СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация на тему "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация на тему "Муму"»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Алакский лицей» Нурмагомедова Патимат Адильгереевна.



Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, повторение изученного и творческое применение знаний)

Тема: Словосочетание

Цель: Ввести понятия словосочетания, развивать умения , выделять словосочетания из предложений, указывать главное и зависимое слово.

Задачи:

  • Образовательные: поиск и выделение необходимой информации о словосочетании.

  • Развивающие: Выработать умения выделять словосочетания из предложения Формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме. Развитие навыков сотрудничества.

  • Воспитывающие: в каждом ученике нравственно и физически здоровую личность способную к творческой деятельности.



Ход урока



I. Организационный момент .



Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Встаньте дети, не ленитесь

Ну- ка ,дружно улыбнитесь!



Здравствуйте , ребята, сели

И на парты посмотрели,

Будут нужными опять

Книжка ручка и тетрадь.

Не забудем про дневник.

Молодцы! Готов весь класс

Тему выведем сейчас.



II. Актуализация знаний (д/з)

А пока я пишу на доске , поработайте с карточками, это будет проверка домашнего задания. Проверяем себя! (Красные карточки обозначают сложный уровень заданий, черные карточки-средний уровень заданий . Это означает что сильные ученики берут сложный уровень заданий т.е красные карточки.(заранее до начала урока раздать карточки по уровню знаний каждого ученика)



На доске учитель пишет число, классная работа и список слов.

Утро, холод

Береза, лист

Медленно, идти

Чтение, громко

Лето, лагерь

Словарная работа



Сотрудничество- совместная работа по изучению темы

Исследование- изучение какого либо вопроса, через наблюдение оценку и анализа



III . Мотивация

Ребята у меня беда! Я не могу найти заметку о теме нашего урока!

Как быть? Придется нам с вами сотрудничать. Вы должны помочь мне вспомнить тему.

Подсказка № 1. Помню что это раздел науки о языке – синтаксис

Подсказка №2. Помню слова ( показать слова на доске)

А что с ними делать -не помню. Помогите ребята. Что вы видите на доске ответы учеников- это слова. Их них можно образовать словосочетания. Словосочетания состоит из двух слов: главного и зависимого слова.

-Что мы можем сделать с этими словами? (составить словосочетания, связать между собой. Такая связь слов в русском языке называется словосочетание)

-Молодцы ребята! Запишите тему нашего урока (запись на доске)







Словосочетание



-Давайте посмотрим что мы должны усвоить (узнать новое или повторить пройденное) к концу нашего занятия. (слайд № )

Как вы думаете ребята, а что мы будем делать на уроке для того что бы решить эти задачи? (ответы учащихся)

- С чем мы будем работать ( со словосочетаниями )

-С учебником будем работать? (да)

И в конце подведем итог того что мы поняли из всей этой проделанной совместной работы.

-Согласны? Сверяем наше мнение с планом (слайд № )



Новая тема



(Слайд исследователи)

Исследователи- это люди изучающие какой-то объект (предмет)

-Ребята я приглашаю вас побывать сегодня юными исследователями .А предметам наших исследований будет являться (что?) – словосочетание. Мы исследуем с вами разные сочетания слов мы используем в качестве помощника наши (что?) – учебники. А в конце исследования вы должны дать точное определение словосочетанию и способу его образования.(какие могут быть словосочетания, виды )

-Готовы к работе? А как вы думаете исследовать легче по одиночке или всем вместе сообща? (ответы детей) .Тогда мы разделимся с вами на группы (3-4 группы, дети собираются в группы по 4 ученика)

Пока группы работают двое учеников идут с карточками ( усложненное задание – простое задание) к доске и выполняют задания на оценку.



Обсуждение полученных результатов в групповой работе.

-Предлагаю группам рассказать что у них получилось в ходе исследования.

Вывод 1 группы ( смысловая связь между словами устанавливается с помощью вопроса которые можно задать от одного слова к другому)

Вывод 2 группы что бы сконструировать (построить) приходится менять окончания, добавлять предлоги. Т.е. вы использовали для связи слов грамматические правила (окончания, предлоги) Значит установили грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группа ( в одной группе словосочетания состоящие из прил.+сущ. А в другой - словосочетания состоящие из глаг.+нареч.

А почему они объединены именно так ( ответы)А происходит это не случайно. Ведь прилагательные обозначают (что?) признак предмета и «прилагаются» к существительному, а наречия обозначают (что?) признак действия и «дружат» с глаголами.



