2 | Самоопределение деятельности | Словесный (беседа, слово учителя, рассуждения учащихся) Наглядный (доска, сигнальные карточки, раздаточный материал); Практический (определение темы и составление плана урока) «Составь слово» | Ребята, сегодня мы с вами отправимся в один замечательный город, где живут необычные жители-падежи, они для вас приготовили много интересных заданий. -Мы вспомним, как зовут их, на какие вопросы они отвечают. -А также мы закрепим знания об одном из них. -А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам такое задание. Каждому из вас будет дана буква. Ваша задача встать так, чтобы у вас получилось слово. Это и будет тема нашего занятия. -Всем понятно задание? -Итак, выходим к доске и встаем в том порядке, чтобы у вас получилось слово. -Итак, кто догадался, какая тема нашего урока? -Верно, тема нашего с вами урока «Предложный падеж» -А какой план мы можем поставить на урок, исходя из темы? 1) Вспомним, какие существуют падежи, и на какие вопросы они отвечают. 2)Закрепим знания о предложном падеже. -Итак, чтобы нам попасть в город падежей. Нам нужно произнести волшебные слова. -Послушайте! «Ты клубочек, наш скачи! В город падежей путь нам укажи. | -слушают учителя -отвечают -Слушают учителя -выходят к доске и пытаются составить слово: предложный -понятно -встают возле доски в правильном порядке -пытаются сформулировать план урока -повторяют волшебные слова « Ты клубочек, наш скачи! В город падежей путь нам укажи». | Ф Ф | Визуальный фронтальный контроль Визуальный фронтальный контроль |
4 | Обобщение и систематизация знаний | Словесный (слово учителя, беседа, объяснение заданий); Наглядный (сигнальные карточки) Практический: «заполни дом », «Подбери к картинке словосочетания», «Напиши, что на чём!» Физминутка | -Ребята, сейчас я вам прочитаю сказку про тех самых жителей. -Слушаем внимательно, потому что мы будем по ходу сказки заполнять вот такой дом. -Как вы видите здесь изображены жители с разными эмоциями, это не просто так. Каждый падеж он выражает какую-то эмоцию. Над каждым жителем пустой прямоугольник. А это значит, вам нужно вписать их имена. Также вы видите, что есть вот такой овал, в него вы записывать будете вопросы, которые принадлежат каждому жителю, т.е падежам. А также в этом овале записывать слова-помощники. А еще у вас есть пустые строчки, где вы будете записывать предлоги, которые употребляются вместе с этими падежами. -Ребята, поднимите зеленую карточку, если вы поняли задание? -Ребята, мы с вами узнали тему и поставили план , теперь перейдем к его достижению. 1 пункт плана у нас звучит так: 1) Вспомним, какие существуют падежи, и на какие вопросы они отвечают. -Теперь вы будете слушать сказку, и заполнять дом. -Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую разминку.(провожу пальчиковую гимнастику) Начнем! -В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие жители- падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их. И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше… - Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый? - А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно. Вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос? - И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга. -Ребята, какой это падеж? Какие вопросы мы с вами запишем в овал? - Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ у него всегда всё ЕСТЬ. - предложил шестой падеж. Употребляйся ты без предлогов, а то будет худо. -Итак, ребята, запишите, пожалуйста, слово-помощник-ЕСТЬ под вопросами. -А где мы должны вписывать предлоги, там мы ничего не пишем. -Давайте слушать дальше. - И чего это ему первому дали имя? У кого здесь первого родилась идея называть всех? - Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО? А слово-помощник у тебя будет такое- НЕТ и с тобой хотят дружить предлоги –от, до, из, с. У, без, вокруг. -Ребята, какой же будет следующий падеж? Какие вопросы, слово-помощник и предлоги мы запишем? -Правильно, умнички! Записываем в дом. -Ребята, дать вам конфеты, печенье? Спросил третий падеж. – Раз ты у нас всем всё даёшь, Дадим и тебе имя, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ? Слово-помощник - ДАЮ, потому что ты же не жадина. Поделиться ты всегда рад. У тебя не много друзей предлогов, но они самые верные- к и