СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок+презентация по ОБЖ "Рациональное питание"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Что входит в понятие образ жизни. Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями.

Совокупность этих факторов составляют образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе»

Рациональное питание. Гигиена питания. 5-й класс

Преподаватель – организатор ОБЖ: Жукова Н.В.

Цель:

  • Объяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной экологической безопасности питания и состояния здоровья.

  • Рассмотреть значение белков, жиров и углеводов в питании человека.

  • Дать представление об основах здорового образа жизни.

Время проведения: 20 марта 2009 года.



Ход урока.

  1. Орг. момент.(1 мин).

  2. Проверка Д/З.(10 - 15 мин)

- Назовите и дайте определения основным физическим качествам человека.

- Как закаливание влияет на организм человека?

- Назовите основные принципы, которые важно соблюдать при занятиях физической культурой и закаливанием?

- закаливание водой?

- закаливание солнцем?

- закаливание воздухом?



3. Сообщение темы и цели урока.(1 мин).

Тема нашего урока – “Рациональное питание. Гигиена питания”.

Мы с вами продолжаем изучать раздел “Основы здорового образа жизни”.

Для каждого из нас нет большей ценности, чем здоровье.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на здоровье человека:

20% - экология
20% - генетика
10% - здравоохранение
50% - образ жизни

- Что входит в понятие образ жизни. Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями.

Совокупность этих факторов составляют образ жизни.

- Назовите составляющие здорового образа жизни? (режим дня; личная гигиена; здоровое питание; физическая активность; отдых; закаливание; отсутствие вредных привычек).

Мы должны с вами выяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной экологической безопасности питания и здоровья.

4.Изложение программного материала.(20 мин.)

1). Проблемы питания.

Общеизвестно положение, которое гласит: пища должна быть “заработана мышцами”.

Питание, как никакая другая проблема,- вопрос исключительно индивидуальный, связанный с предпочтениями, вкусами, привычками. Нельзя всем рекомендовать одну и ту же диету, например вегетарианство. Истинных вегетарианцев, как и макробиотиков, человеческой популяции около 10%. Но, несомненно, и то, что человек имел своим предком травоядное существо (обезьяну, которая, кстати, дополняет свой рацион гусеницами, червями, ящерицами, бабочками, пауками и даже птицами). Человек ныне всеяден, но его рацион оптимален лишь в том случае, если он на 70% является вегетарианским и лишь на 30% - мясным и рыбным.

2). Мы остановимся на значении питания для детей и подростков.

С первых дней жизни человек живет и работает в тесном взаимодействии с внешней средой. Среди многочисленных факторов влияния среды обитания на человека один из основных - фактор питания. Именно питание поддерживает биологическую жизнь, обесп6ечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей его средой. От того, как люди питаются, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Отсутствие питания приводит к неминуемой смерти человека, а недостаточное питание неблагоприятно воздействует на состояние его здоровья.

Нормальная жизнедеятельность человека возможна только при условии поступления в организм необходимого (сбалансированного количества энергии и строительного материала (белка). Но этого еще недостаточно для его нормального роста и развития. Необходимо обеспечить поступление в организм в нужном количестве жиров, Углеводов, витаминов, солей и воды.

Пищевые вещества, попадая в организм, после определенных превращений из очень сложных в более простые используются им, во - первых, для получения энергии, а во-вторых, для строительства самого себя. Такими «кирпичиками», которые организм использует для своего строительства, служат белки. Человек получает их и из растительной, и из животной пищи.

Энергию, которую организм получает из пищи при ее сгорании, он расходует на две цели: для обеспечения своей жизнедеятельности и для выполнения какой-либо работы. Затрачиваемую энергию организм постоянно восполняет из пищи. Потребление и затраты энергии должны быть равными. Организм человека, особенно подростка, очень чувствителен и к избытку, и к недостатку энергии, а следовательно, к поступлению в него пищевых веществ. Природа предусмотрела это и создала в организме человека большие «кладовые», где хранятся запасы энергии на всякий случай. В каком же виде хранится эта энергия? В виде запасов жира и сахара. Если организму не хватает энергии, то он расходует вначале сахар, а затем и жиры.

Вопросы:

  • Какой фактор внешней среды поддерживает жизнь человека? (фактор питания.)

