СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация "Простые механизмы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Знакомство с подвижным и неподвижным блоками, как представителями простых механизмов.

Просмотр содержимого документа
«урок Простые механизмы»

Технологическая карта конструирования урока по физике в 7 классе

«Применение закона равновесия рычага к блоку»

с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)



Общие сведения

Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока,

№ урока по теме

Простые механизмы. Блок

Цель урока

Образовательная:

  1. Знакомство с подвижным и неподвижным блоками, как представителями простых механизмов.

Развивающая:

  1. Продолжать развитие наблюдательности учащихся, умение сравнивать и анализировать.

  2. Формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы, планировать и проводить эксперимент.

Воспитательная:

  1. Продолжить воспитание учащихся в области физики.

Необходимое оборудование, аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, проектор, программные средства, ...)

Мультимедийный проектор, компьютер, экран для демонстрации, презентация к уроку. Неподвижный и подвижный блоки; набор грузов; дина­мометр

Этапы урока, на которых планируется использование ЦОР(ов)

  1. Этап

Актуализация опорного материала

Цели: (повторение того, что надо к изучению нового материала: понятий, формулировок, правил, формул, проверка домашнего задания)

Название ЦОР, определенное учителем: презентация «Применение закона равновесия рычага к блоку»

      1. Источник (номер ЭУИ по списку медиатеки, полное название ЭУИ)

Название ЭУИ

      1. Способ доступа к ЦОР (Описание способа нахождения ресурса, например, используя оглавление диска. По данному описанию ресурс должен однозначно находиться)

Пуск.

Мой компьютер.

CD-RW

Презентация к уроку «Простые механизмы».

      1. Тип выделенного объекта (графика- рисунок, графика-фото, текст, аудио, анимация, видео, составной объект (состоящий из нескольких компонентов), объект с интерактивными элементами), другой (по возможности уточнить)

Объект с интерактивными элементами.

Графика-рисунок, фото, текст, анимация.

      1. Целесообразность и эффективность применения данного ЦОР (Описать, в чем преимущество учебного процесса с использованием данного ресурса по сравнению с работой без его использования. Какие новые качества приобретает учебный процесс, какие новые образовательные результаты могут быть получены)

Применение ЦОР позволяет учащимся быстро

и лучше усваивать материал, развивать зрительную память, оперативно сопоставлять данные, анализировать и делать выводы.

Вызывает особый интерес к познанию материала, способствует усвоению новых информационных технологий.

ЦОР наглядно иллюстрирует изучаемый материал, способствует развитию воображения, зрительных ассоциаций.

Служит учителю опорой при изложении материала.

      1. Время работы с ресурсом (Сколько времени необходимо для целесообразного использования ресурса)

25 мин.

      1. Форма использования (демонстрация на большом экране для всего класса, групповая работа учащихся, задание на уроке ученикам для самостоятельной работы, организация исследовательской и проектной деятельности, и т.д.)

Демонстрация на большом экране для всего класса.

      1. Укажите возможный способ выделения объекта из ЭУИ (копирование внутренними средствами ЭУИ, копирование средствами через буфер обмена, поиск и перенос файла, содержащего объект, способ Вам неизвестен и/или непонятен)

Копирование внутренними средствами ЭУИ, копирование средствами через буфер обмена, поиск и перенос файла, содержащего объект.

Сканирование.

  1. Этап

Опрос

Цели: (контроль за усвоением предыдущей изученной темы)

    1. Название ЦОР, определенное учителем: презентация «Применение закона равновесия рычага к блоку»

      1. Аннотация


На втором этапе используем

  • кроссворд

  • тест

  1. Этап

Изучение нового материала

Цели: (основная обучающая цель)

презентация «Применение закона равновесия рычага к блоку»

      1. Аннотация


На первом этапе используем слайды по теме:

  • Определение понятия «блок»

  • Виды блоков

    • неподвижный - слайд №3

    • подвижный – слайд №4

  • блок – рычаг 1-го и 2-го рода – слайд №5

  1. Этап

Первичное закрепление

Цели: (отработка до автоматизма минимальных навыков, базовых знаний, может быть выполнение заданий по образцу)

    1. презентация «Применение закона равновесия рычага к блоку»

      1. Аннотация


На четвёртом этапе используем слайды

  • Простые механизмы, применяемые нами в жизни – слайд №6-8

  1. Этап

Первичный контроль и коррекция

Цели: (контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль)

    1. презентация «Применение закона равновесия рычага к блоку»

      1. Аннотация


На пятом этапе используем слайды

  • Проверь свои знания – слайды №9-11

  • Выводы и заключительное слово учителя – слайды №12-13

  1. Этап

Определение домашнего задания

    1. презентация «Применение закона равновесия рычага к блоку»

Цели: (нацеливание на закрепление изученного материала)

      1. Аннотация


На шестом этапе используем слайды

  • Домашнее задание слайд №14

  • Спасибо, за внимание – слайд №15






Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Синодское








Урок по физике в 7 классе


«Применение

закона равновесия

рычага к блоку»




Учитель: Бобурко Е.В.


Просмотр содержимого презентации
«презентация Простые механизмы (блоки)»

Применение  закона равновесия рычага  к блоку

Применение закона равновесия рычага к блоку

Образовательная: Знакомство с подвижным и неподвижным блоками, как представителями простых механизмов. Развивающая: Продолжать развитие наблюдательности учащихся, умение сравнивать и анализировать. Формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы, планировать и проводить эксперимент. Воспитательная:

Образовательная:

  • Знакомство с подвижным и неподвижным блоками, как представителями простых механизмов.

Развивающая:

  • Продолжать развитие наблюдательности учащихся, умение сравнивать и анализировать.
  • Формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы, планировать и проводить эксперимент.

