СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительный и предложные падежи прилагательных во множественном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Задачи урока: - обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными. - развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы. - воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников. Планируемые результаты: личностные: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний. метапредметные(УУД) : • Познавательные –самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез • Регулятивные –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала • Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка; предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; Ресурсы: учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс, 2 часть, стр.43; презентация, карточки; Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока I. Организационный этап – Добрый день, мои дорогие ребята! Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки! А скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? - Желаю удачи! А теперь за работу! – Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы! II. Мотивация познавательной деятельности. 1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). -Ребята, помогите мне составить план урока.( на доске прикреплены карточки,ребята расставляют их по порядку) • Чистописание • Словарная работа • Тема.Цели.Задачи. • Новое • Закрепление • Сам.работа • Итог урока 2. Минутка чистописания ( слежу за посадкой детей) -Спасибо большое.Начинаем с минутки чистописания. 3.Словарная работа - Посмотрите на следующий пункт плана. Словарные слова. ( на карточках) Погода,сейчас,инженер,километр, аппетит,Россия,директор, посуда,песок,коньки, воробей. -Проверка. ( дети выставляют на полях тетради баллы). -Кто написал без ошибок поднемите зеленый круг - у кого 2 ошибки – желтый круг - у кого 3-5 ошибок - красный круг -у кого больше 5 ошибок – белый круг 4. Словарно- орфографическая работа - Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. Отгадайте загадку. Кощей над златом чахнет в огромном чёрном замке. Вот смотрит он на царство и говорит, моё.. (Богатство) -Посмотрите на доску и прочитайте хором слово (богатство) -Кто знает, что обозначает слово богатство? (ответы учащихся) Богатство — ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество, урожая, мыслей. Обилие имущества, денег (Толковый словарь Даля) Богатство - обилие материальных ценностей, денег. - Давай те сделаем транскрипцию: Слово «богатство» содержит 9 букв, 3 слога, 8 звуков, транскрипция слова — [багац:тва], часть речи — существительное. Ударение ставится на 2-й слог, на букву а — бога́тство. Физ-пауза III. Актуализация знаний. - Какие части речи вы знаете? - Какую часть речи мы сейчас проходим? - Что называют именем прилагательным? ( Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета) - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (имена прилагательные отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?») - С какой частью речи употребляются? (Употребляются с именем существительным; имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.) - Как изменяются имена прилагательные? (В русском языке прилагательные в единственном числе изменяются по родам, падежам и числам. А во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются) - А что мы еще знаем об именах прилагательных? (В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым) IV.Изучение нового материала. - Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы (На слайде 2 предложения) 1. Много работы весной у перелетн… птиц 2. Я с детства мечтал о дальн… странствиях -Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число. (Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) ) -Как вы определили? (По существительным) -Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему? (Ых, их) -Определите по вопросам и окончаниям, с какими прилагательными мы будем работать? (Окончания имен прилагательных во множественном числе в Р. и П. п.) -Понимите зеленый кружок кто с спрафился с заданием -Кто догадался, какая тема нашего урока? (Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.) - Какую цель на урок мы поставим? (Научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа) - Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся. 1.Работа в группе. - Ребята, возьмите карточки перед собой и просклоняйте данные словосочетания, выделите окончания. И.п. Веселые песни Яркие звезды Р.п. Весёлых песен Ярких звезд Д.п. Весёлым песням Ярким звёздам В.п. Веселые песни Яркие звёзды Т.п. Весёлыми песнями Яркими звёздами П.п. О весёлых песнях О ярких звёздах - Проверим выполнение работы. Какая группа готова? - Поднимите зеленую, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно. - Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания. 2. Работаем по схеме Откройте учебник на странице 43, упр.90 -Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания? - В каком ещё падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? (В винительном падеже, если сочетаются с одушевленными именами существительными) - Как отличить Р.П. от П.п.? -Еще, можно отличить по предлогам. - Какие предлоги имеет Р.п.( дети перечисляют)? - Какие предлоги имеет П.п.?( дети отвечают) 3.Учимся находить имена прилагательные в родительном падеже! Стр 43, упр 91 Прочитайте стихотворение выразительно. -О чём в нем говориться? (О красоте русской природы.) -Выпишите имена прилагательные в родительном падеже. (Русского, вьюжных) -Почему они имеют разные окончания? (Разное число) -Какое прилагательное стоит во множественном числе? (Вьюжных) -Какое окончание оно имеет? –Ых -Объясните, почему имена прилагательные в родительном падеже имеют разные окончания? V.Поиск решения («открытие» нового знания). 1. Учимся проверять пропущенные орфограммы в тексте! Выполнение упражнения 92 с. 43. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п.) облаках. На воде дрожит (дрожь) золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики – трескунчики- на красных (П.п.)и голубых (П.п.) крылышках. - Какое предложение показалось вам более красивым? Что в нём привлекло ваше внимание? - Как надо работать с именами прилагательными в тексте? VI. Самостоятельная работа. - Вставить пропущенные буквы имён прилагательных и имён существительных во множественном числе, выделить окончания прилагательных, указать их падеж. Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.( оценивание) VII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока? - Добились ли мы этой цели? -Что на уроке было для вас новым? -Чему научились? - Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа? -Ребята, на этом наш урок подходит к концу! -На какие вопросы отвечают Родительный и Предложный падежи? -Как определить падеж у имени прилагательного? - Какие окончания имеют Родительный и Предложный падежи? - Оцените свою работу на уроке, поднимите кружочек подходящего на ваш взгляд фразеологизма: БЫЛ НА ВЫСОТЕ (зеленый) БИЛ БАКЛУШИ ( красный) МОТАЛ НА УС ( Желтый) МОЛЧАЛ КАК РЫБА ( Белый) VIII. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). -Откройте дневники, запишите домашнее задание упр 93, с.44 Выставление отметок.

