Конспект урока по русскому языку; 4 класс
Тема: «Предложение с прямой речью».
Цель: создать условия для усвоения новых знаний о предложении с прямой речью. Расширить представления детей о знаках препинания в предложении, где прямая речь, следует за словами автора. Развивать умения пунктуационно оформлять такие предложения. Воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей, приобретают мотивацию процесса пунктуационного навыка.
Регулятивные УУД: учатся составлять план работы и работать в соответствии с ним.
Познавательные УУД: охотно выполняют познавательно- занимательные задания, учатся на их основе логически мыслить, совершать мыслительные операции и в результате получать (открывать) новые знания
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста)
Оборудование: схемы прямой речи, карточки с текстом.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы узнаем новые для вас секреты русского языка, помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта, А.С. Пушкина.
Сегодня мы будем делать следующее:
а) вы побываете корректорами
б) перенесёмся в старину
в) станем писателями.
Начнем. Посмотрите на доску: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в этом отрывке.
Пр_плыла к нему ры_ка спросила:
Чего тебе надобно старче
Ей с поклоном ст_рик отвечает:
Смилуйся государыня ры_ка
* Взаимопроверка и самоконтроль.
- Найдите и назовите предложения с прямой речью.
Проблемная ситуация с выходом на тему урока и цель по предложениям детей.
- Кто уже знает , что такое прямая речь?
- Какие вопросы возникают?
Что такое прямая речь?
Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
Как оформить на письме предложение с прямой речью?
- Что можете предложить вы, чтобы ответить на эти вопросы?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня вы узнаете, что такое предложение с прямой речью, научитесь правильно записывать такие предложения, отличать предложения с прямой речью от других предложений.
IV. Постановка проблемы.
Причитайте первое предложение отрывка.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Чего тебе надобно, старче?
- Из скольких частей состоит предложение? (из двух)
-И каких? (Слова автора, слова рыбки.)
-Чьи это слова: «Чего тебе надобно, старче?» (слова рыбки)
-Как вы это узнали? (есть слова, которые это указывают: «приплыла рыбка, спросила» слова автора)
Прямая речь- это передача чужой речи дословно, без искажений.
V.Решение проблемы.
Наблюдение по карточкам в группах. (В карточках даны предложения, отрывки стихотворений с прямой речью.)
VI. Объяснение
- А теперь вернёмся к нашему отрывку:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
-Рассмотрите предложение. Где стоят слова автора? (в начале предложения)
- А прямая речь? Как оформлена прямая речь? ( Заключена в кавычки, пишется с большой буквы, после слов автора двоеточие)
- Ребята, а что это за слово «старче»? (Старик - устаревшее уважительное обращение к старому человеку.)
-Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был ещё один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (звать кого-либо.) Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже. Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовём кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (не является членом предложения).
-Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми, если оно в середине предложения. Чего , старче, тебе надобно?)
- А теперь в группах разберите второе предложение.
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка».
-Давайте обобщим, что мы уже знаем о предложениях с прямой речью.
Две части (слова автора, прямая речь).
Прямая речь пишется всегда с большой буквы, где бы ни стояла.
Заключается в кавычки.
После слов автора – двоеточие.
Работа по схемам.
-Посмотрите на доску. (Показ схем). Как вы думаете, что это за схемы? (Схемы для записи предложений с прямой речью). Удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений с прямой речью. Выберите одну схему и составьте по ней предложение.
*Физминутка.
Закрепление первичного материала.
-У вас на столах карточки новым отрывком.
« Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо».
- Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек? (нет, так как отсутствуют слова автора.) Исправьте ошибку. Помните слова автора?
Корабельщики в ответ:
« Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо».
Запись в тетради, один исправляет у доски.
-А теперь посмотрим, какие глагола вводят прямую речь. (Спросила, отвечала, сказала.)
-Такие глаголы называются глаголы говорения.
- Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказал, сказала…говорил, говорила.. Это обедняет речь.
-чтобы этого у нас с вами не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами.
* Самостоятельная работа детей. Проверка и дописывание.
Закрепление изученного.
(На доске записаны предложения из сказок «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о попе и его работнике Балде».)
Прочитайте, расставьте знаки препинания. Запишите.
И вот свой задало я ль на свете всех меле, всех, румяней и белее?
Балда мыслит этого провести не шутка!
Вот из моря вышел старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.
Ясный месяц продолжал погоди об ней, быть может, ветер знает.
- Узнали, какие сказки? Расставьте знаки препинания, пользуясь схемами.
*Самопроверка и самоконтроль.
X. Итог урока. Рефлексия.
1.-Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока:
Чужая речь.
Слова автора.
Прямая речь.
Однородные члены.
Дословно.
2.Работа по тексту. Индивидуально.
3.
Достигли ли мы цели урока?
Что вы хотите сказать об уроке?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили?
Кому понравилось, как он работал?
Кто считает, что он работал не в меру своих сил?
X. Задание на дом.
Выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина.