СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Предложный падеж"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Предложный падеж"»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»







Технологическая карта урока

русского языка

В 4 классе ГКОУ Оши для слепых и слабовидящих обучающихся

Студентки КП-4группы

Кирнасовской Полины Николаевны











Учитель: Тромбач О.В. ________________

Методист: Бердышева Ю.С.________________



2023-24уч.г.

Г.Троицк.

Тема: «Предложный падеж»

Цель: Создание условий для систематизации и обобщения знаний у младших школьников с ОВЗ о предложном падеже; умение определять  предложный падеж в именах существительных  по его признакам и использовать в устной и письменной речи.



Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процесс выполнения совместной деятельности на уроке.


Предметные УУД:

•Уметь определять предложный падеж в именах существительных;

•Уметь выделять и писать окончания в именах существительных предложного падежа.



Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.


Познавательные УУД: поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; сотрудничать в совместном решении проблемы; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.


Оборудование: учебник ОМ «Школа России» Русский язык 4 класс, 1 часть; Автор- «Канакина В.П»; раздаточный материал: сигнальные карточки, карточки с заданиями, шаблоны телефонов.



Этап урока, цель этапа, время этапа

Методы и приемы обучения


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Виды контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

1

Орг. момент, мотивационный этап

Словесный (слово учителя, объяснение);

Наглядный (сигнальные карточки);


-Здравствуйте, ребята! Напоминаю, что меня зовут Полина Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.

-Улыбнитесь соседу по парте и приготовьтесь к активной работе.

-На ваших столах лежат карточки красные и зелёные, зелёные используйте при ответах на вопросы, а красные, если у вас возникли трудности и нужна моя помощь.

-Поднимите зеленую карточку, если вы готовы узнавать что-то новое.

-А я вам хочу пожелать хорошего настроения и успехов!

-Приветствуют учителя.

-Садятся за парты


-Слушают учителя



-Улыбаются соседу по парте, настраиваются на урок.

-Слушают учителя.

-Поднимают зелёные карточки.




Ф

Зрительный фронтальный

2

Самоопределение деятельности

Словесный (беседа, слово учителя, рассуждения учащихся)

Наглядный (доска, сигнальные карточки, раздаточный материал);

Практический

(определение темы и составление плана урока)

«Составь слово»

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в один замечательный город, где живут необычные жители-падежи, они для вас приготовили много интересных заданий.

-Мы вспомним, как зовут их, на какие вопросы они отвечают.

-А также мы закрепим знания об одном из них.

-А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам такое задание. Каждому из вас будет дана буква. Ваша задача встать так, чтобы у вас получилось слово. Это и будет тема нашего занятия.

-Всем понятно задание?

-Итак, выходим к доске и встаем в том порядке, чтобы у вас получилось слово.

-Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

-Верно, тема нашего с вами урока «Предложный падеж»

-А какой план мы можем поставить на урок, исходя из темы?

1) Вспомним, какие существуют падежи, и на какие вопросы они отвечают.

2)Закрепим знания о предложном падеже.

-Итак, чтобы нам попасть в город падежей. Нам нужно произнести волшебные слова.

-Послушайте! «Ты клубочек, наш скачи!

В город падежей путь нам укажи.

-слушают учителя

-отвечают

-Слушают учителя




-выходят к доске и пытаются составить слово: предложный



-понятно

-встают возле доски в правильном порядке



-пытаются сформулировать план урока




-повторяют волшебные слова « Ты клубочек, наш скачи!

В город падежей путь нам укажи».



Ф














Ф

Визуальный фронтальный контроль









Визуальный фронтальный контроль

4

Обобщение и систематизация знаний

Словесный (слово учителя, беседа,

объяснение заданий);

Наглядный (сигнальные карточки)

Практический: «заполни дом »,

«Подбери к картинке словосочетания», «Напиши, что на чём!»



































































































Физминутка


-Ребята, сейчас я вам прочитаю сказку про тех самых жителей.

-Слушаем внимательно, потому что мы будем по ходу сказки заполнять вот такой дом.

-Как вы видите здесь изображены жители с разными эмоциями, это не просто так. Каждый падеж он выражает какую-то эмоцию. Над каждым жителем пустой прямоугольник. А это значит, вам нужно вписать их имена. Также вы видите, что есть вот такой

овал, в него вы записывать будете вопросы, которые принадлежат каждому жителю, т.е падежам. А также в этом овале записывать слова-помощники. А еще у вас есть пустые строчки, где вы будете записывать предлоги, которые употребляются вместе с этими падежами.

