СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок проблемного обучения. А. Ахматова. "Реквием"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 11 классе.  

Просмотр содержимого документа
«Урок проблемного обучения. А. Ахматова. "Реквием"»

Технологическая карта урока

Тема урока:_ Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти

в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Учитель:__Куликова Е. Д.

Учебники:__ УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, 9-е издание, М., Просвещение, 2007 г. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. Учебник: Журавлёв В.П. Русская литература ХХ века. 11 класс, 2013 г.

Тема предыдущего урока: Поэма А. Ахматовой «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы______

Тема следующего урока: О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «NotreDате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Silentiuт»____________________________________________

Формирование понятий: поэма, лирический цикл, жанр, композиция______________________

Новые понятия на уроке:_______________________________________________

Цель урока: показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой, на примере поэмы «Реквием».

Задачи:

1. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста, использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; давать историко-культурный комментарий к тексту произведения.

2. Развивать умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в учебном диалоге ( опросе, беседе).

3. Формировать позицию гражданина, осознанно принимающего общечеловеческие гуманистические ценности.

Этап урока

Учебные задачи

Результаты деятельности ребенка



Актуализация ранее изученного материала.


Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков

1.Оргмомент.

Проверка д/з. (наизусть отрывки из «Реквиема»: «Это было, когда улыбался…» С.З., «Уводили тебя на рассвете…» - А. И., «Семнадцать месяцев кричу…» - Ж.К., «Приговор» -Ю.Д., «Распятие» -В. Э.)

-Мы вспомнили строки поэмы Ахматовой, какими чувствами они наполнены? (грусть, отчаяние, тоска, т.п.)

-Эти чувства соответствуют музыкальной теме, заявленной в названии – реквием.

-Напомните, что называется реквиемом? ( Реквием/ Requiem – это «зayпoкoйнaя мecca», кaтoличecкoe бoгocлyжeниe пo yмepшим, a тaкжe тpaypнoe мyзыкaльнoe пpoизвeдeниe. Торжественное, скорбное, печальное произведение)

-Так автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения. Поминовения кого? (репрессированных)

-Уточним значение слова «репрессированный». (Репрессированный – это человек, подвергшийся карательной мере со стороны государственных органов, неоправданно жестокому наказанию, несоизмеримому с поступком, а часто вообще без вины (тюрьма, ссылка, расстрел).

-Коснулись ли репрессии семьи А. Ахматовой? Какие события личной жизни отразились в поэме? (арест сына, мужа)

- Как определяет жанр своего произведения Ахматова и какова композиция «Реквиема»? (Ахматова называет «Реквием» поэмой, хотя решила объединить стихотворения разных лет в одно произведение только в начале 60-х годов, когда появилась первая рукопись. В «Реквиеме» нет последовательного сюжета, есть события: арест, тюремная очередь, приговор, лагерь; описание событий сменяется лирическими отступлениями о переживаниях матери. Построен «Реквием» как поэма: есть пролог, основная часть и эпилог. Всего 12 частей (10 глав и вступление с эпилогом). Поэма начинается с эпиграфа, далее следует предисловие в прозе и «Посвящение»).

- О чем говорят даты написания «Вместо предисловия» и эпиграфа? (Тема не отпускала, мысленно к ней возвращалась, считала важной )

- В какие годы были написаны основные стихи, ставшие основой поэмы? (с 1935 по 1940)

-Когда были опубликованы? (Сначала был в Мюнхене в самиздате в 1963 г. В России «Реквием» был опубликован через 22 года после смерти Ахматовой, в 1988 г., причем сразу в двух изданиях: в журнале «Октябрь» и «Нева».)

- Почему? (Больной вопрос - репрессии против своего народа, обвинительный акт).




Чтение наизусть отрывков из поэмы «Реквием».





Участие в учебном диалоге на основе изученного



Устный ответ /

Монологическое высказывание

Изучение нового материала







Писатель и критик Ю. В. Карякин писал:

«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».


А.И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».


- В чем обвиняет Солженицын Ахматову? (в сужении темы, в том, что умаляет масштаб трагедии народа)

-Чье мнение вам ближе?

-Предлагаю доказательно ответить на проблемный вопрос: Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?

- Каким образом мы можем подтвердить свою позицию? (анализ художественных особенностей текста, знание истории его создания, особенностей его построения)

Цель деятельности: учиться анализировать текст; аргументированно отвечать на проблемные вопросы, раскрывая сложность художественного мира произведения; давать историко-культурный комментарий к тексту произведения.


Предлагаю пройти вслед за Ахматовой, проанализировать главы в соответствии со временем их написания:

Беседа по вопросам

Вступление.

- Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

- Каким рисует она Ленинград? Какие художественные средства для этого использует? Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».) 

- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе»-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)

- От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) 

- Эта глава написана в стиле, близком народному плачу.

- Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»?

«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой, временем подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. (Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Ивановича Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года).

- Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Лирическая героиня как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)

- Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.

2-4 главы. 

- Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства? («Вышел месяц из тумана…»)

- Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.

- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)

Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

-Л.Г.раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – л.г. не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

-По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Л.г. пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

5 и 6 главы.

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

7 - 9 главы.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе?

- 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

- В каком виде л.г. готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

-Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину. Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

-Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г. поэмы.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) 

10 глава. «Распятие»

-Кульминация страданий матери в поэме.  Именно в этой главе раскрывается вся боль матери, потерявшей сына.

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

- Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе?

- В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

- Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».

- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).

- Как раскрывается образ Матери в 10 главе? (Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина- мятежное страдание, когда л.г. «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн- тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.)

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы).

Эпилог. Посвящение.

- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

- Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»

-О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала « широкий покров».)

- Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора.) 

- Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

- Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что,«чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

От чьего лица ведется повествование? Кто ЛГ эпилога?

Как решается тема памяти и памятника в эпилоге? Кому этот памятник?

Какова роль гиперболы в гл. «Посвящение» и отсылки к Пушкину («каторжные норы»). С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

Вместо предисловия. Эпиграф.

- А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

- Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)

- В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

- «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

С какой позиции описывает Ахматова народную трагедию? Это сильная или слабая позиция?

- Какую позицию выбирает автор для своей героини? (страдающая, зависимая, теряющая, близкая к безумию) Пишет с позиции обреченного.

=Утверждение силы через слабость. (Сила, т.к. не одна, связь с судьбой народа)

- С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Сформулировать проблемный вопрос


Определить цели урока





Формулируют свою позицию


















Анализ по главам с опорой на ключевые вопросы































































































































































































































































Выводы по тексту

Обобщение изученного.











Рефлексия



Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Чья позиция вам близка: Ю. Карякина или А. И. Солженицына?


Перед нами, безусловно, трагедия народа, но дана она так точно, эмоционально глубоко именно потому, что она показана через страдания души ЛГ. («Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…»)


Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием»,

-я задумался ...

-я понял...

-я осознал...

-я пересмотрел...

Как вы считаете, достиг ли наш урок поставленных вами целей?

Итоговый тест. https://obrazovaka.ru/test/rekviem-s-otvetami-online.html


Ответ на проблемный вопрос

Постановка домашнего задания





  1. Чтение газетной статьи «Дорога к Богу» («Слава труду» № 5 от 19. 01. 2002)

  2. Ответить на вопрос: какие события судьбы Михаила Красноцветова могли бы стать иллюстрацией к поэме «Реквием»?

  3. Считаете ли данную статью актуальной? Почему?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!