СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация "Железо". Химия 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Железо". Химия 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Железо". Химия 9 класс.»

 Железо и его соединения   Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества. А. Е. Ферсман .

Железо и его соединения

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.

А. Е. Ферсман .

 Историческая информация о железе

Историческая информация о железе

Метеоритное железо

Метеоритное железо

Плавка железа в Древнем Египте  (воздух подаётся мехами, сшитыми из шкур животных)

Плавка железа в Древнем Египте (воздух подаётся мехами, сшитыми из шкур животных)

 Глиняные печи - горны

Глиняные печи - горны

 Ковка железа

Ковка железа

Биологическая роль железа Железо играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Оно входит в состав гемоглобина крови, соединения железа применяют  для лечения малокровия, истощении, упадке сил. Основным источником железа для человека является пища. Его много  в зеленых овощах, мясе, сухофруктах, шоколаде.

Биологическая роль железа

Железо играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов.

Оно входит в состав гемоглобина крови, соединения железа применяют

для лечения малокровия, истощении, упадке сил.

Основным источником железа для человека является пища. Его много

в зеленых овощах, мясе, сухофруктах, шоколаде.

Важнейшие источники железа Содержание железа в 100 г продукта  печень  персики 9 мг  хлеб  грибы  свежие 4 мг  грибы сушёные 2 мг 5 мг  яблоки 35 мг 3 мг

Важнейшие источники железа

Содержание железа в

100 г продукта

печень

персики

9 мг

хлеб

грибы

свежие

4 мг

грибы сушёные

2 мг

5 мг

яблоки

35 мг

3 мг

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» Решите анаграммы и исключите лишнее:  1. леруогд  2. иксолодр  3. ддрооов  4. золеже

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Решите анаграммы и исключите лишнее:

1. леруогд

2. иксолодр

3. ддрооов

4. золеже

Правильный ответ  1. углерод  2. кислород  3. водород  4. железо

Правильный ответ

1. углерод

2. кислород

3. водород

4. железо

 Визитка химического  элемента

Визитка химического элемента

Характеристика элемента 4-период,  4ряд, 8-группа,  побочная подгруппа, порядковый номер 26 26 электронов, 26 протонов, относительная атомная масса 56, 30 нейтронов. 4 электронных слоя,  2)8)14)2),  электронная конфигурация 1 s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 6 d 6 4s 2 Степень окисления 0,+2, +3, является восстановителем

Характеристика элемента

4-период, 4ряд, 8-группа, побочная подгруппа, порядковый номер 26

26 электронов, 26 протонов, относительная атомная масса 56, 30 нейтронов.

4 электронных слоя, 2)8)14)2), электронная конфигурация 1 s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 6 d 6 4s 2

Степень окисления 0,+2, +3,

является восстановителем

Графическое строение атома железа Нормальное (основное) состояние атома железа  3 d 6 4p 0 4s 2

Графическое строение атома железа

Нормальное (основное) состояние атома железа

3 d 6 4p 0

4s 2

Задание  Используя текст учебника, дайте характеристику физических свойств железа:  1. Цвет  2. Блеск  3. Пластичность  4. Магнитные свойства  5. Температура плавления  6. Твердость

Задание

Используя текст учебника, дайте характеристику физических свойств железа:

1. Цвет

2. Блеск

3. Пластичность

4. Магнитные свойства

5. Температура плавления

6. Твердость

Физические свойства Железо  - сравнительно мягкий, ковкий, серебристо-серый металл. Температура плавления – 1535 0 С Температура кипения около 2800 0 С При температуре ниже 770 0 С железо обладает ферромагнитными свойствами (оно легко намагничивается, и из него можно изготовить магнит). Выше этой температуры ферромагнитные свойства железа исчезают, железо «размагничивается».

Физические свойства

Железо - сравнительно мягкий, ковкий, серебристо-серый металл.

Температура плавления – 1535 0 С

Температура кипения около 2800 0 С

При температуре ниже 770 0 С железо обладает ферромагнитными свойствами

(оно легко намагничивается, и из него можно изготовить магнит).

Выше этой температуры ферромагнитные свойства железа исчезают, железо «размагничивается».