-Ребята, поднимите зеленую карточку, если вы поняли задание?

-Ребята, мы с вами узнали тему и поставили план , теперь перейдем к его достижению.

1 пункт плана у нас звучит так:

1) Вспомним, какие существуют падежи, и на какие вопросы они отвечают.

-Теперь вы будете слушать сказку, и заполнять дом.

-Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую разминку.(провожу пальчиковую гимнастику)

Начнем!

-В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие жители- падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их.
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше…
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый?
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно. Вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос?
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга.

-Ребята, какой это падеж? Какие вопросы мы с вами запишем в овал?
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ у него всегда всё ЕСТЬ. - предложил шестой падеж. Употребляйся ты без предлогов, а то будет худо.

-Итак, ребята, запишите, пожалуйста, слово-помощник-ЕСТЬ под вопросами.

-А где мы должны вписывать предлоги, там мы ничего не пишем.

-Давайте слушать дальше.
- И чего это ему первому дали имя? У кого здесь первого родилась идея называть всех?
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО? А слово-помощник у тебя будет такое- НЕТ и с тобой хотят дружить предлоги –от, до, из, с. У, без, вокруг.

-Ребята, какой же будет следующий падеж? Какие вопросы, слово-помощник и предлоги мы запишем?

-Правильно, умнички! Записываем в дом.
-Ребята, дать вам конфеты, печенье? Спросил третий падеж.

– Раз ты у нас всем всё даёшь, Дадим и тебе имя, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ? Слово-помощник - ДАЮ, потому что ты же не жадина. Поделиться ты всегда рад. У тебя не много друзей предлогов, но они самые верные- к и по.

Обрадовался Дательный падеж.

-Итак, что мы запишем в дом?

-Верно!
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж.
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж.

Во всём вы виноваты все вопросы разобрали! Других нет!

  • Раз ты всех винишь , будешь Винительным! И твои вопросы Кого ? Что? Ты постоянно видишь, чем кто занимается, поэтому у тебя слово-помощник- ВИЖУ. У тебя тоже есть друзья, поэтому ты не такой плохой, как кажешься. Твои друзья предлоги- про, через, в, на, за.

  • -Так, давайте заполним. Какие вопросы, слово помощник и предлоги вы услышали?

  • -Какой?

  • -Верно! Молодцы!
    - И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход.
    - О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Твои вопросы Кем ? Чем? И ты будешь всегда доволен! Гордиться твое призвание- поэтому получай слово-помощник- ГОРЖУСЬ и твоими друзьями являются предлоги с, за, под, над, между.

  • -Итак, ребята записываем.
    Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем.
    - У меня родилась идея! – крикнул Родительный.- Надо дать шестому название.
    - Не название, а имя, поправил Именительный.
    - К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный.
    А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он.

  • -Ребята, повторили ли мы с вами падежи?

  • -Но у нас остался еще один падеж.

-Поэтому сейчас мы с вами переходим ко 2 пункту плана и вспомним все, что вы знаете о предложном падеже.

-Давайте я вам дочитаю сказку до конца, и мы с вами заполним последний шестой падеж.

  • Так как Предложный падеж о всех думал, поэтому получил вопросы О ком? о чём? Его словом-помощником стало слово-ДУМАЮ и подружился он с друзьями предлогами- о, об, на при.

  • -Запишем в домик.

  • -Давайте встанем из-за парт и немного отдохнем(физминутка)

  • -Давайте откроем учебники на стр 120 и прочитаем правило. Сначала про себя.

  • -Теперь вслух прочти(имя)

  • -А теперь потренируемся правильно определять предложный падеж.

  • -Итак, теперь откроем свои тетради и запишем число классная работа. Выполним упражнение 235. Прочитайте, что вам нужно сделать в этом упражнении. Итак, выходим по цепочке и записываем, так как показано в образце и выделяем окончания, пишем

  • -Хорошо.

  • -Теперь!

  • -Будем работать в группах.

  • -Про правила работы в группе не забываем.

  • -Напомните мне, пожалуйста?

  • -На доске у вас у каждой группы задания.

