Тема урока: Знакомство с междометием как особой частью речи.
Класс: 7б
Цель урока: Достижение понимания учащимися 7б класса междометий и ее особенностей, путем использования критериального оценивания и ТСО, в течение первого урока обучения
Подготовила и провела: Утепова А .Д.
Задачи:
Образовательные : сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
Развивающие : развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.; расширять лексикон, речевую деятельность, кругозор, эрудицию учащихся; развивать навыки актерского мастерства;
Речевые: развить связную речь детей, обогатить словарный состав
Воспитательные : воспитывать культуру общения.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации презентация, Раздаточный материал
Лист оценивания
Методические приемы:
Беседа – диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Внутрипредметные связи: морфология, синтаксис, пунктуация, лексика.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, английский язык,
Тип урока: комбинированный
Самостоятельные или знаменательные
Служебные
Самостоятельные или знаменательные
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Имя числительное
- Местоимение
- Наречие
- Глагол
Служебные
Миф или реальность?
Вопросы:
Миф
Местоимение и называет, и указывает на предмет?
Реальность
Частица вносит в речь смысловые и эмоциональные оттенки?
Союз И является подчинительным?
Предлог не изменяется и является членом предложения?
Частица БЫ является формообразующей?
Критерии
оценивания:
Без ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 ошибки – 2
Миф или реальность?
Вопросы:
Миф
Местоимение и называет, и указывает на предмет?
Реальность
+
Частица вносит в речь смысловые и эмоциональные оттенки?
Союз И является подчинительным?
+
+
Предлог не изменяется и является членом предложения?
+
Частица БЫ является формообразующей?
+
Критерии
оценивания:
Без ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 ошибки – 2
Посмотрите на эпиграф
… , как трудно жить на свете, не усвоив междометий!
Языковая разминка
Задание ученикам: (самостоятельно) (5 мин)
- Найти слова, в которых звуков меньше, чем букв, объяснить
- Выписать частицы
- Выписать предлоги
- Выписать союзы
- Какова роль восклицательного знака?
- Как вы думаете, какого слова для выражения тех же эмоций не хватает в начале предложения?
Критерии оценивания:
6 ответов – 5
4-5 ответов – 4
2-3 ответа – 3
1-2 ответа – 2
Посмотрите на эпиграф
… , как трудно жить на свете, не усвоив междометий!
Языковая разминка
Задание ученикам: (самостоятельно) (5 мин)
- Найти слова, в которых звуков меньше, чем букв, объяснить (жить)
- Выписать частицы (не)
- Выписать предлоги (на)
- Выписать союзы (как)
- Какова роль восклицательного знака? (выражает эмоции)
- Как вы думаете, какого слова для выражения тех же эмоций не хватает в начале предложения? (Ах)
Критерии оценивания:
6 ответов – 5
4-5 ответов – 4
2-3 ответа – 3
1-2 ответа – 2
2. императивные (повелительно-побудительные) междометия выражают различные побуждения к действию, команды, приказы (зов, оклик, побуждение, запрещение, заверение):
3. этикетные междометия - слова норм речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.
1. эмоциональные междометия выражают чувства, настроения; большая часть этих междометий многозначна, поэтому значение их понятно из контекста.
Есть еще два –
междометие
Звукоподражательные слова
4.Историческая справка.
Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.
Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.
В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения:
1. восклицание,
2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.
Работа с текстом: предложения из текста распределить по 3 группам
Междометие
Язык
Особенность
Критерии оценивания:
Все предложения распределены верно – 3 балла
1-3 предложения неверно – 2 балла
4 и более предложений неверно – 1 балл
4.Историческая справка.
Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.
Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.
В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения:
1. восклицание,
2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.
Работа с текстом: предложения из текста распределить по 3 группам
Междометие
Междометие – словообразовательная калька XVIII века. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.
Язык
От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения
Особенность
Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.
1. восклицание,
2. грамматическое междометие.
Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.
Критерии оценивания:
Все предложения распределены верно – 3 балла
1-3 предложения неверно – 2 балла
4 и более предложений неверно – 1 балл
Задание 1.
Графическая работа. Составьте предложения только с междометиями. Проверка устно.
1. [Ау!...]
2. [Гав-гав!...]
3. [Эй…]
4. [Алло!...]
5. [Мяу!...]
6. [Здравствуйте, …]
7. [Ох!...]
Критерии оценивания:
За каждое правильно составленное предложение с междометием по 1 баллу
Задание 2.
Найдите звукоподражательные слова. Взаимопроверка)
1. Тьфу!
2. Ква-ква.
3. Брысь!
4. Динь-динь.
5. Курлы-курлы.
6. Всего хорошего.
7. Тс…
8. Чух – чух.
9. Кар-кар.
10. Кря-кря.
11. Ай-ай!
1. Тьфу!
2. Ква-ква.
3. Брысь!
4. Динь-динь.
5. Курлы-курлы.
6. Всего хорошего.
7. Тс…
8. Чух – чух.
9. Кар-кар.
10. Кря-кря.
11. Ай-ай!
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ по 1 баллу
Задание 3. (2 мин)
А теперь попробуем найти и выписать из данных предложений все междометия, определить, что они выражают.
Эх, что тебе после всего сказать!
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
Марш спать!
– Доброе утро, Иа! – сказал Пух.
Ой, эх, ах.
Что они выражают?
Тест
Тест ФИО
да
1. Междометие – это служебная часть речи
1. Междометие – это служебная часть речи
да
нет
нет
2. «Вон!» - это побудительное междометие
2. «Вон!» - это побудительное междометие
+
3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие
+
3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие
4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным.
4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным.
+
5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово
5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово
0 ошибок – «5»
+
+
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
2 ошибки – «3»
Оценивание учащихся. По результату листа ответов.