  • На какие функции организма оказывает влияние питание?( поддерживает биологическую жизнь, обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей его средой.)

  • На что использует организм пищевые вещества? (на обеспечение своей жизнедеятельности и для выполнения какой – либо работы)

Вывод: При употреблении растительной и животной пищи в организме человека вырабатывается энергия, которую человек расходует на обеспечение своей жизнедеятельности и для выполнения какой – либо работы.

3). Рациональное питание.

СЛАЙД № 2.

Питание человека должно соответствовать определённым требованиям:

  • покрывать ежедневные энергетические затраты;

  • содержать достаточное количество строительных материалов (белков, жиров и углеводов), а также витаминов, минеральных веществ;

  • удовлетворять вкусы человека;

  • способствовать укреплению здоровья и долголетию.

Особенности питания изменяются с возрастом. Например, новорожденные и груднички должны получать материнское молоко, так как оно оптимально подходит для роста организма его развития и содержит антитела, предупреждающие возникновение некоторых инфекционных заболеваний.

В детском и подростковом возрасте необходимо оптимальное питание для роста и развития организма, в зрелом возрасте – для поддержания стабильного состояния и компенсации энергозатрат, связанных, например, с тяжелым физическим трудом, в старости – питание должно способствовать долголетию.

От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.

Жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии ( в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение.

Существует ряд общих правил, обеспечивающих рациональное питание с учетом образа жизни:

Первое правилопитание должно быть разнообразным.

Второе правилоэто поддержание своего веса в норме.

«Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть».

Третье правилоэто учет в рационе питания интенсивности физической нагрузки.

4). Сейчас послушаем характеристики белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды и определим, что важнее для нашего организма.

СЛАЙД № 3.

Углеводы.

Углеводы, как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мозг постоянно потребляет огромное количество энергии. Поэтому углеводы должны занимать первое место в питании.

СЛАЙД № 4

Жиры.

Жиры – основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек. Значение жиров связано с их участием в обмене веществ в качестве кладовой энергии, в усвоении жирорастворимых витаминов, белков и солей. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Однако избыток жира увеличивает массу тела человека. Каждый лишний килограмм массы неблагоприятно влияет на работу сердца, легких, состояние сосудов и на весь организм в целом.

СЛАЙД №5

Белки.

Основой всего живого на Земле являются белки. Они входят в состав клеток организма, клетки образуют ткани и органы: мозг, нервы, мышцы, кожу. Белки выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, служат незаменимым строительным материалом, осуществляют сокращение мышц, защищают организм от внешней среды, участвуют в передаче наследственности.

СЛАЙД №6.

Вода.

К числу жизненно важных минеральных веществ надо, прежде всего, отнести воду. И недостаток, и избыток её потребления вредны для организма. Вода входит в состав всех клеток и тканей организма. На неё приходится до 65% от массы (веса) тела взрослого человека. Дети и подростки теряют около 2-х литров воды в сутки. Следовательно, им необходимо восполнить утраченное количество воды. Поступление её в организм происходит в виде чая, кофе, соков, молока, кефира и т.д. Особенно много воды (до90%) содержится в овощах и фруктах. Потребность в воде подростков 11 – 14 лет составляет от 1,4 дол 2,5 литра в сутки. Летом потребность в воде увеличивается.

СЛАЙД №7.



Витамины.

В жизнедеятельности организма человека очень велико значение витаминов. Они не образуются в организме и поэтому должны поступать в него с пищей. Витамины ускоряют и регулируют обмен веществ и энергии между организмом и средой, участвуют в образовании различных активных веществ, в обезвреживании ядовитых веществ, выполняют защитную функцию.

СЛАЙД №8.

Минеральные вещества.

Кроме витаминов человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции.

- Что же важнее для нашего организма?

Вывод: - Для сбалансированного питания все нужны для нашего организма.

5). Витаминная пауза.

Загадки про фрукты, овощи и ягоды богатые витаминами.

Круглый – круглый,
Сладкий – сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный – красный он внутри
(арбуз)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна”
(картошка)

Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа
(чеснок)

Росту в земле на грядке –
красная, длинная, сладкая
(морковь)

Весной повисло -
Всё лето кисло.
А сладким стало -
На землю упало.
(яблоко)

И ягоды ищи,
И занозы ищи.
(крыжовник)

На болоте, на логу,
Витамин зарыт в снегу.
(клюква)

6). Существуют проблемы безопасного экологически чистого питания.

