Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Алакский лицей» Нурмагомедова Патимат Адильгереевна.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, повторение изученного и творческое применение знаний)
Тема: Словосочетание
Цель: Ввести понятия словосочетания, развивать умения , выделять словосочетания из предложений, указывать главное и зависимое слово.
Задачи:
Образовательные: поиск и выделение необходимой информации о словосочетании.
Развивающие: Выработать умения выделять словосочетания из предложения Формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме. Развитие навыков сотрудничества.
Воспитывающие: в каждом ученике нравственно и физически здоровую личность способную к творческой деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент .
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Встаньте дети, не ленитесь
Ну- ка ,дружно улыбнитесь!
Здравствуйте , ребята, сели
И на парты посмотрели,
Будут нужными опять
Книжка ручка и тетрадь.
Не забудем про дневник.
Молодцы! Готов весь класс
Тему выведем сейчас.
II. Актуализация знаний (д/з)
А пока я пишу на доске , поработайте с карточками, это будет проверка домашнего задания. Проверяем себя! (Красные карточки обозначают сложный уровень заданий, черные карточки-средний уровень заданий . Это означает что сильные ученики берут сложный уровень заданий т.е красные карточки.(заранее до начала урока раздать карточки по уровню знаний каждого ученика)
На доске учитель пишет число, классная работа и список слов.
Утро, холод
Береза, лист
Медленно, идти
Чтение, громко
Лето, лагерь
Словарная работа
Сотрудничество- совместная работа по изучению темы
Исследование- изучение какого либо вопроса, через наблюдение оценку и анализа
III . Мотивация
Ребята у меня беда! Я не могу найти заметку о теме нашего урока!
Как быть? Придется нам с вами сотрудничать. Вы должны помочь мне вспомнить тему.
Подсказка № 1. Помню что это раздел науки о языке – синтаксис
Подсказка №2. Помню слова ( показать слова на доске)
А что с ними делать -не помню. Помогите ребята. Что вы видите на доске ответы учеников- это слова. Их них можно образовать словосочетания. Словосочетания состоит из двух слов: главного и зависимого слова.
-Что мы можем сделать с этими словами? (составить словосочетания, связать между собой. Такая связь слов в русском языке называется словосочетание)
-Молодцы ребята! Запишите тему нашего урока (запись на доске)
Словосочетание
-Давайте посмотрим что мы должны усвоить (узнать новое или повторить пройденное) к концу нашего занятия. (слайд № )
Как вы думаете ребята, а что мы будем делать на уроке для того что бы решить эти задачи? (ответы учащихся)
- С чем мы будем работать ( со словосочетаниями )
-С учебником будем работать? (да)
И в конце подведем итог того что мы поняли из всей этой проделанной совместной работы.
-Согласны? Сверяем наше мнение с планом (слайд № )
Новая тема
(Слайд исследователи)
Исследователи- это люди изучающие какой-то объект (предмет)
-Ребята я приглашаю вас побывать сегодня юными исследователями .А предметам наших исследований будет являться (что?) – словосочетание. Мы исследуем с вами разные сочетания слов мы используем в качестве помощника наши (что?) – учебники. А в конце исследования вы должны дать точное определение словосочетанию и способу его образования.(какие могут быть словосочетания, виды )
-Готовы к работе? А как вы думаете исследовать легче по одиночке или всем вместе сообща? (ответы детей) .Тогда мы разделимся с вами на группы (3-4 группы, дети собираются в группы по 4 ученика)
Пока группы работают двое учеников идут с карточками ( усложненное задание – простое задание) к доске и выполняют задания на оценку.
Обсуждение полученных результатов в групповой работе.
-Предлагаю группам рассказать что у них получилось в ходе исследования.
Вывод 1 группы ( смысловая связь между словами устанавливается с помощью вопроса которые можно задать от одного слова к другому)
Вывод 2 группы что бы сконструировать (построить) приходится менять окончания, добавлять предлоги. Т.е. вы использовали для связи слов грамматические правила (окончания, предлоги) Значит установили грамматическую связь между словами.
Вывод 3 группа ( в одной группе словосочетания состоящие из прил.+сущ. А в другой - словосочетания состоящие из глаг.+нареч.
А почему они объединены именно так ( ответы)А происходит это не случайно. Ведь прилагательные обозначают (что?) признак предмета и «прилагаются» к существительному, а наречия обозначают (что?) признак действия и «дружат» с глаголами.