по. Обрадовался Дательный падеж. -Итак, что мы запишем в дом? -Верно! - Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж. - Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. Во всём вы виноваты все вопросы разобрали! Других нет! Раз ты всех винишь , будешь Винительным! И твои вопросы Кого ? Что? Ты постоянно видишь, чем кто занимается, поэтому у тебя слово-помощник- ВИЖУ. У тебя тоже есть друзья, поэтому ты не такой плохой, как кажешься. Твои друзья предлоги- про, через, в, на, за. -Так, давайте заполним. Какие вопросы, слово помощник и предлоги вы услышали? -Какой? -Верно! Молодцы! - И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход. - О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Твои вопросы Кем ? Чем? И ты будешь всегда доволен! Гордиться твое призвание- поэтому получай слово-помощник- ГОРЖУСЬ и твоими друзьями являются предлоги с, за, под, над, между. -Итак, ребята записываем. Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем. - У меня родилась идея! – крикнул Родительный.- Надо дать шестому название. - Не название, а имя, поправил Именительный. - К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный. А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он. -Ребята, повторили ли мы с вами падежи? -Но у нас остался еще один падеж. -Поэтому сейчас мы с вами переходим ко 2 пункту плана и вспомним все, что вы знаете о предложном падеже. -Давайте я вам дочитаю сказку до конца, и мы с вами заполним последний шестой падеж. Так как Предложный падеж о всех думал, поэтому получил вопросы О ком? о чём? Его словом-помощником стало слово-ДУМАЮ и подружился он с друзьями предлогами- о, об, на при. -Запишем в домик. -Давайте встанем из-за парт и немного отдохнем(физминутка) -Давайте откроем учебники на стр 120 и прочитаем правило. Сначала про себя. -Теперь вслух прочти(имя) -А теперь потренируемся правильно определять предложный падеж. -Итак, теперь откроем свои тетради и запишем число классная работа. Выполним упражнение 235. Прочитайте, что вам нужно сделать в этом упражнении. Итак, выходим по цепочке и записываем, так как показано в образце и выделяем окончания, пишем -Хорошо. -Теперь! -Будем работать в группах. -Про правила работы в группе не забываем. -Напомните мне, пожалуйста? -На доске у вас у каждой группы задания. -Для 1 группы такое задание. У вас картинки и словосочетания. Вам нужно найти и прикрепить нужные слова, посмотрев на картинку, что на чем стоит. -Я первое вам подскажу, как делать, остальное попробуете сами. -Итак, мы видим, что чашка у нас на бокале. -Поэтому ищем слова бокал и прикрепляем рядом с картинкой. -Всем понятно, как выполнять данное задание? -Так, второй группе такое задание. Оно немного, похоже с задание 1 группы, но немного различается. У вас есть картинка и слова. Вам нужно прикрепить рядом с картинками слова. Что на чем стоит.т.е первое я вам помогу. Шляпа на кукле, дальше попробуйте сами. -Давайте проверим, что получилось у обеих групп. -А сейчас мы с вами возвращаемся обратно и попробуем оценить свою работу на уроке. | -слушают учителя слушают учителя. -слушают объяснение учителя -поднимают зеленую карточку. -слушают учителя -готовятся слушать сказку и заполнять дом. -повторяют движения за учителем. -слушают сказку. -именительный -Кто? Что? -записывают слово-помощник-есть -слушают -записывают в домик -родительный вопросы КОГО? ЧЕГО? Слово-помощник -НЕТ предлоги –от, до, из, с. У, без, вокруг. -слушают -запишем дательный падеж, вопросы:Кому? Чему? -Слово помощник- даю -Предлоги:к и по. -слушают -винительный -вопросы :Кого? Что? -слово-помощник- вижу -предлоги:про, через, в, на, за -записывают: творительный падеж -вопросы: Чем? Кем? -предлоги: с, за, под. над, между. -слово-помощник-горжусь -слушают -записывают в дом Вопросы:о чем? О ком? Предлоги:о, об, на, при -повторяют движения за учителем -открывают учебник и читают правило -отвергаешь. Предлагай. Слушать мнения других, работать сообща -выполняют упражнение 235 в тетрадях -слушают объяснение заданий -выполняют задания в группах -проверяют правильность заданий. | Ф Ф Ф Ф/И Ф Ф/И Ф Г Ф | Устный фронтальный контроль Устный фронтальный контроль Зрительный фронтальный контроль Письменный контроль Устный фронтальный контроль Фронтальный визуальный контроль Письменный контроль Взаимоконтроль Визуальный контроль |