«Злые чудеса в рыбных консервах и колбасах».

Большинство имеющихся на отечественном рынке продовольственных суррогатов – изделия примитивные, основанные на подмене одного продукта другим, более дешёвым. Большинство людей даже не подозревают, что они едят суррогаты, наивно думая, что рыба она и есть рыба, ничем её не подменишь. В производстве рыбных консервов допускается ряд подмен.

  1. По всем правилам рыбу обязаны подвергнуть обработке – заморозить, отгрузить на комбинат для дальнейшего копчения, соления – в течении 10 часов после вылова.

  2. Вместо технологии «холодного копчения» используют «жидкий дым».

  3. «Засуррогатить» продукт можно, используя не то масло и не тот томатный соус.

  4. Ещё одно отличие, какая жесть использована для изготовления банок.

Качественные рыбные консервы более долговечны. Чем больше производитель совершил подмен, тем короче срок годности его изделия.

А рыба особенно морская, - исключительно ценный, совершенно необходимый продукт. В рыбе есть уникальные микроэлементы фосфора, кальция. Здоровым людям наука о питании предписывает иметь хотя бы один «рыбный день» в неделю.

Непревзойдённые по вкусу колбасы исчезли под натиском «мучной, соевой, крахмальной, а также химической и технологической» эпидемией. Значительная часть колбасных изделий делается в мини – цехах или так называемых модулях.

Как бы трудно ни было в жизни, мы всё равно стремимся к разнообразию в пище, стараемся обеспечить полноценное питание. Зная, что для здоровья в рационе необходимо иметь хоть что-нибудь мясное, но не имея денег на дорогую колбасу, покупают дешёвую. Совершенно напрасно! Такие самоотверженные старания подрывают здоровье. Не покупайте дешёвую суррогатную колбасу, потому что лучше вообще никакой, чем эта.

Берегите здоровье!

7).Чтобы обеспечить экологическую безопасность при питании необходимо:

  • сократить употребление мяса до 30-50 грамм в день.

  • больше употреблять в пищу: морковь, капусту, яблоки, растительные масла.

  • одним из главных блюд должны стать каши.

  • соблюдать умеренность в еде.

  • иметь хорошую физическую нагрузку.

СЛАЙД №9.

8).Гигиена питания.

Питание можно считать нормальным только тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма.

Основные требования к питанию:

  • рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям организма.

  • Качественный состав пищи должен в полной мере отвечать химическому составу биологически активных веществ (ферментов) организма. Пища животного происхождения наиболее отвечает этим требованиям.

  • Пища должна быть безвредной для организма т.е. не содержать болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ. Она должна быть экологически чистой.

  • Пища должна удовлетворять потребности организма в энергии.

  • Пища должна содержать в необходимом количестве все вещества, требующиеся для роста и развития организма и регуляции его жизнедеятельности.

  • Питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды)



Неправильно организованное питание вызывает серьезные нарушения в состоянии здоровья человека.

Важное гигиеническое требование – правильно организованный режим питания. Это означает, что необходимо строго соблюдать время приема пищи и промежутков между ними. Крайне важно принимать пищу в одно и тоже время. К этому моменту организм «настраивается» на ее прием. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 4 часа. Наиболее правилен четырех разовый прием пищи: завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Распределение калорийности по приемам пищи должно быть следующим: завтрак и ужин примерно равны, второй завтрак существенно меньше, чем завтрак, обед по калорийности примерно в 2 раза больше, чем завтрак. Продолжительность приема пищи должна быть в пределах 20 минут.

СЛАЙД №10.

9) Культура питания.

Какие же правила необходимо выполнять, соблюдая культуру питания?

  • Нельзя опаздывать к столу.

  • Перед едой вымыть руки, проверить свой туалет.

  • Садитесь только после того, как сядут взрослые.

  • Не сидите сгорбившись. Не допустимо класть локти на стол, вытягивать ноги или сидеть положив ногу на ногу, раскачиваться сидя на стуле.

  • Есть не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.

  • За столом можно негромко разговаривать, не привлекая к себе внимание окружающих.

  • Не принято тянуться через чужую тарелку.

