Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)
Цель урока: создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.
Задачи урока:
- обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.
- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.
- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.
Планируемые результаты:
личностные: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.
метапредметные(УУД) :
Познавательные –самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез
Регулятивные –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;
Ресурсы: учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс, 2 часть, стр.43; презентация, карточки;
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Ход урока
Организационный этап
Эмоциональный настрой к уроку:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Добрый день, мои дорогие! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов! Улыбнитесь друг другу! Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки!
А скажите, как вы сегодня на уроке будете работать?
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Учиться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно.
- Желаю удачи! А теперь за работу!
– Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы!
– Как вы понимаете смысл фразы «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть»?
– Учите свой язык и будете грамотными. В любой жизненной ситуации всегда обязательны знания грамоте, поэтому это очень важно для каждого человека.
Воспринимают и выражают своё отношение к пословице.
- Если будешь грамотен, ты нигде не пропадёшь.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы отправимся в одно интересное путешествие вместе с Именем Прилагательным. Вместе с ним мы посетим страну Падежей.
- Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Перед вами лежат карточки с вопросами. Обсудите в группе и ответьте на эти вопросы.
- Что называют именем прилагательным? ( Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (имена прилагательные отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
- С какой частью речи употребляются? (Употребляются с именем существительным; имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.)
- Как изменяются имена прилагательные? (В русском языке прилагательные в единственном числе изменяются по родам, падежам и числам. А во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются)
- Приведите примеры имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.
- А что мы еще знаем об именах прилагательных? (В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым)
- Давайте вспомним, какие окончания у имён прилагательных в форме множественного числа (-ые, -ие)
Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное предложении или в словосочетаниях.
- Давайте вспомним, какие окончания у имён прилагательных в форме множественного числа.
В именительном падеже они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые,-ие
Родительный падеж. Вопрос каких?, окончания -ых, -их.
Дательный падеж. Вопрос каким?, окончания -ым, -им.
Винительный падеж. У имён прилагательных, связанных с неодушевлёнными именами существительными вопрос какие?, окончания -ые, -ие. А у имён прилагательных, связанных с одушевлёнными именами существительными вопрос каких? и окончания -ых, -их.
В творительном падеже вопрос какими?, окончания - ыми, -ими.
В предложном падеже вопрос каких?, окончания - ых, -их.
III. Организация познавательной деятельности. Чистописание.
- Сейчас нам нужно прописать эти слоги. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Отложите ручки и посмотрите на доску, как я пишу эти слоги. Обратите внимание на соединения букв. Назовите каждое соединения. (на доске пишу слоги Рр, ых, их, Пп)
-Теперь пропишите через запятую все слоги, не забывая о правильном соединении.
( ученики прописывают слоги)
IV. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы (На слайде 2 предложения)
1. Много работы весной у перелетн… птиц
2. Я с детства мечтал о дальн… странствиях
-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.
(Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) )
-Как вы определили? (По существительным)
-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему? (Ых, их)
-Определите, что обозначают данные образцы?
-Запишите пропущенные окончания.
-Определите по вопросам и окончаниям, с какими прилагательными мы будем работать? (Окончания имен прилагательных во множественном числе в Р. и П. п.)
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.)
- Какую цель на урок мы поставим? (Научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа)
- Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.
V. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
1.Работа в группе.
- Ребята, возьмите карточки перед собой и просклоняйте данные словосочетания, выделите окончания.
И.п. | Веселые песни | Яркие звезды |
Р.п. | Весёлых песен | Ярких звезд |
Д.п. | Весёлым песням | Ярким звёздам |
В.п. | Веселые песни | Яркие звёзды |
Т.п. | Весёлыми песнями | Яркими звёздами |
П.п. | О весёлых песнях | О ярких звёздах |
- Проверим выполнение работы. Какая группа готова?
-Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь.
- Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.
2. Работаем по схеме
Откройте учебник на странице 43, упр.90
-Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания?
- В каком ещё падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? (В винительном падеже, если сочетаются с одушевленными именами существительными)
3.Учимся находить имена прилагательные в родительном падеже!
Стр 43, упр 91
Прочитайте стихотворение выразительно.
-О чём в нем говориться? (О красоте русской природы.)
-Выпишите имена прилагательные в родительном падеже. (Русского, вьюжных)
-Почему они имеют разные окончания? (Разное число)
-Какое прилагательное стоит во множественном числе? (Вьюжных)
-Какое окончание оно имеет? –Ых
-Объясните, почему имена прилагательные в родительном падеже имеют разные окончания?
4. Словарно-орфографическая работа.
-Посмотрите на доску и прочитайте хором слово (богатство)
-Кто знает, что обозначает слово богатство? (ответы учащихся)
Богатство — ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество, урожая, мыслей. Обилие имущества, денег (Толковый словарь Даля)
Богатство - обилие материальных ценностей, денег.
Древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством».
5. Проверим разбор имени прилагательного как части речи!
Русского (пейзажа) – прил., какого?
Н. ф. – русский.
М. р., Р. п., ед. ч.
Вт. чл. - определение
VI.Поиск решения («открытие» нового знания).
1. Учимся проверять пропущенные орфограммы в тексте!
Выполнение упражнения 92 с. 43.
Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п.) облаках. На воде дрожит (дрожь) золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики – трескунчики- на красных (П.п.)и голубых (П.п.) крылышках.
- Какое предложение показалось вам более красивым? Что в нём привлекло ваше внимание?
- Как надо работать с именами прилагательными в тексте?
V. Физкультминутка.
IV. Самостоятельная работа.
- Вставить пропущенные буквы имён прилагательных и имён существительных во множественном числе, выделить окончания прилагательных, указать их падеж.
Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока?
- Добились ли мы этой цели?
-Что на уроке было для вас новым?
-Чему научились?
- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?
-Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу!
-Расскажите, что нового вы узнали в стране Падежей?
-На какие вопросы отвечают Родительный и Предложный падежи?
-Как определить падеж у имени прилагательного?
- Какие окончания имеют Родительный и Предложный падежи?
-Почему некоторые прилагательные имеют одинаковый падеж, но разные окончания?
( ответы учеников)
- Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд фразеологизма:
БЫЛ НА ВЫСОТЕ
БИЛ БАКЛУШИ
ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ
МОТАЛ НА УС
МОЛЧАЛ КАК РЫБА
РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК
ВИТАЛ В ОБЛАКАХ
VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).
-Откройте дневники, запишите домашнее задание упр 93, с.44
-Вам нужно будет придумать и написать 4 предложения, в которых есть имена прилагательные множественного числа в Родительном и Предложном падежах.
Выставление отметок.