Воспитательная:

  • Продолжить воспитание учащихся в области физики.
БЛОК

БЛОК

  • Блок – устройство в форме колеса с желобом, по которому пропускают веревку или трос.
  • Используется при подъеме грузов на некоторую высоту.
  • Различают: подвижный (левый рисунок) и неподвижный (правый рисунок) блоки
Подвижный блок Подвижный блок – это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. О – точка опоры рычага, ОА – плечо силы Р и ОВ – плечо силы F . Плечо ОВ в 2 раза больше плеча ОА , то сила F  в 2 раза меньше силы Р . Таким образом, подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

Подвижный блок

Подвижный блок – это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. О – точка опоры рычага, ОА – плечо силы Р и ОВ – плечо силы F .

Плечо ОВ в 2 раза больше плеча ОА , то сила F в 2 раза меньше силы Р . Таким образом, подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

Неподвижный блок Неподвижный блок – это блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается. О – точка опоры рычага, ОА – плечо силы F 1   и ОВ – плечо силы F 2 . Неподвижный блок можно рассматривать как равноплечий рычаг, у которого плечи сил равны радиусу колеса. ОА=ОВ= r . Такой блок не дает выигрыша в силе ( F 1 =F 2 ), но позволяет менять направление действия силы.

Неподвижный блок

Неподвижный блок – это блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается. О – точка опоры рычага, ОА – плечо силы F 1 и ОВ – плечо силы F 2 . Неподвижный блок можно рассматривать как равноплечий рычаг, у которого плечи сил равны радиусу колеса. ОА=ОВ= r . Такой блок не дает выигрыша в силе ( F 1 =F 2 ), но позволяет менять направление действия силы.

Одиночный блок может быть либо с закрепленной осью (уравнительным), либо подвижным. Блок с закрепленной осью действует как рычаг I рода с точкой опоры на его оси. Поскольку плечо усилия равно плечу нагрузки (радиус блока), идеальный выигрыш в силе и скорости равен 1. Подвижный же блок действует как рычаг II рода, поскольку нагрузка расположена между точкой опоры и усилием. Плечо нагрузки (радиус блока) вдвое меньше плеча усилия (диаметр блока). Поэтому для подвижного блока идеальный выигрыш в силе равен 2.

Одиночный блок может быть либо с закрепленной осью (уравнительным), либо подвижным. Блок с закрепленной осью действует как рычаг I рода с точкой опоры на его оси. Поскольку плечо усилия равно плечу нагрузки (радиус блока), идеальный выигрыш в силе и скорости равен 1. Подвижный же блок действует как рычаг II рода, поскольку нагрузка расположена между точкой опоры и усилием. Плечо нагрузки (радиус блока) вдвое меньше плеча усилия (диаметр блока). Поэтому для подвижного блока идеальный выигрыш в силе равен 2.

Примеры использования блока в быту и технике

Примеры использования блока в быту и технике

  • Архимед (около 287-212г. до н.э.) - величайший математик , физик и инженер древности.
  • Архимед изобрел машину для подъема воды («архимедов винт») , «Архимедова спираль», системы рычагов и блоков для поднятия больших тяжестей .
  • Десятки сконструированных Архимедом катапульт метали камни в корабли захватчиков, на их головы неслись тучи копий и дротиков из метательных машин.
  • Хитроумные журавлеподобные механизмы поднимали своими «клювами» людей и сбрасывали их с высоты. Были машины, способные даже корабли поднять за нос, чтобы затем низвергнуть их в пучину.
Задачи для закрепления темы «Применение закона равновесия рычага к блоку В каком случае надо приложить меньшую силу: если лезть по веревке вверх или  поднимать себя с помощью блока?

Задачи для закрепления темы

«Применение закона равновесия рычага к блоку

В каком случае надо приложить меньшую силу: если лезть по веревке вверх или поднимать себя с помощью блока?

Какой наибольший груз Р может поднять мальчик, масса которого равна 45 кг, пользуясь одним неподвижным блоком и одним подвижным блоком

Какой наибольший груз Р может поднять мальчик, масса которого равна 45 кг, пользуясь одним неподвижным блоком и одним подвижным блоком

Одинаковые ведра с водой уравновешены с помощью двух блоков. Равное ли количество воды в ведрах?

Одинаковые ведра с водой уравновешены с помощью двух блоков. Равное ли количество воды в ведрах?

Выводы

Выводы

  • Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза
  • Неподвижный блок применяется для удобства. Он не дает выигрыша в силе, но изменяет направление действия силы.
  • Блоки не дают выигрыша в работе.
Заключительное слово учителя. По словам русского поэта второй половины девятнадцатого века Я.Полонского:      Царство науки не знает предела –      Всюду следы ее вечных побед,      Разума слово и дело,      Сила и свет  Эти слова по праву можно отнести к физике, подарившей нам столько открытий, освятившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг? Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Сегодня нет проигравших, и хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему простилается перед вами, не исследованным до конца

Заключительное слово учителя.

По словам русского поэта второй половины девятнадцатого века Я.Полонского: Царство науки не знает предела – Всюду следы ее вечных побед, Разума слово и дело, Сила и свет

Эти слова по праву можно отнести к физике, подарившей нам столько открытий, освятившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг? Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Сегодня нет проигравших, и хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему простилается перед вами, не исследованным до конца

Домашнее задание Домашнее задание: §59; вопросы к параграфу; №№ 757, 758 (В.И.Лукашик. 7-9)

Домашнее задание

  • Домашнее задание: §59; вопросы к параграфу;
  • №№ 757, 758 (В.И.Лукашик. 7-9)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!