Степени окисления Fe 0  +2 +2 ; +3; +3 S , Cu +2  , HCl ( раз) , O 2 ,  H 2 O Cl 2 ,  HNO 3 H 2 SO 4 (раз)

Степени окисления

Fe 0

+2 +2 ; +3; +3

S , Cu +2 , HCl ( раз) , O 2 , H 2 O Cl 2 , HNO 3

H 2 SO 4 (раз)

Химические свойства  а ) Взаимодействие с простыми веществами   +3 -2 +2 -2 1 .  3Fe+2O 2 = Fe 2 O3 * FeO (Fe 3 O 4 )  t  +3 -1  2.  2Fe+3Cl 2 = 2FeC l3   t +2 -2 3. Fe + S  = FeS

Химические свойства

а ) Взаимодействие с простыми веществами

+3 -2 +2 -2

1 . 3Fe+2O 2 = Fe 2 O3 * FeO (Fe 3 O 4 )

t +3 -1

2. 2Fe+3Cl 2 = 2FeC l3

t +2 -2

3. Fe + S = FeS

б) Взаимодействие со сложными веществами  с разбавленными кислотами:  0  +1  -1  +2  -1  0  Fe + 2HCl =FeCl 2 +H 2

б) Взаимодействие со сложными веществами

с разбавленными кислотами:

0 +1 -1 +2 -1 0

Fe + 2HCl =FeCl 2 +H 2

с концентрированной кислотой реагирует при нагревании,   без нагревания кислоты пассивируют железо:  0  +6  t  +3  +4   2 Fe + 6 H 2 SO 4 = Fe 2 ( SO 4 ) 3 +3 SO 2 +6 H 2 O

с концентрированной кислотой реагирует при нагревании,

без нагревания кислоты пассивируют железо:

0 +6 t +3 +4

2 Fe + 6 H 2 SO 4 = Fe 2 ( SO 4 ) 3 +3 SO 2 +6 H 2 O

 c c олями (в водном растворе)  0 +2 +2 0 Fe + CuSO 4 =FeSO 4 +Cu

c c олями (в водном растворе)

0 +2 +2 0

Fe + CuSO 4 =FeSO 4 +Cu

c парами воды  0  +1  +3  +2 0  3 Fe + 4H 2 O =Fe 2 O 3 FeO + 4H 2

c парами воды

0 +1 +3 +2 0 3 Fe + 4H 2 O =Fe 2 O 3 FeO + 4H 2

Внимание! Обратите внимание, что во всех реакциях идущих при нагревании железо окисляется до +3

Внимание!

Обратите внимание, что во всех реакциях идущих при нагревании железо окисляется до +3

«ЛОВИ ОШИБКУ» Задание: какие реакции соответствуют схеме  +2 +3  Fe Fe , что неправильно записано в уравнениях?  1. FeCl 2 + CL 2 = FeCL 3  2. FeCL 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaCL  3. Fe(OH) 2 + O 2 + H 2 O = Fe(OH) 3

«ЛОВИ ОШИБКУ»

Задание: какие реакции соответствуют схеме +2 +3

Fe Fe ,

что неправильно записано в уравнениях?

1. FeCl 2 + CL 2 = FeCL 3

2. FeCL 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaCL

3. Fe(OH) 2 + O 2 + H 2 O = Fe(OH) 3

Нахождение в природе. Пирит Халькопирит  с включениями кварца Приморский край

Нахождение в природе.

Пирит

Халькопирит

с включениями кварца

Приморский край

Нахождение в природе. Красный железняк гематит Fe 2 O 3  Бурый железняк Лимонит 2 Fe 2 O 3 • 3 H 2 O Железный или серный колчедан (пирит) FeS 2  Магнитный железняк магнетит Fe 3 O 4

Нахождение в природе.

Красный железняк

гематит Fe 2 O 3

Бурый железняк

Лимонит

2 Fe 2 O 3 3 H 2 O

Железный или серный

колчедан (пирит)

FeS 2

Магнитный железняк

магнетит Fe 3 O 4

«КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА» Задание:    Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe +2 (для первого варианта) и генетический ряд Fe +3 (для второго варианта).  Fe(OH) 3 , Fe, Fe(OH) 2 , FeCl 3 , Fe 2 O 3 , FeC l 2 , FeO.

«КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА»

Задание:

Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe +2 (для первого варианта) и генетический ряд Fe +3 (для второго варианта).

