СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация. Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации позволяет проследить развитие темы поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация. Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского»

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, Светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!

Светить всегда, светить везде,

до дней последних донца,

Светить и никаких гвоздей –

вот лозунг мой и солнца!

Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского. Задачи:  художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта; умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру; овладение историко-литературными знаниями.
  • Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
  • Задачи:
  • художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
  • умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
  • овладение историко-литературными знаниями.
Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении “Приказ № 2 по армии искусств” он обращается к работникам пера с призывом:  Товарищи!  Дайте новое искусство —  такое,  чтобы выволочь республику  из грязи.  Свою задачу он определил как “светить всегда, светить везде”.

Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении “Приказ № 2 по армии искусств” он обращается к работникам пера с призывом:

Товарищи!

Дайте новое искусство —

такое,

чтобы выволочь республику

из грязи.

Свою задачу он определил как “светить всегда, светить везде”.

Новые задачи для литераторов-поэтов, которым «красота великолепнейшего века вверена»: «выкинуть из сердца старое», сделать «в будущее прыжок»:  Товарищи!  На баррикады!-  баррикады сердец и душ… Общность поэта с народом :  Мы равные.  Товарищи в рабочей массе.  Пролетарии тела и духа. Лишь вместе  вселенную мы разукрасим…

Новые задачи для литераторов-поэтов, которым «красота великолепнейшего века вверена»:

«выкинуть из сердца старое»,

сделать «в будущее прыжок»:

Товарищи!

На баррикады!-

баррикады сердец и душ…

Общность поэта с народом : Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа.

Лишь вместе вселенную мы разукрасим…

1.Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры». 2.Искусство – главная идеологическая сила. Творчество, услаждающее слух, неактуально: «Все совдепы не сдвинут армий,/ Если марш не дадут музыканты», «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств». (Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-то социальную группу, класс).  3.Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи».  4. Новое искусство ставило задачу поиска новых форм, способных пробудить сознание масс.
  • 1.Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры».
  • 2.Искусство – главная идеологическая сила. Творчество, услаждающее слух, неактуально: «Все совдепы не сдвинут армий,/ Если марш не дадут музыканты», «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств». (Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-то социальную группу, класс).
  • 3.Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи».
  • 4. Новое искусство ставило задачу поиска новых форм, способных пробудить сознание масс.
ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА ИСКУССТВО ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ СОЦЗАКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ФАКТ ИЗОБРАЖАЯ ЖИЗНЬ, ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА НЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОТБОР МАТЕРИАЛА

ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА

ИСКУССТВО

ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ

СОЦЗАКАЗ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ

ИЗОБРАЖАЯ

ЖИЗНЬ,

ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ

НА НЕЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

ТЕМЫ

ОТБОР

МАТЕРИАЛА

Стихотворение «Сергею Есенину» написано по грустному поводу. Оно посвящено трагическому уходу талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер».  Примечательно, что стихотворение «Сергею Есенину» не поминальное, а полемичное. Оно словно развенчивает сложившуюся традицию памятных произведений такого рода. Сорвать с самоубийства романтический ореол красивости призваны уже начальные строки, в которых трогательная и поэтичная картина романтического полета души по бескрайним просторам вселенной контрастно противопоставлена подчеркнуто сниженным образам:   Пустота...           Летите,               в звезды врезываясь.  Ни тебе аванса,               ни пивной.   Да и значение глагольной формы «врезываясь» также подчеркивает, что выбранный путь не был верным.
  • Стихотворение «Сергею Есенину» написано по грустному поводу. Оно посвящено трагическому уходу талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер».
  • Примечательно, что стихотворение «Сергею Есенину» не поминальное, а полемичное. Оно словно развенчивает сложившуюся традицию памятных произведений такого рода.
  • Сорвать с самоубийства романтический ореол красивости призваны уже начальные строки, в которых трогательная и поэтичная картина романтического полета души по бескрайним просторам вселенной контрастно противопоставлена подчеркнуто сниженным образам: Пустота...          Летите,              в звезды врезываясь. Ни тебе аванса,              ни пивной. Да и значение глагольной формы «врезываясь» также подчеркивает, что выбранный путь не был верным.
Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вмешаться в роковой ход трагических событий:   Прекратите!         Бросьте!              Вы в своем уме ли?  По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения.   Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший:   В этой жизни умирать не ново,  Но и жить, конечно, не новей.   Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Маяковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе:   Для веселия          планета наша               мало оборудована.  Надо      вырвать           радость                  у грядущих дней.  В этой жизни         помереть                 не трудно.  Сделать жизнь               значительно трудней.  Как и почему обращается лирический герой к поэту? В чём особенности композиции? Как раскрывается идея ?
  • Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вмешаться в роковой ход трагических событий: Прекратите!        Бросьте!             Вы в своем уме ли?
  • По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения. Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Маяковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе: Для веселия         планета наша              мало оборудована. Надо     вырвать          радость                 у грядущих дней. В этой жизни        помереть                не трудно. Сделать жизнь              значительно трудней.
  • Как и почему обращается лирический герой к поэту?
  • В чём особенности композиции? Как раскрывается идея ?
Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяковский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинскому поэтическому талант)'. Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина русский народ утратил голосистого певца. Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский не пытается завуалировать тему пьянства. Однако он одну за одной отвергает расхожие в то время попытки объяснить причины этого самоубийства: У народа,            у языкотворца,  Умер         звонкий              забулдыга подмастерье.   Не откроют          нам                потери  ни петля,         ни ножик перочинный.  Может,           окажись                   чернила в «Англетере»,  Вены           резать                    не было б причины.
  • Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяковский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинскому поэтическому талант)'. Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина русский народ утратил голосистого певца.
  • Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский не пытается завуалировать тему пьянства. Однако он одну за одной отвергает расхожие в то время попытки объяснить причины этого самоубийства:
  • У народа,           у языкотворца, Умер        звонкий             забулдыга подмастерье.
  • Не откроют         нам               потери ни петля,        ни ножик перочинный. Может,          окажись                  чернила в «Англетере», Вены          резать                   не было б причины.

  • Метафоры: «щеки заливал смертельный мел», «стихов заупокойный лом», «темь пиджачных парусов», «пики усов», «время сзади ядрами рвалось».

Звуковых удвоения:«в горле горе», «бронзы звон», «гранита грань».

Интересные рифмы : врезываясь — трезвость, потери — «Англетере»

  • Дрянь      пока что             мало поредела. Дела много -             только поспевать. Надо     жизнь             сначала переделать. Переделав —             можно воспевать.
  • В стихотворении немало интересных поэтических находок: ряд блестящих метафор .
  • обилие звуковых удвоений ,
  • интересные рифмы.
  • Оригинально обыгран излюбленный Есениным образ березки: он сопровожден эпитетом «дохлая». В.В. Маяковский ж охотно и намеренно включает в текст стихотворения огромное количество риторических вопросов, восклицаний, отдельных реплик, разговорных форм («легше», «калекши»). Несмотря на то, что стихотворение отражает основные черты поэзии В.В. Маяковского (устремленность в будущее, оптимизм, стремление подчинить личное общественному долгу, публицистичность), в нем глубже, чем где-либо еще, звучит понимание противоречий современности.
Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”. Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали : “ Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца”. “ Труд мой любому труду родствен” Поэзия —  та же добыча радия, В грамм добыча,  в год труды. Изводишь  единого слова ради  Тысячи тонн  словесной руды.

Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”. Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали :

“ Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца”.

“ Труд мой любому труду родствен”

Поэзия — та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды.

Роль поэта в истории :  только поэт «листает книгу времени» и может вписать  в неё песнь революции.   Труд поэта в истории:  Но труд поэтов-почтенный  паче - людей живых ловить,  а не рыб…

Роль поэта в истории : только поэт «листает книгу времени» и может вписать в неё песнь революции.

Труд поэта в истории: Но труд поэтов-почтенный паче - людей живых ловить, а не рыб…

1. Своеобразие лиризма В. В. Маяковского. 2. «Мурло мещанина» в творчестве В. В. Маяковского. 3. Лирический герой раннего Маяковского. 4. Маяковский «о времени и о себе». 5. Мои любимые страницы поэзии В. В. Маяковского. 6. «Громада любовь, громада ненависть» в лирике поэта. 7. «Бесценных слов транжир и мот». Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.
  • 1. Своеобразие лиризма В. В. Маяковского.
  • 2. «Мурло мещанина» в творчестве В. В. Маяковского.
  • 3. Лирический герой раннего Маяковского.
  • 4. Маяковский «о времени и о себе».
  • 5. Мои любимые страницы поэзии В. В. Маяковского.
  • 6. «Громада любовь, громада ненависть» в лирике поэта.
  • 7. «Бесценных слов транжир и мот». Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.