  • Тарелку не следует отодвигать далеко от себя, также нельзя придвигать слишком близко.

  • Все, что находится в супе, разделяют ложкой.

  • Из общего блюда не берут своей ложкой.

  • Печенье, сухари, фрукты можно взять руками.

  • Хлеб отламывают маленькими кусочками, а не откусывают.

  • Горячий чай пьют из ложки, а если не горячо – из чашки.

  • Кости из мяса или рыбы вынимают ложкой или вилкой и кладут на край тарелки.

  • Вилку держат в левой, а нож в правой руке.

  • После окончания еды приборы складывают на своей тарелке.

10) Тест. (3 мин.)

Тест.

1. Все продукты питания могут быть поделены на группы:

а) животного происхождения

б) растительного происхождения

в) минеральные

г) искусственные

2. Назовите, какие основные функции выполняет питание в жизни человека:

а) поддерживает биологическую жизнь

б) снижает психологические нагрузки

в) обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой.

3. Чем опасна для здоровья человека избыточная энергия, которая поступает в организм с пищей? Это приводит:

а) к физическому утомлению

б) к гиподинамии

в) к увеличению массы тела (веса) человека.

4. Конечным продуктом превращения углеводов в организме человека является:

а) клетчатка

б) минеральные вещества

в) глюкоза

5. Укажите, жиры какого происхождения должны преимущественно использоваться с пищей в подростковом возрасте:

а) животного происхождения

б) растительного происхождения.

5. Закрепление.

- Что же мы сегодня узнали с вами о питании?

  • Каково значение питания для подростка?

  • Что значит рациональное и сбалансированное питание?

  • Расскажите о последствиях переедания?

  • Перечислите основные правила культуры питания.

  • Назовите 2-3 гигиенических требований к питанию.

6.Итог урока.

7.Оценки за урок.







Просмотр содержимого презентации
«5 класс»

Рациональное питание. Гигиена питания. 5 класс Жукова Н.В.

Рациональное питание. Гигиена питания.

5 класс

Жукова Н.В.

Рациональное питание -  разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.

Рациональное питание -

разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.

Продукты, богатые углеводами: Углеводы – основной источник энергии (хлеб, булочки, крупы, овощи, фрукты)

Продукты, богатые углеводами:

Углеводы – основной источник энергии (хлеб, булочки, крупы, овощи, фрукты)

Продукты, богатые жирами: Жиры - важный компонент в питании человека (сливочное масло, сметана, сыр, орехи, подсолнечное масло).

Продукты, богатые жирами:

Жиры - важный компонент в питании человека (сливочное масло, сметана, сыр, орехи, подсолнечное масло).

Продукты, богатые белками: Белки - основной материал для построения клеток и тканей организма (мясо, рыба, яйца, творог, картофель, горох, рис, орехи).

Продукты, богатые белками:

Белки - основной материал для построения клеток и тканей организма (мясо, рыба, яйца, творог, картофель, горох, рис, орехи).

Вода – источник жизни. Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы.

Вода – источник жизни.

Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы.

Витамины. Витамины необходимы организму для нормального роста, развития и обмена веществ. С – аскорбиновая кислота (черная смородина, земляника, цитрусы, капуста) В2 – рибофлавин (молоко, дрожжи, печень, рыбные продукты. РР - никотиновая кислота (рисовые, пшеничные отруби, печень. В6 – пиридоксин (рисовые отруби, бобы, дрожжи, печень, почки). Р – цитрин (рисовые отруби, бобы, дрожжи, печень, почки). В12 – кобаламин А – каротин (шиповник, морковь, петрушка, чеснок) Е – токоферол (растительные масла, облепиха, кукуруза, яйца, грецкие орехи)

Витамины.

Витамины необходимы организму для нормального роста, развития и обмена веществ.

С – аскорбиновая кислота (черная смородина, земляника, цитрусы, капуста)

В2 – рибофлавин (молоко, дрожжи, печень, рыбные продукты.

РР - никотиновая кислота (рисовые, пшеничные отруби, печень.

В6 – пиридоксин (рисовые отруби, бобы, дрожжи, печень, почки).

Р – цитрин (рисовые отруби, бобы, дрожжи, печень, почки).

