СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа" разработан дляуч-ся 4 классов по УМК "Школа России" Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа"»

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Задачи урока:

- обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.

- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.

- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Планируемые результаты:

личностные: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.

метапредметные(УУД) :

    • Познавательные –самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез

    • Регулятивные –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

    • Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

Ресурсы: учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс, 2 часть, стр.43; презентация, карточки;

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.




Ход урока

  1. Организационный этап

Эмоциональный настрой к уроку:

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

– Добрый день, мои дорогие! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов! Улыбнитесь друг другу! Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки!

А скажите, как вы сегодня на уроке будете работать?

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно.

- Желаю удачи! А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы!

– Как вы понимаете смысл фразы «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть»?

– Учите свой язык и будете грамотными. В любой жизненной ситуации всегда обязательны знания грамоте, поэтому это очень важно для каждого человека.

Воспринимают и выражают своё отношение к пословице.

- Если будешь грамотен, ты нигде не пропадёшь.

II. Мотивация учебной деятельности.


- Сегодня мы отправимся в одно интересное путешествие вместе с Именем Прилагательным. Вместе с ним мы посетим страну Падежей.

- Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Перед вами лежат карточки с вопросами. Обсудите в группе и ответьте на эти вопросы.

- Что называют именем прилагательным? ( Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (имена прилагательные отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

- С какой частью речи употребляются? (Употребляются с именем существительным; имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.)

- Как изменяются имена прилагательные? (В русском языке прилагательные в единственном числе изменяются по родам, падежам и числам. А во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются)

- Приведите примеры имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

- А что мы еще знаем об именах прилагательных? (В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым)

- Давайте вспомним, какие окончания у имён прилагательных в форме множественного числа (-ые, -ие)

Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное предложении или в словосочетаниях.

- Давайте вспомним, какие окончания у имён прилагательных в форме множественного числа.

В именительном падеже они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые,-ие

Родительный падеж. Вопрос каких?, окончания -ых, -их.

Дательный падеж. Вопрос каким?, окончания -ым, -им.

Винительный падеж. У имён прилагательных, связанных с неодушевлёнными именами существительными вопрос какие?, окончания -ые, -ие. А у имён прилагательных, связанных с одушевлёнными именами существительными вопрос каких? и окончания -ых, -их.

В творительном падеже вопрос какими?, окончания - ыми, -ими.

В предложном падеже вопрос каких?, окончания - ых, -их.

III. Организация познавательной деятельности. Чистописание.

- Сейчас нам нужно прописать эти слоги. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Отложите ручки и посмотрите на доску, как я пишу эти слоги. Обратите внимание на соединения букв. Назовите каждое соединения. (на доске пишу слоги Рр, ых, их, Пп)

-Теперь пропишите через запятую все слоги, не забывая о правильном соединении.

( ученики прописывают слоги)

IV. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы (На слайде 2 предложения)


1. Много работы весной у перелетн… птиц

2. Я с детства мечтал о дальн… странствиях


-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.

(Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) )

-Как вы определили? (По существительным)


-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему? (Ых, их)


-Определите, что обозначают данные образцы?

-Запишите пропущенные окончания.

-Определите по вопросам и окончаниям, с какими прилагательными мы будем работать? (Окончания имен прилагательных во множественном числе в Р. и П. п.)

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.)

- Какую цель на урок мы поставим? (Научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа)

- Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.


V. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

1.Работа в группе.

- Ребята, возьмите карточки перед собой и просклоняйте данные словосочетания, выделите окончания.


И.п.

Веселые песни

Яркие звезды

Р.п.

Весёлых песен

Ярких звезд

Д.п.

Весёлым песням

Ярким звёздам

В.п.

Веселые песни

Яркие звёзды

Т.п.

Весёлыми песнями

Яркими звёздами

П.п.

О весёлых песнях

О ярких звёздах


- Проверим выполнение работы. Какая группа готова?

-Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь.

- Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.

2. Работаем по схеме

Откройте учебник на странице 43, упр.90



-Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания?

- В каком ещё падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? (В винительном падеже, если сочетаются с одушевленными именами существительными)

3.Учимся находить имена прилагательные в родительном падеже!

Стр 43, упр 91

Прочитайте стихотворение выразительно.

-О чём в нем говориться? (О красоте русской природы.)

-Выпишите имена прилагательные в родительном падеже. (Русского, вьюжных)

-Почему они имеют разные окончания? (Разное число)

-Какое прилагательное стоит во множественном числе? (Вьюжных)

-Какое окончание оно имеет? –Ых

-Объясните, почему имена прилагательные в родительном падеже имеют разные окончания?

4. Словарно-орфографическая работа.

-Посмотрите на доску и прочитайте хором слово (богатство)

-Кто знает, что обозначает слово богатство? (ответы учащихся)

Богатство — ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество, урожая, мыслей. Обилие имущества, денег (Толковый словарь Даля)

Богатство - обилие материальных ценностей, денег. 

Древнеславянский корень БОГЪ означает  «наделяющий  богатством».

5. Проверим разбор имени прилагательного как части речи!

Русского (пейзажа) – прил., какого?

Н. ф. – русский.

М. р., Р. п., ед. ч.

Вт. чл. - определение


VI.Поиск решения («открытие» нового знания).

1. Учимся проверять пропущенные орфограммы в тексте!

Выполнение упражнения 92 с. 43.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п.) облаках. На воде дрожит (дрожь) золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики – трескунчики- на красных (П.п.)и голубых (П.п.) крылышках.

- Какое предложение показалось вам более красивым? Что в нём привлекло ваше внимание?

- Как надо работать с именами прилагательными в тексте?

V. Физкультминутка.


IV. Самостоятельная работа.

- Вставить пропущенные буквы имён прилагательных и имён существительных во множественном числе, выделить окончания прилагательных, указать их падеж.

Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока?

- Добились ли мы этой цели?

-Что на уроке было для вас новым?

-Чему научились?

- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

-Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу!

-Расскажите, что нового вы узнали в стране Падежей?

-На какие вопросы отвечают Родительный и Предложный падежи?

-Как определить падеж у имени прилагательного?

- Какие окончания имеют Родительный и Предложный падежи?

-Почему некоторые прилагательные имеют одинаковый падеж, но разные окончания?

( ответы учеников)

- Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд фразеологизма:


БЫЛ НА ВЫСОТЕ

БИЛ БАКЛУШИ

ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ

МОТАЛ НА УС

МОЛЧАЛ КАК РЫБА

РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК

ВИТАЛ В ОБЛАКАХ


VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание упр 93, с.44

-Вам нужно будет придумать и написать 4 предложения, в которых есть имена прилагательные множественного числа в Родительном и Предложном падежах.


Выставление отметок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!