--Итак ребята вы молодцы! Давайте подведем итог исследовательской работы. Что мы узнали?

  • Что словосочетание состоит из двух и более слов.

  • Одно слово является главным другое зависимым .

  • От главного к зависимому можно задать вопрос.

  • Слова связанны по смыслу и грамматически

  • Слова в словосочетаниях могут быть выражены частями речи: существительными прилагательными, глаголами, наречиями

  • Предлоги могут использоваться для связи слов



-Молодцы, рассаживаемся по своим местам







Работа с учебником



Открываем учебники, сверяемся с правилом. Читаем.

-Верно ли вы сформулировали (определили) правило? Что мы не назвали еще о словосочетаниях, что указано в учебнике? ( от главного к зависимому можно задать вопрос)

Закрепление



(составляем опорную схему)

Посмотрите на доску что перед вами? (схема )

-Верно это схема, расшифруйте ее ( по смыслу -задаем вопрос от главного к зависимому слову. Грамматически- вставляем предлоги и меняем окончания) Например: ( идите к доске .Ученик помощник)

( игра какая? Во что? В прятки. По той же схеме)

Состав предложения ( идет игра в прятки)

-Объясни разницу. (между словосочетание и предложением) ( оценка)







Физминутка

«Осенние листочки»

-Давайте немножко переведём дух и дадим отдохнуть нашим ручкам и глазкам (экран, видео)

А теперь все тихо встали

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.



1.Какое время года вы увидели на экране (осень). Осень какая? (ответы)

2. Назовите предметы и ли слова которые вы увидели ( листья, цвет, скамейка, дерево, тучка, облачко, ветер, птичка, небо, пара(листьев)



Наводящие вопросы:

  1. Осень какая ?

  2. Листья какие ?

  3. Цвет какой?

  4. Скамейка какая, где?

  5. Дерево что делает, какое?

  6. Тучка какая?

  7. Облака какие?

Обобщение , вывод:

Не все сочетания слов являются словосочетанием ( дерево качается- не словосочетание)

Правило: Грамматическая основа не является словосочетанием

Продолжаем работать с учебником, закрепим наше умение находить главное и зависимое слово. Выполним упражнение № 128 стр. 62 что делаем? Вы находите и указываете графически главное и зависимое слово, ставите вопрос

-А к сотрудничеству со мной я приглашаю к доске (ученик).

(составление кластера)

-Мы вместе с тобой закрепим урок с помощью кластера ( это такая схема)

Я пишу вопрос. Ты ответ на него. В конце ты оцениваешь свои знания самостоятельно (кластер у доски. Учитель- ученик)





Итог урока (д/з)



-Ребята подходит к концу урок открывайте дневники посмотрите на экран и запишите д/з (объяснить д-з. Что делаем?)





Рефлексия



-Давайте подведем уроки нашей с вами совместной работы . Разверните ваши бэйджики ( значок с вашими именами) Ознакомьтесь с вопросом на внутренней стороне бэйджа и выскажите каждый свое мнение о нашем уроке сегодня. Итак... (учащиеся высказываются, отвечают на вопросы)

- И мне сегодня понравилось совместная работа с вами. Вот моя оценка вам сегодня ( слайд № )

Спасибо за урок!!











































Задания для группы № 1 (слайд№ )



Найди пару.

Подберите каждому слову из первого столбика подходящую по смыслу пару из второго столбика объясните ваши действия.

Грустный

Вперед

Чудесная

Громко

Смеяться

О природе

Говорить

Взгляд

Мчаться

Сказка















































Задания для группы №2 (слайд № )



«Лингвистический конструктор»

Сконструируйте (постройте) из каждой пары слов словосочетания. Сделайте вывод о том, что необходимо сделать что бы сконструировать (построить) словосочетание



Прыгать, парашют

Новый, брошюра

Стремится, победа

Встретить, герой

Серьезный ,беседа













































Задания для группы № 3 (слайд № )



Наведи порядок .

Прочитайте словосочетание распределите в два столбика





Зимняя вьюга, увидел вблизи, устный ответ, известный писатель, приехал сегодня, знал давно.































































  1. Закрепить понятия о словосочетания

  2. Выяснить какие сочетания слов могут образовывать словосочетания устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях (главное и зависимое слово)

  3. Как правильно конструировать (строить словосочетания)

  4. Как правильно работать в группе (развитие навыков сотрудничества)

  5. Формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!