В12 – кобаламин

А – каротин (шиповник, морковь, петрушка, чеснок)

Е – токоферол (растительные масла, облепиха, кукуруза, яйца, грецкие орехи)

Минеральные вещества. Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Железо – в яичных желтках, картофеле, мясе, капусте, чечевице, горохе, салате, яблоках, грецких орехах. Калий – в картофеле, капусте, петрушке, укропе, абрикосах. Фосфор – в мясе, горохе, овсяной крупе, пшене, яичных желтках. Йод – в морской капусте и рыбе, хурме, фейхоа. Хлор – в поваренной соли. Натрий – в поваренной соли. Медь – в чесноке, картофеле, сухих яблоках, грушах. Цинк – в тыквенных семечках. Кобальт – в грушах. Марганец – в яблоках, сливах, петрушке, горохе, сое. Серебро – в огурцах, тыкве, арбузах.

Минеральные вещества.

Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей.

Железо – в яичных желтках, картофеле, мясе, капусте, чечевице, горохе, салате, яблоках, грецких орехах.

Калий – в картофеле, капусте, петрушке, укропе, абрикосах.

Фосфор – в мясе, горохе, овсяной крупе, пшене, яичных желтках.

Йод – в морской капусте и рыбе, хурме, фейхоа.

Хлор – в поваренной соли.

Натрий – в поваренной соли.

Медь – в чесноке, картофеле, сухих яблоках, грушах.

Цинк – в тыквенных семечках.

Кобальт – в грушах.

Марганец – в яблоках, сливах, петрушке, горохе, сое.

Серебро – в огурцах, тыкве, арбузах.

Гигиена питания.

Гигиена питания.

  • Рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям организма.
  • Качественный состав пищи должен в полной мере отвечать химическому составу биологически активных веществ(ферментов) организма. Пища животного происхождения наиболее отвечает этим требованиям.
  • Пища должна быть безвредной для организма т.е. не содержать болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ. Она должна быть экологически чистой.
  • Пища должна удовлетворять потребности организма в энергии.
  • Пища должна содержать в необходимом количестве все вещества, требующиеся для роста и развития организма и регуляции его жизнедеятельности.
  • Питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды)
  • Неправильно организованное питание6 вызывает серьезные нарушения в состоянии здоровья человека .
Культура питания. Нельзя опаздывать к столу. Перед едой вымыть руки, проверить свой туалет. Садитесь только после того, как сядут взрослые Не сидите сгорбившись. Не допустимо класть локти на стол, вытягивать ноги или сидеть положив ногу на ногу, раскачиваться сидя на стуле. Есть не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом. За столом можно негромко разг8оваривать, не привлекая к себе внимание окружающих. Не принято тянуться через чужую тарелку. Тарелку не следует отодвигать далеко от себя, также нельзя придвигать слишком близко. Все, что находится в супе, разделяют ложкой. Из общего блюда не берут своей ложкой. Печенье, сухари, фрукты можно взять руками. Хлеб отламывают маленькими кусочками, а не откусывают. Горячий чай пьют из ложки, а если не горячо – из чашки. Кости из мяса или рыбы вынимают ложкой или вилкой и кладут на край тарелки. Вилку держат в левой, а нож в правой руке. После окончания еды приборы складывают на своей тарелке.  

Культура питания.

  • Нельзя опаздывать к столу.
  • Перед едой вымыть руки, проверить свой туалет.
  • Садитесь только после того, как сядут взрослые
  • Не сидите сгорбившись. Не допустимо класть локти на стол, вытягивать ноги или сидеть положив ногу на ногу, раскачиваться сидя на стуле.
  • Есть не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
  • За столом можно негромко разг8оваривать, не привлекая к себе внимание окружающих.
  • Не принято тянуться через чужую тарелку.
  • Тарелку не следует отодвигать далеко от себя, также нельзя придвигать слишком близко.
  • Все, что находится в супе, разделяют ложкой.
  • Из общего блюда не берут своей ложкой.
  • Печенье, сухари, фрукты можно взять руками.
  • Хлеб отламывают маленькими кусочками, а не откусывают.
  • Горячий чай пьют из ложки, а если не горячо – из чашки.
  • Кости из мяса или рыбы вынимают ложкой или вилкой и кладут на край тарелки.
  • Вилку держат в левой, а нож в правой руке.
  • После окончания еды приборы складывают на своей тарелке.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!