--Итак ребята вы молодцы! Давайте подведем итог исследовательской работы. Что мы узнали?
Что словосочетание состоит из двух и более слов.
Одно слово является главным другое зависимым .
От главного к зависимому можно задать вопрос.
Слова связанны по смыслу и грамматически
Слова в словосочетаниях могут быть выражены частями речи: существительными прилагательными, глаголами, наречиями
Предлоги могут использоваться для связи слов
-Молодцы, рассаживаемся по своим местам
Работа с учебником
Открываем учебники, сверяемся с правилом. Читаем.
-Верно ли вы сформулировали (определили) правило? Что мы не назвали еще о словосочетаниях, что указано в учебнике? ( от главного к зависимому можно задать вопрос)
Закрепление
(составляем опорную схему)
Посмотрите на доску что перед вами? (схема )
-Верно это схема, расшифруйте ее ( по смыслу -задаем вопрос от главного к зависимому слову. Грамматически- вставляем предлоги и меняем окончания) Например: ( идите к доске .Ученик помощник)
( игра какая? Во что? В прятки. По той же схеме)
Состав предложения ( идет игра в прятки)
-Объясни разницу. (между словосочетание и предложением) ( оценка)
Физминутка
«Осенние листочки»
-Давайте немножко переведём дух и дадим отдохнуть нашим ручкам и глазкам (экран, видео)
А теперь все тихо встали
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
1.Какое время года вы увидели на экране (осень). Осень какая? (ответы)
2. Назовите предметы и ли слова которые вы увидели ( листья, цвет, скамейка, дерево, тучка, облачко, ветер, птичка, небо, пара(листьев)
Наводящие вопросы:
Осень какая ?
Листья какие ?
Цвет какой?
Скамейка какая, где?
Дерево что делает, какое?
Тучка какая?
Облака какие?
Обобщение , вывод:
Не все сочетания слов являются словосочетанием ( дерево качается- не словосочетание)
Правило: Грамматическая основа не является словосочетанием
Продолжаем работать с учебником, закрепим наше умение находить главное и зависимое слово. Выполним упражнение № 128 стр. 62 что делаем? Вы находите и указываете графически главное и зависимое слово, ставите вопрос
-А к сотрудничеству со мной я приглашаю к доске (ученик).
(составление кластера)
-Мы вместе с тобой закрепим урок с помощью кластера ( это такая схема)
Я пишу вопрос. Ты ответ на него. В конце ты оцениваешь свои знания самостоятельно (кластер у доски. Учитель- ученик)
Итог урока (д/з)
-Ребята подходит к концу урок открывайте дневники посмотрите на экран и запишите д/з (объяснить д-з. Что делаем?)
Рефлексия
-Давайте подведем уроки нашей с вами совместной работы . Разверните ваши бэйджики ( значок с вашими именами) Ознакомьтесь с вопросом на внутренней стороне бэйджа и выскажите каждый свое мнение о нашем уроке сегодня. Итак... (учащиеся высказываются, отвечают на вопросы)
- И мне сегодня понравилось совместная работа с вами. Вот моя оценка вам сегодня ( слайд № )
Спасибо за урок!!
Задания для группы № 1 (слайд№ )
Найди пару.
Подберите каждому слову из первого столбика подходящую по смыслу пару из второго столбика объясните ваши действия.
Грустный | Вперед |
Чудесная | Громко |
Смеяться | О природе |
Говорить | Взгляд |
Мчаться | Сказка |
| |
Задания для группы №2 (слайд № )
«Лингвистический конструктор»
Сконструируйте (постройте) из каждой пары слов словосочетания. Сделайте вывод о том, что необходимо сделать что бы сконструировать (построить) словосочетание
Прыгать, парашют
Новый, брошюра
Стремится, победа
Встретить, герой
Серьезный ,беседа
Задания для группы № 3 (слайд № )
Наведи порядок .
Прочитайте словосочетание распределите в два столбика
Зимняя вьюга, увидел вблизи, устный ответ, известный писатель, приехал сегодня, знал давно.
Закрепить понятия о словосочетания
Выяснить какие сочетания слов могут образовывать словосочетания устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях (главное и зависимое слово)
Как правильно конструировать (строить словосочетания)
Как правильно работать в группе (развитие навыков сотрудничества)
Формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме