7 класс
Тема: Природные зоны и органический мир Австралии.
Цель урока: Определение особенностей природных зон и органического мира Австралии.
Задачи:
- выделить причины разнообразия природных зон материка;
-сформировать умение анализировать и объяснять причинно-следственные связи;
- развивать навыки взаимодействия между учащимися при работе в группе.
Средства обучения: Физическая карта Австралии, карта «Природные зоны», дополнительный материал, учебник географии 7 класс, атласы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Создается эмоциональный настрой, зачитывается отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
«….Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших!», - так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта» И сегодня мы продолжим изучение этого удивительного материка.
Тема урока: «Природные зоны и органический мир Австралии».
1 этап:
1)Создание (проблемы) ситуации для постановки цели урока.
1. Назовите природные зоны Австралии, каковы особенности их размещения на материке? (Анализ карты природных зон)
2. Какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами? (Сравнение карт природных зон и климатических поясов)
3. Назовите существенные признаки зоны, саванн, тропических пустынь, постоянно-влажных лесов.
4.Какова цель нашей работы на уроке?
Учащиеся формулируют цель урока: выяснить характерные особенности природных зон и органического мира Австралии, определить причины разнообразия природных зон материка.
2) Определение факторов, влияющих на особенности природных зон.
1.Необходимо вспомнить определение «природная зона». (Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).
2.Заполнитьтаблицу.
Знаем | Схема строения ПК. Взаимосвязь компонентов ПК. |
Узнали ( с помощью карты атласа и настенной карты) | Природные зоны Австралии: |
Предстоит выяснить (записывают на 3 этапе урока) | Главные черты природных зон Австралии; причины их разнообразия |
3.Учащиеся устанавливают взаимосвязь компонентов в ПК, которая поможет достигнуть цели работы.
ГП КЛИМАТ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫЙ МИР ПОЧВА+
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Учащиеся формулируют вывод: особенности природных зон будут определяться факторами:
географическое положение;
климат;
почва, растительность, животный мир;
влияние деятельности человека.
II этап (поисковый). Организация групповой творческой деятельности.
Исследование в процессе выполнения практической работы «Определение причин разнообразия природных зон Австралии».
Цель- выяснить характерные черты и установить причины своеобразия каждой природной зоны Австралии и органического мира.
Ход работы.
Класс делится на 4 группы. Каждой группе достается характеристика одной из природных зон:
1 группа – полупустыни и пустыни
2 группа – саванны и редколесье
3 группа- жестколистные вечнозеленые леса и кустарники
4 группа – постоянно влажные леса.
В каждой группе выбирается руководитель, который контролирует работу.
Работа выполняется в таблице, приготовленной заранее на отдельных листах, по плану.
Разнообразие природных зон Австралии.
Название природной зоны. Географическое положение. | Особенности климата | Почвы | Растительный и животный мир | Влияние человека |
| | | | |
| | | | |
В процессе работы учащиеся обмениваются полученной информацией внутри группы и готовятся к обсуждению своего исследования.
III этап(рефлексия).
Заслушиваются результаты исследований в группах. В процессе характеристики природных зон учащиеся дополняют ответы друг друга. В таблицу «Знаем. Узнали. Предстоит выяснить» записывают причины формирования каждой природной зоны. Заслушивают дополнительный материал.
IV этап (оценочный).
Найдите соответствие.
На доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон.
Леса
Саванны и редколесья
Пустыни и полупустыни
Кенгуру, акация, вомбат, лиана, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус Эму, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала.
2.Георафический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».
Если утверждение верно ставите знак «+», а если неверное – ставите «-».
Утверждения | Верно «+» неверно «-». |
1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные. | |
2. Коала питаются только листьями эвкалиптов. | |
3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев. | |
4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром. | |
5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие. | |
6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса. | |
7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству. | |
8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии. | |
9. В Австралии много эндемиков. | |
10. Австралия давно отделилась от других материков, её органический мир развивается изолировано. | |
Время выполнения – 5 минут
V этап. Подведение итогов, задание на дом.
1. Какова цель урока?
2. какие природные зоны характерны для Австралии?
3. Каковы причины разнообразия природных зон Австралии?
Домашнее задание.