Просмотр содержимого документа
«Родительный и предложные падежи прилагательных во множественном числе»


Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Задачи урока:

- обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.

- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.

- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Планируемые результаты:

личностные: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.

метапредметные(УУД) :

    • Познавательные –самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез

    • Регулятивные –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

    • Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

Ресурсы: учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс, 2 часть, стр.43; презентация, карточки;

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.




Ход урока

  1. Организационный этап

– Добрый день, мои дорогие ребята! Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки!

А скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Желаю удачи! А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы!

II. Мотивация познавательной деятельности.

1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).


-Ребята, помогите мне составить план урока.( на доске прикреплены карточки,ребята расставляют их по порядку)

  • Чистописание

  • Словарная работа

  • Тема.Цели.Задачи.

  • Новое

  • Закрепление

  • Сам.работа

  • Итог урока


2. Минутка чистописания

( слежу за посадкой детей)

-Спасибо большое.Начинаем с минутки чистописания.


3.Словарная работа

- Посмотрите на следующий пункт плана. Словарные слова.

( на карточках)

Погода,сейчас,инженер,километр, аппетит,Россия,директор, посуда,песок,коньки, воробей.

-Проверка. ( дети выставляют на полях тетради баллы).

-Кто написал без ошибок поднемите зеленый круг

- у кого 2 ошибки – желтый круг

- у кого 3-5 ошибок - красный круг

-у кого больше 5 ошибок – белый круг


4. Словарно- орфографическая работа

- Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. Отгадайте загадку.

Кощей над златом чахнет в огромном чёрном замке. Вот смотрит он на царство и говорит, моё.. (Богатство)


-Посмотрите на доску и прочитайте хором слово (богатство)

-Кто знает, что обозначает слово богатство? (ответы учащихся)

Богатство — ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество, урожая, мыслей. Обилие имущества, денег (Толковый словарь Даля)

Богатство - обилие материальных ценностей, денег. 

- Давай те сделаем транскрипцию: Слово «богатство» содержит 9 букв, 3 слога, 8 звуков, транскрипция слова — [багац:тва], часть речи — существительное. Ударение ставится на 2-й слог, на букву а — бога́тство.

Физ-пауза

III. Актуализация знаний.

- Какие части речи вы знаете?

- Какую часть речи мы сейчас проходим?

- Что называют именем прилагательным? ( Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (имена прилагательные отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

- С какой частью речи употребляются? (Употребляются с именем существительным; имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.)

- Как изменяются имена прилагательные? (В русском языке прилагательные в единственном числе изменяются по родам, падежам и числам. А во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются)

- А что мы еще знаем об именах прилагательных? (В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым)

IV.Изучение нового материала.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы (На слайде 2 предложения)


1. Много работы весной у перелетн… птиц

2. Я с детства мечтал о дальн… странствиях


-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.

(Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) )

-Как вы определили? (По существительным)


-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему? (Ых, их)


-Определите по вопросам и окончаниям, с какими прилагательными мы будем работать? (Окончания имен прилагательных во множественном числе в Р. и П. п.)

-Понимите зеленый кружок кто с спрафился с заданием

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.)

- Какую цель на урок мы поставим? (Научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа)

- Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.


1.Работа в группе.

- Ребята, возьмите карточки перед собой и просклоняйте данные словосочетания, выделите окончания.


И.п.

Веселые песни

Яркие звезды

Р.п.

Весёлых песен

Ярких звезд

Д.п.

Весёлым песням

Ярким звёздам

В.п.

Веселые песни

Яркие звёзды

Т.п.

Весёлыми песнями

Яркими звёздами

П.п.

О весёлых песнях

О ярких звёздах

- Проверим выполнение работы. Какая группа готова?

- Поднимите зеленую, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно.

- Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.

2. Работаем по схеме

Откройте учебник на странице 43, упр.90



-Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания?

- В каком ещё падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? (В винительном падеже, если сочетаются с одушевленными именами существительными)

- Как отличить Р.П. от П.п.?

-Еще, можно отличить по предлогам.

- Какие предлоги имеет Р.п.( дети перечисляют)?

- Какие предлоги имеет П.п.?( дети отвечают)

3.Учимся находить имена прилагательные в родительном падеже!

Стр 43, упр 91

Прочитайте стихотворение выразительно.

-О чём в нем говориться? (О красоте русской природы.)

-Выпишите имена прилагательные в родительном падеже. (Русского, вьюжных)

-Почему они имеют разные окончания? (Разное число)

-Какое прилагательное стоит во множественном числе? (Вьюжных)

-Какое окончание оно имеет? –Ых

-Объясните, почему имена прилагательные в родительном падеже имеют разные окончания?


V.Поиск решения («открытие» нового знания).

1. Учимся проверять пропущенные орфограммы в тексте!

Выполнение упражнения 92 с. 43.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п.) облаках. На воде дрожит (дрожь) золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики – трескунчики- на красных (П.п.)и голубых (П.п.) крылышках.

- Какое предложение показалось вам более красивым? Что в нём привлекло ваше внимание?

- Как надо работать с именами прилагательными в тексте?

VI. Самостоятельная работа.

- Вставить пропущенные буквы имён прилагательных и имён существительных во множественном числе, выделить окончания прилагательных, указать их падеж.

Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.( оценивание)

VII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока?

- Добились ли мы этой цели?

-Что на уроке было для вас новым?

-Чему научились?

- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

-Ребята, на этом наш урок подходит к концу!

-На какие вопросы отвечают Родительный и Предложный падежи?

-Как определить падеж у имени прилагательного?

- Какие окончания имеют Родительный и Предложный падежи?

- Оцените свою работу на уроке, поднимите кружочек подходящего на ваш взгляд фразеологизма:

БЫЛ НА ВЫСОТЕ (зеленый)

БИЛ БАКЛУШИ ( красный)

МОТАЛ НА УС ( Желтый)

МОЛЧАЛ КАК РЫБА ( Белый)

VIII. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание упр 93, с.44


Выставление отметок.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!