Fe(OH) 3 , Fe, Fe(OH) 2 , FeCl 3 , Fe 2 O 3 , FeC l 2 , FeO.

Качественные реакции на ион   2 +  Fe :  + 2 +2 1. Fe Cl 2 +2 NaOH=Fe(OH) 2 +2NaCl  осадок зеленоватого цвета

Качественные реакции на ион 2 + Fe :

+ 2 +2

1. Fe Cl 2 +2 NaOH=Fe(OH) 2 +2NaCl

осадок зеленоватого цвета

Реакция с красной кровяной солью 2.  3 Fe SO 4 +2K 3 [Fe(CN) 6 ]=Fe 3 [Fe(CN) 6 ] 2 +3K 2 SO 4     красная синий осадок  кровяная соль

Реакция с красной кровяной солью

2. 3 Fe SO 4 +2K 3 [Fe(CN) 6 ]=Fe 3 [Fe(CN) 6 ] 2 +3K 2 SO 4

красная синий осадок

кровяная соль

Качественные реакции на ион   3+   Fe :  + 3 + 3 1. FeCl 3 +3NaOH= Fe(OH) 3 +3NaCl   осадок бурого цвета

Качественные реакции на ион 3+ Fe :

+ 3 + 3

1. FeCl 3 +3NaOH= Fe(OH) 3 +3NaCl

осадок бурого цвета

Реакция с жёлтой кровяной солью   + 3 + 1   + 3 2 . 4FeCl 3 + 3K 4 [Fe(CN) 6 ]=Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 +12KCl  желтая синий осадок  кровяная соль

Реакция с жёлтой кровяной солью

+ 3 + 1 + 3

2 . 4FeCl 3 + 3K 4 [Fe(CN) 6 ]=Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 +12KCl

желтая синий осадок

кровяная соль

Реакция с роданидом калия  + 3 - 1 + 1 - 1 + 2 -1 3. FeCl 3 + K(NCS) = [ FeNCS] Cl 2 +KCl  роданид калия образуется  раствор  красного цвета

Реакция с роданидом калия

+ 3 - 1 + 1 - 1 + 2 -1

3. FeCl 3 + K(NCS) = [ FeNCS] Cl 2 +KCl

роданид калия образуется

раствор

красного цвета

Стадия рефлексии.  С какими из веществ реагирует железо?  А) О 2  Б) Na 2 O  В) p -р H 2 SO 4 Г) СО 2 С какими из веществ реагирует FeO ?  А) Н 2 О Б) HCl  В) Na 2 O  Г) SO 3 Какие вещества образуются при взаимодействии Fe ( OH ) 3  c HNO 3 ?  А) Н 2 О Б) Fe ( NO 3 ) 2 В) FeO Г) Fe ( NO 3 ) 3    В чем растворяется Fe 2 O 3 ?  А) Н 2 О Б) p . NaOH  В) p -р HCl Г) p . NaCl

Стадия рефлексии.

С какими из веществ реагирует железо?

А) О 2 Б) Na 2 O В) p H 2 SO 4 Г) СО 2

С какими из веществ реагирует FeO ?

А) Н 2 О Б) HCl В) Na 2 O Г) SO 3

Какие вещества образуются при взаимодействии Fe ( OH ) 3 c HNO 3 ?

А) Н 2 О Б) Fe ( NO 3 ) 2 В) FeO Г) Fe ( NO 3 ) 3

В чем растворяется Fe 2 O 3 ?

А) Н 2 О Б) p . NaOH В) p HCl Г) p . NaCl

«ПОПС-ФОРМУЛА»  Позиция, обоснование, пример, суждение . Сегодня я понял (а), что … Сегодня я понял (а), что … Сегодня я понял (а), что … Главным на уроке для меня было… Больше всего мне запомнилось… Теперь я умею…

«ПОПС-ФОРМУЛА» Позиция, обоснование, пример, суждение .

  • Сегодня я понял (а), что …
  • Сегодня я понял (а), что …
  • Сегодня я понял (а), что …

Главным на уроке для меня было…

Больше всего мне запомнилось…

Теперь я умею…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  43 , 44 , СТР. 132-135 СТР. 135-(№1-5)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

43 , 44 , СТР. 132-135

СТР. 135-(№1-5)