Кто такие апостолы?
Почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал?
Учащиеся: Страх перед возможностью снова совершить предательство
Учитель: Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит
Учащиеся: Нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь.
Учитель. Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?
Его поступок может показаться странным, непонятным, но с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие. Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души а, не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше. И его брат, Апостол Андрей, также просил распять себя на косом кресте.

4 .Врезка «Это интересно».
Апостол Петр. Апостол Андрей
Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим. Как называют таких людей? Учащиеся: Самоотверженные

IV. Первичное закрепление. Работа в парах.
1) Словарная работа
Учитель. Как вы поняли слово «самоотверженность». Зачитайте из текста
Учащиеся: Подражая жертве Христа ,Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность
Учитель: А теперь попробуйте сами дать определение слову «Самоотверженность».

Работа по карточкам в парах.
Задание 1. На карточках подчеркните, какое определение можно дать слову «Самоотверженность».
Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

После обсуждения даем определение
Задание 2. Среди ряда слов выбрать сходные по ценностному смыслу и противоположные по ценностному смыслу слова и расположить их в 2 столбика
Самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность
Слова расположить в таблице:
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку Слова с основой «само», имеющие положительную оценку

Проверка.
2) Интерактивный тест. «Доброе дело настоящее, если…»
Учитель. История хранит немало примеров самоотверженности. Так известный польский педагога Януш Корчак, шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Или пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.

О второй причине, по которой христиане стремятся творить добро, мы узнаем из текста на стр.69.

3). Чтение 2-й части статьи учебника. Обмен информацией
Учитель: Назовите вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро
Учащиеся: Переживание духовной радости.
Учитель: Жизнь святых может служить ярким примером доброделания.
Они делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро.) Например, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие.
Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни. Поясните его слова: «Радость моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...» О каком спасении идет речь?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель. Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к некоторым своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной ,а для этого надо творить добро людям.
Отметьте в оценочном листе ваши впечатления:
Мне было легко, и я быстро справлялся с заданиями.

Мне было трудно, но я справлялся с заданиями.

Мне было трудно, но помогли друзья.

Учитель. А сейчас давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: зачем же творить добро с точки зрения христиан?
Дети. Христианин, который делает добрые дела, подражает самому Христу, он не теряет, а приобретает гораздо больше, а также получает огромную духовную радость.
VI. Домашнее задание.
В выполнении домашнего задания ученику предоставляется выбор

  1. Мини-сочинение " Мои добрые дела?"

  2. Найти и принести на следующий урок пословицы и поговорки о добрых делах.

  3. Выучить стихотворение о доброте.

Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни, и дарю вам песню «Дорогою добра».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!