СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Особенности природы Австралии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка.

Развивающие: развивать речевую активность, внимание, продолжить формирование умений и навыков работы с картой, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся; стимулировать желание расширить свой кругозор, учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся.

Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей; формировать информационную культуру; показывать значимость географических знаний; создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Земли. 

Оборудование: карты Австралии: физическая, климатическая, карта природных зон; атласы; компьютер, интерактивная доска, Интерактивные карты: География 7 класс. Южные материки, презентация Power Point «Органический мир Австралии».

Тип урока: комбинированный  

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Особенности природы Австралии»»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)













Урок на тему:

«Особенности природы Австралии»













Подготовила урок учитель географии О.И.Лопатина

















Зерноград 2020г.



Тема урока «Особенности природы Австралии»

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка.

Развивающие: развивать речевую активность, внимание, продолжить формирование умений и навыков работы с картой, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся; стимулировать желание расширить свой кругозор, учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся.

Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей; формировать информационную культуру; показывать значимость географических знаний; создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Земли. 

Оборудование: карты Австралии: физическая, климатическая, карта природных зон; атласы; компьютер, интерактивная доска, Интерактивные карты: География 7 класс. Южные материки, презентация Power Point «Органический мир Австралии».

Тип урока: комбинированный  

I. Организационный этап

II. Этап актуализации знаний учащихся

 Учитель: Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по природным зонам Австралии, во время которого вы узнаете, чем отличается органический мир этого континента от других материков, узнаете об удивительных животных, которые не встречаются больше нигде, откроем для себя нечто новое и интересное.

Об этом материке в книге Жюля Верна «Дети капитана Гранта» один из героев - профессор Паганель сказал: «…А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира…это самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших! ...». 

Но сколько часов нам потребуется, чтобы долететь на самолете из города Ростова-на-Дону до города Сиднея в Австралии? (скорость самолета 700 км/час, расстояние определите по карте, используя масштаб карты).

(Ученики определяют время полета, высчитав расстояние, используя масштаб карты и скорость самолета).

С чего начинается любое путешествие? С изучения карты той местности, куда вы хотите отправиться.

Прежде, чем мы отправимся в наше путешествие, я предлагаю вспомнить номенклатуру и уже известные вам факты об Австралии.

1. Какой океан омывает восточное побережье Австралии?

2. Какой залив омывает южный берег материка?

3. Как называются горы в Австралии, каков их возраст?

4. Как называется самая большая низменность материка?

5. Назовите летние и зимние месяцы в Австралии.

6. Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или вдоль восточного побережья Австралии?

7. Какой остров – Тасмания или Новая Гвинея- находится южнее Австралии?

8. Назовите и покажите главную реку Австралии.

9. В каких климатических поясах находится Австралия?  
10.Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь? 

11.Почему Австралия является самым сухим материком планеты? 
III. Изучение нового материала

Ребята, мы повторили уже изученные знания о материке и выяснили, что Австралия самый сухой материк, что тропический климатический пояс занимает большую часть материка.

На какие компоненты природы климат оказывает влияние?

Правильно, и сегодня вовремя нашего путешествия в Австралию, мы выясним какие природные зоны находятся на материке, вы познакомитесь с растительностью и животными, обитающими в каждой природной зоне, узнаете об уникальности органического мира Австралии.

Чтобы понять и лучше запомнить основные моменты урока нам необходимо будет заполнить таблицу-конспект. У каждого из вас на столе лежат такие таблицы. Эта таблица поможет вам при подготовке домашнего задания.

Природная зона

Климатический пояс

Почвы

Растения

Животные






Сейчас откройте карту в атласе стр. 29 «Природные зоны Австралии». Внимательно рассмотрите ее и ответе, в каких природных зонах располагается Австралия. Записываем названия природных зон в таблицу (соответствующая колонка). Пока ребята рассматривают природные зоны Австралии, учитель вызывает ученика к интерактивной карте «Физическая карта Австралии» чтобы он нанес границы природных зон материка на карту.

Ребята, сравните карту «Природные зоны Австралии» и карту «Климатические пояса». Запишите в таблицу в соответствующую колонку климатические пояса Австралии напротив соответствующей природной зоны. Проверьте, правильно ли нанесены природные зоны на интерактивной карте?

Опишите климат каждой природной зоны.

Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Почему? 
Размещение природных зон на материке связано с климатическими условиями, которые изменяются с северы на юг. Наше путешествие начнется с полуострова Арнемленд и завершится на побережье Тасманова моря. 
Какие природные зоны мы с вами пересечем? (саванны и редколесья, пустыни и полупустыни, леса). 
Человека, который впервые оказался в Австралии, не покидает ощущение, что он оказался на другой планете.
Итак, первая природная зона – саванны и редколесья. Лес в Австралии относительно редкое явление: он занимает 2% площади страны. Вы уже изучали африканские саванны, поэтому можете назвать характерные черты саванн. (2 сезона: влажный и сухой; травянистая растительность; богатый животный мир). 
Австралийским саваннам также присуще два сезона года влажный и сухой, там преобладает травянистая растительность. Трава имеет вид травяных деревьев обычно чуть выше человеческого роста. У них есть прямой и достаточно толстый ствол, на верхушке которого рыхлая копна из узких, как у злаков, длинных листьев, которые торчат во все стороны (т.е. ствол, как у дерева, а листья, как у травы). 
Из деревьев – растет акация, которая представлена многими видами. Особенно красива акация серебристая. С наступлением весны она зацветает и ее ярко-желтые пушистые шарики сливаются в золотые облака, сквозь которые уже не видно ни ветвей, ни стволов деревьев (слайд). Записываем в таблицу растения, произрастающие в саваннах (акация, эвкалипты, пальмы, фикусы, бутылочное дерево, древовидные папоротники, мангровые деревья). Большинство австралийских лесов эвкалиптовые.

Они очень светлые, потому что густая крона высоких (до 90 м) деревьев располагается в верхней части ствола. Пластинки листьев повернуты ребром к солнечным лучам и не дают густой тени. Всего в Австралии растет около 500 видов эвкалиптов. Среди них и гиганты до 100 м в высоту и карлики 5-8 метров. Эвкалипт растёт очень быстро и в 35 лет достигает высоты двухсотлетнего дуба (около 100 метров). Есть белоствольные эвкалипты, их называют деревьями-призраками. Все эвкалипты сбрасывают кору. Листья этих растений содержат эфирные масла, обладающие целебными свойствами, а пропитанная маслами древесина не гниет. Пропитанная эфирными маслами листва и кора легко воспламеняется, деревья мгновенно вспыхивают, и тогда лес превращается в море огня. Пожар распространяется с огромной скоростью. В огне гибнут многие животные. Однако сами деревья, как правило, не погибают, т.к. огонь поражает лишь кору. У обгоревшего, черного, казалось бы, мертвого ствола через некоторое время отрастает молодая зеленая поросль. Древесина эвкалипта не поддается гниению, используется при постройке судов, плотин и различных сооружений, где требуется долговечность, особая прочность материала. У нас в аптеках продаются сушеные листья эвкалипта, которые используют при заболеваниях горла.  В лесах еще растут казуарины- необычные деревья. Вместо листьев у них тонкие длинные побеги, напоминающие иглы хвойных деревьев. По форме кроны дерево напоминает ель, и его называют «рождественское дерево». Из-за прочной древесины казуарины называют ещё «Железное дерево».

В эвкалиптовых лесах обитает коала (слайд 11), которые оказывались первыми жертвами пожаров и нещадных вырубок.

Ученик: При рождении младенец коалы очень мал – его масса 5-6 грамм. Дитя немедленно перебирается в мамину сумку, где находится около полутора месяцев. До года детеныш не расстается с родительницей, переезжая с ветки на ветку на маминой спине. Взрослый коала достигает 4,5-5,5 кг, рост 60-80 см. Коалы питаются исключительно листвой определенных видов эвкалиптов. Коалы совершенно не пьют воду, поэтому название этого зверька переводится, как «непьющий воду». Им достаточно влаги, которую они получают с листьями.
Учитель: В Австралии обитают одни из самых древних животных на Земле яйцекладущие животные – ехидна и утконос, которые больше нигде не встречаются. Они выводят детенышей из яиц (как птицы), а вскармливают их молоком как млекопитающие. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать донашивает их в сумке, представляющей собой складку кожи на животе.

Ученик: (сообщение о ехидне).

Ученик: (сообщение об утконосе).

Богат, разнообразен и также своеобразен мир птиц. Особенно много попугаев. В лесах водится красивая птица лирохвост, райские птицы с ярким оперением. Запишите в таблицу животных и птиц, обитающих в лесах. 
На территории саванн и редколесий Австралии преобладают красные ферраллитные и коричнево – красные почвы.

Зона пустынь и полупустынь занимает огромные пространства внутренних частей материка. Там лежат Большая Песчаная пустыня и Большая пустыня Виктория. Эти названия свидетельствуют об их размерах. Выжженную солнцем поверхность покрывают красноватые пески или россыпи камней. Бурые и серо-бурые почвы сформировались только кое-где, эти пустынные почвы бедны перегноем.

. В понижениях проступают пятна солончаков. Растительность очень бедная и разрежена. Пустыня почти лишена растительности. Но здесь встречаются заросли мелкого кустарника из колючей акации и низкорослых эвкалиптов– называемые скрэбом (запишите). Местами скрэб перемежается с обширными, лишенными растительности песчаными, каменистыми или глинистыми участками пустынь. В скрэбах высота эвкалиптов не превышает 5-6 метров. Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. В пустынях Австралии нет оазисов как в африканской Сахаре, но они не такие безжизненные. Местами встречаются сухолюбивые злаки, а на границах с саванной - эвкалипты-карлики, зонтичные акации, бутылочные деревья. Деревья имеют мощную корневую систему, которая на 10-20, а иногда на 30 м уходит в землю, благодаря чему они, как насосы, высасывают влагу с больших глубин. В полупустынях растет бутылочное дерево (слайд 9), нижняя часть ствола которого непомерно широкая, отсюда и его название. В рыхлой древесине ствола сохраняется запас влаги, которую дерево расходует в засушливое время года. Если постучать по его стволу, то звук будет глухой, булькающий. В засуху фермеры не раз спасали скот от голода и жажды, давая животным мелко нарубленную древесину этого дерева.

Животные пустынь: землеройные травоядные (сумчатые мыши, сурки, тушканчики); похожие на сурков, - вомбаты; встречается сумчатая куница. 

Ученик: (сообщение о вомбате).

Дикую собаку динго можно встретить по всей Австралии. По внешнему виду это что-то среднее между волком и собакой. У динго большая тупая голова с тупым носом, прямостоящие, широкие у основания уши, пушистый хвост. Динго – преимущественно ночные животные. Основные места их обитания –границы лесов и саванн, а также их можно увидеть во внутренних пустынных районах. 
Ребята, символом Австралии конечно же является кенгуру, которые обитают практически на всей территории Австралии.

Ученик: (сообщение о кенгуру).

Кенгуру передвигаются высокими прыжками, а хвост помогает кенгуру сохранять равновесие при прыжках. Семейство кенгуру очень разнообразно, гигантские серые кенгуру достигают 3 метров, а карликовые кенгуру до 30 см. Из нелетающих птиц на материке в сухих саваннах и полупустынях обитает крупная птица страус эму.

На самом юге материка расположена зона жестколистных кустарников, в субтропическом климате.

Ребята, кто из вас напомнит мне, почему растения этой природной зоны имеют жесткую листву, покрытую восковым налетом? В колючих зарослях здесь обитает большое количество нелетающих птиц, которые гнездятся на земле – это сорная курочка, казуары.

Почвы здесь коричневые.

На острове Тасмания сохранился очень редкий хищник – сумчатый дьявол, который ведет ночной образ жизни.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с растительным и животным миром Австралии. Каковы главные особенности обитающих здесь растений и животных? (Растительный и животный мир отличается бедностью видового состава, но очень своеобразен).

Учитель: Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Среди растений эндемики составляют 75%, среди животных – 90%. Главная причина своеобразия связана с длительной изоляцией Австралии от других материков.

Учитель: Австралийцы любят и заботливо относятся к природе своего материка. Они много внимания уделяют охране и изучению растений и животных.

Акация, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос, птица лирохвост изображены на австралийских монетах. Ехидна - на монете достоинством 5 центов, птица-лирохвост - 10 центов, утконос - 20 центов.

В Австралии не было животных, которых можно было бы приручить, поэтому переселенцы завезли почти все виды домашних животных. Некоторые из завезённых животных стали настоящим бедствием для материка.

Так в 1859году на материк попали кролики. Моряки по прибытию выпустили их на волю. Кролики начали стремительно размножаться и завоевывать Австралийский континент. Они поедали траву и лишали корма овец, рыли норы на полях и становились катастрофой. С ними пытались бороться, но без особых успехов. Лишь в 1950 году довольно рискованными мерами (распространением вируса микматоза) удалось значительно сократить их численность.

Итогом исторических уроков стало принятие в 19 веке закона о запрете ввоза диких растений и животных на материк. Как вы думаете, почему он был принят?

Для охраны уникальной природы Австралии почти 20% территории материка объявлено национальными парками и заповедниками.

IV.Закрепление

Какова главная причина своеобразия органического мира Австралии? Задание: «Четвертый лишний» (слайд 18)

-саванны, влажные экваториальные леса, жестколистные кустарники, пустыни;

-кенгуру, страус эму, носорог, утконос;
-бутылочное дерево, эвкалипт, баобаб, акация;
-сумчатый дьявол, вомбат, кенгуру, крокодил;
-утконос, вомбат, коала, кенгуру.

V.Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 37, описание природной зоны по плану на странице 312 в приложении учебника.

Дополнительный материал.

Коала. В эвкалиптовых лесах можно встретить сумчатого «медведя» коалу. Он живет на деревьях и ведет ночной, малоподвижный образ жизни, его называют еще австралийским ленивцем.

При рождении младенец коалы очень мал – его масса 5-6 грамм. Дитя немедленно перебирается в мамину сумку, где находится около полутора месяцев. До года детеныш не расстается с родительницей, переезжая с ветки на ветку на маминой спине. Взрослый коала достигает 4,5-5,5 кг, рост 60-80 см. Коалы питаются исключительно листвой определенных видов эвкалиптов. Коалы совершенно не пьют воду, поэтому название этого зверька переводится, как «непьющий воду». Им достаточно влаги, которую они получают с листьями.

Ехидна – наземное животное. Это редкое очень древнее животное на Земле. Ехидна насиживает яйца как птица, но кормит детенышей молоком как млекопитающее. Единственное яйцо помещается в примитивной сумке, которая образуется к сезону размножения. Ехидна живет преимущественно в зарослях кустарника, предпочитая каменистые участки. Нор она не роет. Потревоженная ехидна сворачивается, как шар. С помощью когтей она может зарываться в рыхлую землю, подставляя врагу лишь иглы. Днем, затаившись в пустотах под корнями, животное отдыхает. Ночью она отправляется на поиски насекомых — муравьев, термитов. Найдя насекомое, ехидна выбрасывает свой тонкий, длинный и липкий язык, к которому прилипает добыча. В холодное время она впадает в спячку. Запасы подкожного жира позволяют ей голодать около месяца. Ехидны хорошо переносят неволю.

Кенгуру - владыки австралийской саванны и полупустынь. Эти могучие атлеты – один из официальных символов Австралии. Кенгуру вместе со страусом эму изображены на гербе Австралии.

На материке обитает около 20 видов кенгуру. Самцы крупных серых кенгуру больше самок; длина их тела, включая длину хвоста, может достигать почти 3 метра, масса превышает 80 кг. Передние лапы слабее задних, но все же достаточно развиты, что бы животные могли вставать на «четвереньки», во время пастьбы или при защите от врагов. Когда нужно спасаться, кенгуру делает фантастические прыжки, до 9-12 метров в длину. Детеныш у кенгуру рождается размером с фасолину, достигает сумки матери, забирается в нее и хватается за сосок, который находится внутри сумки. В сумке детеныш находится до возраста 1,5 лет. Кенгуру травоядные животные.

Вомбат. Добродушные сумчатые толстяки, длиной до 1 м и массой до 40 кг. У них жесткая шерсть, короткие круглые уши. Конечности у вомбатов сильные, вооружены мощными лопатообразными когтями, приспособленными для рытья. Вомбаты – ночные животные, любят тепло, плохо переносят холод. Они роют большие (иногда до 30 м), сложноустроенные норы с несколькими выходами, кормятся в основном по ночам, а днем часто греются на солнышке около своих убежищ. В одном подземном городке могут одновременно жить 5-10 вомбатов, но при этом звери сохраняют независимость. Питаются они растительной пищей — травой и корневищами. Вомбаты обитают в лесах, зарослях кустарников и на открытых ландшафтах Восточной, Южной Австралии и Тасмании.

Утконос – Это редкое очень древнее животное на Земле. Зверек с коричневым мехом, длиной до 65 см, включая длину уплощенного хвоста который служит местом для хранения запасов жира. Голова заканчивается мордой в форме утиного клюва — это орган осязания и добычи пищи. Лапы с перепонками. Особенность утконоса — снабженные ядовитыми железами шпоры на задних лапах самцов. Утконос обитает по берегам водоемов в Восточной Австралии и на Тасмании. В воде он проводит до двух часов в сутки вовремя охоты на заре и в сумерках. Во время охоты утконос, клювом ощупывает ил на дне водоема, ловит насекомых, ракообразных, червей и моллюсков. Зимой утконос впадает в кратковременную спячку. Весной самка откладывает яйца (обычно два) в специальную нору, где сама предварительно делает гнездо из водяных растений, листьев эвкалипта. Кормит детенышей молоком. К началу 20 века утконос был почти полностью истреблен из-за теплого водонепроницаемого меха, но затем взят под строгую охрану. Его численность восстанавливается.