СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок литературы в 7 классе. "Все живое имеет душу".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок литературы в 7 классе. "Все живое имеет душу".»

8


Тема

Л.Н. Андреев «Кусака». «Все живое имеет душу...»

Цели и задачи

познакомить с биографией писателя, художественным миром рассказа Л.Н.Андреева «Кусака»; вызвать интерес, сочувствие, любовь ко всему живому; развивать умение определять тему и авторский замысел произведения, роль художественных средств; учить выразительности чтения, «определять» состояние души автора.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи, совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительное отношение к литературе как виду искусства и способа самовыражения.

Межпредметные умения

Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику изучаемого художественного произведения, теорию литературы, уметь анализировать прозаический текст на основе умения находить и разграничивать средства художественной выразительности и выполнения анализа хронотопов, самостоятельно выполнять творческие задания. Читать выразительно отрывки произведения.

Организация образовательного пространства

Тип урока:

урок «открытия» нового знания

Ресурсы (оборудование)

Информационные: карточки-задания на печатной основе

Демонстрационные: портрет писателя, иллюстрации основных эпизодов рассказа, мультимедийная презентация

Используемые технологии

АМО-технологии, проблемное обучение, исследовательский метод.

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Анализ и синтез, «Микрофон».

Технологическая карта урока литературы для учащихся 7 класса

Ход урока:

Этапы
урока
и его основная цель

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

Методы и приемы

Промежуточный
контроль

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Приветствие учащихся, настрой на работу, создание благоприятной атмосферы в классе.



-Ребята, по домашнему заданию к этому уроку мы понимаем, что будем изучать рассказ Л.Андреева «Кусака». Обратите внимание на 1 слайд. Что вы можете сказать? Как назовете тему нашего урока? Какие цели своей деятельности определите?

- на 1 слайде план, по которому будем работать:

1.Биография Л.Андреева.

2.План рассказа.

3Композиция рассказа.

4.Средства выразительности.

5.Выводы.

- Сформулируйте тему нашего урока. - Наша цель: создать художественную модель пространства рассказа Андреева «Кусака». – Каждый из вас на время урока может стать учеными-ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ. От вас потребуется быть максимально собранными и внимательными. Справитесь с данной задачей?

Учащиеся поворачиваются друг к другу и приветствуют глазами, настраиваются на совместную работу.





Учащиеся разгадывают анаграмму, формулируют тему урока, записывают её в тетрадь, определяют цели и задачи урока на основе проделанной работы.










Регулятивные: мобилизовать силы и энергию к волевому усилию к преодолению препятствий.





Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог Регулятивные: самостоятельно  формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

Приветствие.









Прием «Анаграмма» формулировка темы урока и определение целей своей деятельности.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Но для начала мы должны познакомиться с личностью самого автора произведения (на слайде портрет писателя). Предлагаю ученику, который подготовил небольшое сообщение о писателе, познакомить с ним одноклассников. После прослушивания учащимся предлагается проверить себя в том, насколько внимательны были они при слушании.

1. Леонид Андреев-один из талантливых и своеобразных писателей IXI-XX в. Он родился в Орле в семье землемера. Пока отец был жив, семья жила безбедно. Леонид окончил гимназию. После смерти отца началось бедствование, нищета. Юноша зарабатывал как мог: давал уроки, рисовал и продавал пейзажи.

Лучшие произведения писателя отличаются вниманием сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли детские впечатления писателя. К.И,Чуковский писал в своих воспоминаниях о работе Андреева над произведениями так: «Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры насыщая их гигантскими образами».

Главным персонажем рассказа «Кусака» является собака. Почему собака? Сам Андреев писал об этом так: «Все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием».

А.М.Горький высоко ценил Л.Андреева, называя его «человек редкого таланта, достаточно мужественным в своих поисках истины».


Ребята знакомятся материалом ученика через чтение, знакомятся с условием задания и выполняют.



Предметные: умение понимать текст – сообщение: понимать и формулировать для себя тему и идею устного высказывания

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Личностные: умение осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Проблемное задание

Письменная работа и монологическая речь учащихся

3) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии




Проверка домашнего чтения рассказа: 1) выполнение задания 2 (по индивидуальным карточкам).

-Почему это произведение мы относим к жанру рассказа?

-Что называется рассказом?

-Как вы понимаете слова эпиграфа?

-Рассказ называется «Кусака». Разберите это слово. Какую собаку вы представляете?

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-Какова композиция рассказа? Из скольких частей она состоит?

- Составляем цитатный план.




Учащиеся знакомятся с условием задания, выполняют его письменно и оценивают свою работу.


Познавательные: умение структурировать текст художественного произведения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные: умение  формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Прием «Связи» из технологии ТРИЗ

4) Этап выявления места и причины затруднения и построения проекта выхода из затруднения


- Какое время присутствует в нашем рассказе? – А какое время еще можно выделить в рассказе? В чем его особенность изображения в произведении? – Почему автор намеренно опустил время года «лето»? В чем причина? Давайте постараемся разобраться. Что нужно для этого? (обозначается проблема для дальнейшего поиска и способы действия)

Слайд 3.

- Коллективно мы проанализируем по данному плану анализа главу I.

Как вы озаглавили 1 главу. («Она никому не принадлежала»).

-Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками?

-Почему Кусака перестала доверять людям?

-Как описание природы соотносится с состоянием собаки?

-Какое средство выразительности использует автор? («Не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где тайком поселилась Кусака, появились люди).

-Что вы думаете о дачниках?



-Отчего люди делались «еще добрее» чем были?


Учащиеся должны отметить, что в рассказе есть прошедшее, настоящее и будущее время. Кроме этого, они отмечают, что в рассказе присутствует время биологическое, обозначенное словами «зима», «весна» и «осень». В художественной модели времени нет словесного обозначения времени года «лето». Испытывают затруднение при объяснении данного факта. При обсуждении приходят к решению анализировать произведение по главам.


Познавательные: умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; умение соотносить свои решения с композицией рассказа; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Исследовательский метод

Проведенное самостоятельное исследование текста рассказа и построение художественной модели мира определенной главы

Физминутка

5) Этап реализации построенного проекта




Мозговой штурм

Организует самостоятельное выполнение анализ глав II, III, IV и V- (по группам). Выполняют задания, составляют вопросы, затем один человек от каждой группы задает их и зачитывает результат.



Учащиеся самостоятельно по группам анализируют рассказ, создавая художественную модель пространства глав произведения. Соотносят формы и цвет в зависимости от настроения главы.



Исследовательский метод


6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Технология критического мышления.

Задает «толстые вопросы»

-О чем рассказ?

-Какова основная мысль рассказа?

. Оценивание работы групп по вопросам плана

Учащиеся отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Устная монологическая речь учащихся

7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Регулятивное: определять степень успешности своей работы и работы других

Прием «Пятерочка»

Домашнее задание( по выбору).


1.Придумать продолжение рассказа.

2.Составить рассказ от лица Кусаки.

3.Написать письмо Кусаке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!