Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация. Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского»
Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
Светить и никаких гвоздей –
вот лозунг мой и солнца!
- Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
- Задачи:
- художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
- умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
- овладение историко-литературными знаниями.
Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.
Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении “Приказ № 2 по армии искусств” он обращается к работникам пера с призывом:
Товарищи!
Дайте новое искусство —
такое,
чтобы выволочь республику
из грязи.
Свою задачу он определил как “светить всегда, светить везде”.
Новые задачи для литераторов-поэтов, которым «красота великолепнейшего века вверена»:
«выкинуть из сердца старое»,
сделать «в будущее прыжок»:
Товарищи!
На баррикады!-
баррикады сердец и душ…
Общность поэта с народом : Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа.
Лишь вместе вселенную мы разукрасим…
- 1.Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры».
- 2.Искусство – главная идеологическая сила. Творчество, услаждающее слух, неактуально: «Все совдепы не сдвинут армий,/ Если марш не дадут музыканты», «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств». (Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-то социальную группу, класс).
- 3.Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи».
- 4. Новое искусство ставило задачу поиска новых форм, способных пробудить сознание масс.
ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА
ИСКУССТВО
ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ
СОЦЗАКАЗ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ
ИЗОБРАЖАЯ
ЖИЗНЬ,
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ
НА НЕЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ТЕМЫ
ОТБОР
МАТЕРИАЛА
- Стихотворение «Сергею Есенину» написано по грустному поводу. Оно посвящено трагическому уходу талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер».
- Примечательно, что стихотворение «Сергею Есенину» не поминальное, а полемичное. Оно словно развенчивает сложившуюся традицию памятных произведений такого рода.
- Сорвать с самоубийства романтический ореол красивости призваны уже начальные строки, в которых трогательная и поэтичная картина романтического полета души по бескрайним просторам вселенной контрастно противопоставлена подчеркнуто сниженным образам: Пустота... Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Да и значение глагольной формы «врезываясь» также подчеркивает, что выбранный путь не был верным.
- Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вмешаться в роковой ход трагических событий: Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли?
- По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения. Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Маяковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе: Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.
- Как и почему обращается лирический герой к поэту?
- В чём особенности композиции? Как раскрывается идея ?
- Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяковский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинскому поэтическому талант)'. Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина русский народ утратил голосистого певца.
- Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский не пытается завуалировать тему пьянства. Однако он одну за одной отвергает расхожие в то время попытки объяснить причины этого самоубийства:
- У народа, у языкотворца, Умер звонкий забулдыга подмастерье.
- Не откроют нам потери ни петля, ни ножик перочинный. Может, окажись чернила в «Англетере», Вены резать не было б причины.
- Метафоры: «щеки заливал смертельный мел», «стихов заупокойный лом», «темь пиджачных парусов», «пики усов», «время сзади ядрами рвалось».
Звуковых удвоения:«в горле горе», «бронзы звон», «гранита грань».
Интересные рифмы : врезываясь — трезвость, потери — «Англетере»
- Дрянь пока что мало поредела. Дела много - только поспевать. Надо жизнь сначала переделать. Переделав — можно воспевать.
- В стихотворении немало интересных поэтических находок: ряд блестящих метафор .
- обилие звуковых удвоений ,
- интересные рифмы.
- Оригинально обыгран излюбленный Есениным образ березки: он сопровожден эпитетом «дохлая». В.В. Маяковский ж охотно и намеренно включает в текст стихотворения огромное количество риторических вопросов, восклицаний, отдельных реплик, разговорных форм («легше», «калекши»). Несмотря на то, что стихотворение отражает основные черты поэзии В.В. Маяковского (устремленность в будущее, оптимизм, стремление подчинить личное общественному долгу, публицистичность), в нем глубже, чем где-либо еще, звучит понимание противоречий современности.
Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”. Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали :
“ Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца”.
“ Труд мой любому труду родствен”
Поэзия — та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды.
Роль поэта в истории : только поэт «листает книгу времени» и может вписать в неё песнь революции.
Труд поэта в истории: Но труд поэтов-почтенный паче - людей живых ловить, а не рыб…
- 1. Своеобразие лиризма В. В. Маяковского.
- 2. «Мурло мещанина» в творчестве В. В. Маяковского.
- 3. Лирический герой раннего Маяковского.
- 4. Маяковский «о времени и о себе».
- 5. Мои любимые страницы поэзии В. В. Маяковского.
- 6. «Громада любовь, громада ненависть» в лирике поэта.
- 7. «Бесценных слов транжир и мот». Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.