Тема урока:«Особенности природы Австралии».
Цель: Ученик научится выделять особенности природы материка
Австралия через работу с картами, учебником и другими
источниками географической информации.
Задачи:
Ученик получит возможность сформировать представление о своеобразии, неповторимости природы Австралии.
Создать условия для развития системы умений работать с различными источниками информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.
Способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы; воспитывать коммуникативность, толерантность в работе в группе.
Средства обучения: учебник географии и атлас 7 класса, настенные карты «Физическая карта Австралии», ЦОР «Климатическая карта мира», дополнительная литература.
Ход урока:
1 .Создание проблемной ситуации для постановки цели урока.
Если бы вы собрались в экспедицию в Австралию, какие бы вы вещи взяли с собой? На что нужно обратить внимание при подготовке?
- Для этого надо знать особенности природы изучаемой территории.
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и задачи (что мы будем изучать).
Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.
И так, часть информации о материке мы уже узнали, но многое остаётся тайной, поэтому продолжим изучение материка
2. Изучение нового материала
Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой АВСТРАЛИИ, я предлагаю поработать в лабораториях института «Земли».
Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники.
Тема нашей научной работы «Природа Австралии»
Запишите в тетрадях.
Цель работы – исследовать особенности природы: рельеф и полезные ископаемые, климат и особенности органического мира материка. Увидеть закономерные взаимосвязи природных компонентов друг с другом.
В институте работают следующие лаборатории:
- Геоморфологии и геологии
- Климатологии
-Гидрологии
- Биологии.
Каждая лаборатория получает задания, полученные результаты заносит в информационную таблицу.
Если бы вы собрались в экспедицию в Австралию, какие бы вы вещи взяли с собой? На что нужно обратить внимание при подготовке? Почему?
- Для этого надо знать особенности природы изучаемой территории.На работу отводиться 5 минут. Если затрудняетесь самостоятельно дать характеристику, то на столах план, подготовить выступление. Выберите ученика. Который будет выступать с информацией.
Начертите таблицу в тетради, занесите в неё результаты.
Рельеф и полезные ископ. | Климат | Внутренние воды | Природные зоны, органический мир. |
I группа: описание рельефа ( лаборатория геоморфологии).
Задание - геоморфологам : Используя карту « Строения земной коры», « Физическую карту Австралии», а также текст учебника пункт « Рельеф . Полезные ископаемые», выявите :
1.Определите, какие тектонические структуры расположены на этом материке.
2.Каким формам рельефа они соответствуют? Назовите и покажите на карте.
3. Найдите самую высокую точку материка . Как называется эта гора? Какова её высота?
Самая высокая вершина Австралии — это гора Косцюшко, названная в честь польского героя Тадеуша Костюшко.
4.Характерна ли для этого материка вулканическая деятельность и современное оледенение?
5. Какими полезными ископаемыми богата Австралия?
Что означает выражение « Австралия – самый спокойный в тектоническом отношении материк».
Вывод о закономерностях расположение основных форм рельефа и полезных ископаемых
II группа: описание климата. ( лаборатория климатологии).
Задание - климатологам : Используя карту « Климатическую карту Австралии» и текст учебника пункт « Климат», выявите
1В каких климатических поясах расположена Австралия?
2. Какой климатический пояс занимает большую часть материка?
3. Какой климат будет преобладать на материке?
4. Каковы причины высоких температур и малого количества осадков на материке?
5. В каких климатических поясах выделяют климатические области ? В чём их различие?
Вывод о закономерностях распределения основных компонентов климата.
III группа: описание внутренних вод ( лаборатория гидрологии).
Задание - гидрологам : Используя карту « Физическую карту Австралии» и текст учебника пункт « Внутренние воды», выявите :
1. Где протекают самые крупные реки Австралии? Назови и покажи их?
2. Почему именно в этом месте реки полноводные ?
3. Какие реки характерны для внутренних пустынных и полупустынных частей материка? Как они называются?
4. Найдите крупное озеро Австралии. Назови и покажи его на карте. В связи с чем, площадь этого озере постоянно изменяется?
5. Чем по-вашему восполняется недостаток поверхностных вод на материке?
Каковы особенности рек и озёр Австралии?
6.Что такое «крики»? Почему они пересыхают?
Вывод: почему в Австралии нет крупных, полноводных рек и распространены солёные озёра.
IV группа: описание природных зон, особенностей органического мира. (лаборатория биологии).
Задание - биологам : Используя текст учебника пункт « Своеобразие органического мира», выявите :
1. Какова особенность видового состава растений и животных Австралии ? Чем это можно объяснить?
2. Какие виды растений произростают в Австралии?
3.Что такое скрэб?
4. В чём своеобразие животного мира Австралии?
5. Как относятся австралийцы к природе своего материка?
В чём по-вашему проявляется любовь и забота австралийцев к своей природе?
6.В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
7.Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
Вывод: почему Австралию можно назвать природным заповедником? В чём уникальность органического мира материка?
Так какие же предметы вы должны взять с собой в экспедицию в Австралию
3.Закрепление
Задание для самопроверки: заполните текст,
теме « Особенности природы Австралии»
1. Чем обусловлено преобладание равнинного рельефа в Австралии?
а. В основе – древняя платформа б. Материк вдали от других материков
в. Материк покрыт слоем осадочных пород г. Материк богат полезными ископаемыми.
2. Где обитает сумчатый медведь - коала?
а. В пустыни б. В эвкалиптовых лесах
в. В экваториальных лесах г. В саваннах
3. Яйцекладущим млекопитающим Австралии является:
а. Собака динго б. Утконос в. Дикий кролик
4. Какие природные зоны занимают значительную часть австралийского материка?
а. Саванны и полупустыни б. Саванны и экваториальные леса в. Степи
5. По мере продвижения вглубь Австралии количество осадков
а. Быстро уменьшается б. Увеличивается в. Не изменяется
6. Самая крупная река Австралии:
а) Конго б) Нил в) Муррей г) Замбези
4.Домашнее задание: Подготовить материал о животном или растении, которое бы вы изобразили на эмблеме материка.
5.Рефлексия: Вывод по уроку: Вот и подошло к концу работа в институте Земли и мне хотелось бы узнать : Понравилось ли оно Вам? У вас на столах лежат смайлики. Нарисуйте на них своё настроение, которое соответствует сегодняшнему уроку – путешествию