Просмотр содержимого документа
«Урок -презентация "Полет Д.И. Менделеева на воздушном шаре"»
- Дмитрий Менделеев, известный как великий химик, который создал периодическую таблицу элементов и открыл периодический закон, на самом деле был куда более универсальным ученым и, если судить по его научным публикациям, посвятил химии только около 17% своих рабо т.
- Он был большим апологетом воздухоплавания, считая, что полеты в небо могут многое прояснить в вопросах метеорологии, а наблюдения за солнечной короной во время затмения светила может дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров.
- Поднявшись выше облаков, считал Менделеев, можно было бы без помех наблюдать за короной Солнца в то время, когда его заслоняет собой Луна , то есть во время солнечного затмения. Незадолго до своего полета он разработал проект воздушного шара, который позже был сооружен по его чертежам и благополучно прошел летные испытания.
- Российское техническое общество, изготовив воздушный шар объемом в 700 м 3 под названием «Русский», обратилось именно к Дмитрию Ивановичу с предложением наблюдать с этого шара полное солнечное затмение, которое должно было состояться 7 августа (то есть 19-го августа по новому стилю) 1887 года.
- По предложению Менделеева шар этот наполнили не светильным газом, а водородом, что позволяло подняться на большую высоту. Наблюдать затмение должны были в подмосковном Клину.
- Накануне в гости к Менделееву приехал его друг художник Василий Перов. Узнав о предполагаемом полете, он стал умолять нашего героя взять его с собой, чтобы сделать высотные зарисовки. Но в день солнечного затмения погода подобным полетам не способствовала, накануне прошел сильный дождь, шар намок и не смог поднять не только «лишнего» пассажира, но даже и двух человек, то есть Менделеева и пилота- аэронавта Александра Кованько.
Проект управляемого аэростата, разработанный Д. И. Менделеевым в 1875 году. Эскиз, выполненный собственноручно творцом проекта . Средства на сооружение он пытался собрать «через продажу и распространение печатаемых им книг». Однако
денег в достаточном количестве не нашлось даже на постройку одного высотного аэростата, и в итоге предложение Менделеева так и не было реализовано.
- В августе 1887 года весь мир ожидал полного солнечного затмения, которое можно было увидеть от Германии до восточных берегов России. Менделеев в это время отдыхал в своём маленьком имении в 18 вёрстах от Клина. Внезапно из Петербурга пришла телеграмма, в которой Императорское Русское техническое общество приглашало Менделеева как учёного, давно посвятившего себя вопросам воздухоплавания, подняться на воздушном шаре и совершить научные наблюдения за солнечным затмением.
- Решение 53-летнего химика было предсказуемо. Место наполнения шара водородом выбрал сам Д.И. Менделеев. Это был пустырь между железнодорожной станцией и Петербургским трактом, где позже были построены корпуса завода «Химволокно».
В то время полет на аэростатах был большой редкостью, собралось много народа. Утро выдалось пасмурным, накрапывал дождь. На пустыре между линией железной дороги и станцией покачивался желтоватый шар.
Рядом громоздились баки газодобывающей установки, вырабатывавшей водород для аэростата. Возле нее орудовали солдаты в прожженных кислотой рубахах.
- «Ждали Менделеева, — рассказывал журналист Владимир Гиляровский. — В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой человек. Это был профессор». Менделеев в коричневом пальто и охотничьих сапогах неумело влез в корзину шара, где его уже ждал поручик Кованько, который должен был управлять аэростатом. . «В первый раз я входил в корзину шара, — вспоминал Дмитрий Иванович, — хотя, правда, однажды поднимался в Париже на привязном аэростате».
Менделеев выкинул из корзины табурет, на котором предполагалось сидеть, и начал руками выбрасывать отсыревший балласт из песка. Вскоре воздушный шар скрылся из виду в низкой облачности. После того, как Менделеев поднялся в воздух в одиночку, наступила темнота, и это, по воспоминаниям Гиляровского, удручающе подействовало на всех. Вскоре журналисты в Клину получили анонимную телеграмму «Шар видели — Менделеева нет», что вызвало панику.
Шар стал подниматься и только тут Менделеев окончательно понял, в какое рискованное предприятие он ввязался.
Ветер крутил корзину, мотал ее из стороны в сторону, с управлением получалось плохо, Менделеев в отчаянии стал включать и переключать клапаны, но убедившись в бессмысленности своих попыток, пустил свой шар по воле ветра. Пережив массу неприятных минут, Менделеев поднялся выше облаков и застал солнце в тот момент, когда Луна его уже полностью закрывала.
3,8 километра облачность полностью не исчезла, и весь процесс затмения Менделееву увидеть не удалось – в самый важный момент солнце скрылось за облаком.
Когда настало время снижаться, выяснилось, что клапан, отвечающий за снижение аэростата, неисправен. Д.И. Менделеев не растерялся, он починил его, и примерно в 9 часов вечера шар пошёл вниз. Держась за снасти, связывающие гондолу с оболочкой, по оплётке аэростата он
вскарабкался вверх . Он ясно увидел, что веревка клапана запуталась.
Распутать узел было нелегко. Менделеев висел на стропах, на многокилометровой высоте, устраняя поломку. А ведь ему было уже 53.
Из его записной книжки: «Пахнет газом. Сверху облака. Ясно кругом. Облако скрыло солнце. Уже три версты. Подожду самоопускания». С «самоопусканием» тоже возникли проблемы – ученому, с немалым риском для жизни, пришлось устранять неисправность главного клапана, с чем он превосходно справился.
Опускаясь, шар проделал путь в сто километров, Менделеев очутился в месте, которого не узнавал. Спустя три часа шар успешно приземлился между Калязином и Переславлем-Залесским, близ деревни Спас-Угол. За время полёта шар покрыл расстояние около 100 километров и приземлился в районе деревни Спас-Угол между Калязином и Переславлем-Залесским. По иронии судьбы, имение это принадлежало писателю — сатирику М. Е. Салтыкову-Щедрину. Сев на поезд в Клину, Менделеев добрался до Москвы, где его встретили журналисты.
- Весть о необычайно смелом полете русского профессора вскоре стала известна всему миру. "За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения" французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Менделеева диплом и золотой медалью, украшенной девизом братьев Монгольфье "Так идут к звездам".
- Немалую роль в моём решении играло... то соображение, что о нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, для того чтобы делать дело, а иначе у нас все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого представлялся отличный случай».
- Замечательный патриот, Менделеев придавал особенное значение созданию воздушных кораблей как транспортного средства для Poссии с ее необъятной территорией. Он оставил нам завет овладеть воздушным океаном. «У других стран, — писал Менделеев в своём труде «О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании», — много берегов водного океана. У России их мало сравнительно с ее пространствами, зато она владеет обширными против всех других (образованных) стран берегами свободного воздушного океана. Русским поэтому сподручнее овладеть сим последним, тем больше, что это бескровное завоевание составит эпоху, с которой начнется новейшая история образованности».
- «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных». Вот это про Д.И. Менделеева!