  • -Для 1 группы такое задание. У вас картинки и словосочетания. Вам нужно найти и прикрепить нужные слова, посмотрев на картинку, что на чем стоит.

  • -Я первое вам подскажу, как делать, остальное попробуете сами.

  • -Итак, мы видим, что чашка у нас на бокале.

  • -Поэтому ищем слова бокал и прикрепляем рядом с картинкой.

  • -Всем понятно, как выполнять данное задание?

  • -Так, второй группе такое задание. Оно немного, похоже с задание 1 группы, но немного различается. У вас есть картинка и слова. Вам нужно прикрепить рядом с картинками слова. Что на чем стоит.т.е первое я вам помогу. Шляпа на кукле, дальше попробуйте сами.

  • -Давайте проверим, что получилось у обеих групп.

-А сейчас мы с вами возвращаемся обратно и попробуем оценить свою работу на уроке.


-слушают учителя

слушают учителя.



-слушают объяснение учителя





-поднимают зеленую карточку.

-слушают учителя

-готовятся слушать сказку и заполнять дом.

-повторяют движения за учителем.

-слушают сказку.








-именительный


-Кто? Что?





-записывают слово-помощник-есть


-слушают





-записывают в домик

-родительный вопросы КОГО? ЧЕГО? Слово-помощник -НЕТ предлоги –от, до, из, с. У, без, вокруг.


-слушают





-запишем дательный падеж, вопросы:Кому? Чему?

-Слово помощник- даю

-Предлоги:к и по.


-слушают









-винительный

-вопросы :Кого? Что?

-слово-помощник- вижу

-предлоги:про, через, в, на, за









-записывают:

творительный падеж

-вопросы: Чем? Кем?

-предлоги: с, за, под. над, между.

-слово-помощник-горжусь


-слушают













-записывают в дом

Вопросы:о чем? О ком?

Предлоги:о, об, на, при


-повторяют движения за учителем

-открывают учебник и читают правило



-отвергаешь. Предлагай. Слушать мнения других, работать сообща

-выполняют упражнение 235 в тетрадях

-слушают объяснение заданий




-выполняют задания в группах



-проверяют правильность заданий.



Ф








Ф
















Ф











Ф/И

































Ф















Ф/И







































Ф





Г






Ф


Устный

фронтальный контроль






Устный фронтальный контроль












Зрительный фронтальный контроль








Письменный контроль

























Устный фронтальный контроль











Фронтальный визуальный контроль









































Письменный контроль







Взаимоконтроль






Визуальный контроль

5

Подведение итогов. Рефлексия

Словесный (беседа, слово учителя)

Наглядный(карточки, раздаточный материал)

Практический «Оцени свою работу»


-Наш урок подходит к концу.

-Сейчас у нас появилось на доске что-то не обычное.

-Это месенджер WhatsApp,у нас сообщение от предложного падежа давайте прочитаем.

-Вам нужно ответить предложному падежу на сообщения, тем самым вы оцените свою работу на уроке.

-сейчас я вам раздам телефоны, но не настоящие.

-Ответьте на вопросы, которые вам задал предложный падеж и я отправлю ему по почте ваши ответы.

-Спасибо за урок! До свидания!



-Слушают учителя



-Оценивают свою работу с помощью рефлексии «Напиши сообщение»

Ф

Устный фронтальный контроль





ПР

Е

Д

Л

О

Ж

Н

Ы

Й

Тема: «Предложный падеж»

План урока:

1) Вспомним, какие существуют падежи, и на какие вопросы они отвечают.

2)Закрепим знания о предложном падеже.



шляпа на кукле

кукла на доме

дом на барабане

кружке

кастрюле

бокале

кувшине

тарелке





(дополнительные задания)

1)Я подойду к каждому из вас и вам нужно будет вытянуть фишку, где изображено что-то или кто-то. Ваша задача придумать предложение с этим предметом и поставить в предложный падеж. Вспомним, с какими предлогами дружит наш падеж.-

Например, я вытянула фишку, где изображен медведь. Мое предложение: Я рассказала маме очень интересную историю о медведе, которого встретила в лесу. Еще одно предложение. Мы поехали на машине к моим бабушке и дедушке.

2)-Я вам буду называть словосочетания, а вы будете хлопать, если услышите, что я назвала предложный падеж.

3) Теперь вам нужно нарисовать свою пирамиду, похожею на ту пирамиду, которую вы составляли в группах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!