СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-праздник "Русская Масленица"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема. Мозаика народов Крыма. Русские.

Данный материал позволяет познакомить детей с традициями русского народа,

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,

обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок-праздник "Русская Масленица"»



Сценарий урока-праздника «Русская Масленица»

Крымоведение 6 класс

Раздел II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства.

Тема. Мозаика народов Крыма. Русские

Цели: познакомить детей с традициями русского народа,

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,

обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.


Выходят дети-ведущие


1.Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.


2.Масленица, будь здоровенька,

Тебя встретим хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С варениками!


3.Маслена неделя

В гости прилетела.

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

Домой потрусила.


Учитель:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

Звучит запись Хоровод на мотив «У нас завтра субботея»)


А мы Маслену встречали,

На горушке побывали,

Повстречали, душа, повстречали.

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Выстилали, душа, выстилали.

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали,

А мы Маслену встречали,

Поливали, душа, поливали.

Повстречали, душа, повстречали.


Учитель: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название. (Рассказы детей сопровождается презентацией)







Понедельник Масленицы назывался «Встреча».

В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.

Учитель: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете?


  • Без блинов не Масленица,

Без пирогов - не именины.


  • Блин добр не один.


  • Блин не клин, брюха не расколет.


  • Первый блин - комом,

Второй – с маслом,

А третий – с квасом.

Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.


Учитель: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть?

Выбирают водящего с помощью считалочки. А он набирает себе команду:

Игра «Кочерга»

- Как зовут?

- Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)

- Что ел на завтрак?

- С кем ты любишь разговаривать по ночам?

- Чем ты чистишь зубы?

- А кто твои бабушка с дедушкой?

-Чем ты ковыряешься в носу?

Как зовут твоего друга?



О чём напишешь доклад?

Что подаришь маме на 8 марта?

Твоя любимая игрушка?



Где ты живёшь?

Что ты ешь на обед?

Чем ты подметаешь пол?

За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся (ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно, проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья



Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.


Учитель: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?

Загадки.


Стоит в углу Агрипина,

Большой рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)


Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)


Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)




Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(весна)



Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна)


Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)



Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...(Весна)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)


Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)


Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небо ушёл. (Печь, огонь, дым)

Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковорода)


Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)


На горячем донце выпекают солнце. (Блин)


На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)


Скороговорки(конкурс).


Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.


Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.


Щетина у свинки, чешуя у щучки.


У осы не усы, не усищи, а усики.


Полпогреба репы, полколпака гороху.


Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!



Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.


Учитель: И мы не лыком шиты!

- Выходи, честной народ. Нас частушка в пляс зовёт!

Частушки.


1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много –

Можем растеряться.



2. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.


3. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.



4. Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

5. Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.


6. Купи, тётя, мне коня

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.


7. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!


8.Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?


9.Говорили мне подружки:

-Не пляши, а только пой!

Не могу стоять на месте

Темперамент не такой!


10.У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые!

11.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

12.Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.


13.Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

14.Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

.


Учитель: Во время народных праздников было принято рассказывать

«докучные сказки».

А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:

«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказку сначала?»

«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).


Рассказывают два ученика: Сказка про ворону.

Шёл я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!




Шёл опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!


Снова шёл я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!


Я опять пришёл на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!


Я пришёл на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…


Учитель: Полно вам нас докучать

Нужно Масленицу величать!


Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

(дети разыгрываются сценки)

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.


- Фома, что из леса не идёшь?

- Да медведя поймал.

- Так веди его сюда!

- Да он не идёт.

- Так иди сам.

- Да медведь не пускает!


- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Что ж, раз мамка велит, надо идти!





Учитель: Продолжаем веселиться,

Ручеёк уже струится.


Русская народная игра «Ручеёк».

Под песню Н.Кадышевой «Течёт ручей, бежит ручей…»


Русская народная игра «Гори – гори ясно…»


Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки .Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.


Игра: «Заплети косу» (участвуют девочки).

Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

Учитель: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая ароматного. Всем желаем общения приятного!

Чаепитие.