Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики» в 2023 году в номинации «Классный руководитель года»
Тематическое направление: экологическое Тема методической разработки: «Экологическое ассорти».
Подготовила: Соколова Т.В.,
учитель начальных классов,
специалист
2023 год
Тема: «Экологическое ассорти».
Цель: формирование представлений об окружающем мире, связях между предметами и явлениями природы.
Задачи: воспитывать чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастность человека к окружающему миру; воспитывать культуру поведения человека в природе, бережное к ней отношение.
Оборудование:
Фотографии животных;
раздаточный материал: задания командам по каждому туру, пословицы на карточках.
аудиозапись песни «Что манит птицу?»
Ход занятия:
Организационный момент.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нет!
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня наша игра посвящается экологическим проблемам. Желаю вам успеха.
Беседа: Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг! Михаил Пришвин писал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы! Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»
Я обнял глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
« Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги!
Ты береги нас, береги!»
Я обнял глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Беседа: Что такое Экология?
«экос» - дом
«логос» - наука
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру.
От слова экология произошло слово эколог. Кто же такие экологи? Экологи – защищают природу. Они учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, к земле, к воздуху, к растениям, к грибам, к насекомым, к рыбам, к птицам и зверям.
Исполнение песни «Эко-Экология, это ты и я!»
Музыка и слова Н.В. Куликовой: https://youtu.be/7zs1uT9GDJQ
Приветствие команд.
1 команда «Радуга». 2 команда «Молния».
Выбор девизов команд.
Команда «Радуга»: Команда «Молния»
Радуга – яркие краски мечты! Мы не можем без движенья,
Радуга – символ добра, красоты! Мы всегда под напряженьем,
Мы в этом радужном мире живём, Искру быстро распалим,
Вместе по радуге жизни идём! Всех вокруг подзарядим!
Выбор капитанов команд.
1 конкурс – «Экологические проблемы».
Слайд №
Задание: составить небольшой текст по данной проблеме. За ответ: 2 балла
За последние 60 лет на планете исчезли множество видов животных, сотни растений, птиц. Что нужно сделать, чтобы сохранить оставшиеся виды животных, растений и птиц?
Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Что нужно сделать, чтобы сохранить воду чистой?
2 конкурс – «Научный».
Составить из букв слово – название науки, которая изучает нарушение взаимосвязей в природе.
Э к о л о г и я
Что нужно сделать, чтобы сохранить природу для других поколений людей?
Ответы участников команд. За ответ: 2 балла
3 конкурс - «ОТГАДАЙ КРОССВОРД».
Страус, который живет в саванне. (Эму).
Санитар леса, серый хищник. (Волк).
Животное с большими рогами. (Олень).
Большая полосатая кошка из тайги. (Тигр).
Пресмыкающееся, которое может потерять хвост. (Ящерица).
Прочитать слово, которое получилось по вертикали: Экология.
Загадки для болельщиков.
(Пока команды Знатоков разгадывают кроссворд, ведущий работает с болельщиками)
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна она,
Одежда зелена. Береза.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. Малина.
Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. Желудь.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? Заяц.
Угадайте, что за птица
Света белого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … сова.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Белка.
Что за дерево такое –
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. Рябина.
Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног. Ёж.
Ни зверь, ни птица,
А нос как спица. Комар.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. Бабочка.
4 конкурс – «Заморочки».
Отвечаем на вопросы по очереди.
* Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? Грязный.
* Трава, которую на ощупь узнает даже слепой? Крапива.
* Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней? Шиповник.
* Назовите главного врага леса. Пожар.
* Дерево – символ России. Береза.
* Почему зимой надо делать кормушки для птиц. Им страшен голод.
* Как можно помочь раненому дереву? Замазать рану глиной.
* Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? Птицы бросают свое гнездо.
* Как можно в лесу погасить костер? Залить водой или засыпать землей.
* Листья какого растения прикладывают к ране или ссадине? Подорожника.
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? Фотоохота.
5 конкурс – Викторина «Лесные загадки».
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Птицы.
Как называются животные, тело которых покрыто чешуей? Рыбы.
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Звери.
Птенцы какой птицы не знают своей мамы? Кукушки.
Кто путешествует по воздуху на нитке? Паук.
У кого в дупле кладовая? У белки.
Какую птицу называют - белобока? Сороку.
Кто построил плотину на реке? Бобер.
Кто вырастет из головастика? Лягушка.
Какое животное собирает яблоки спиной? Ежик.
Кого прозвали косым? Зайца.
Когда ежи не колются? После рождения.
Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? Одинаковые.
Сколько ног у паука? 8.
Сколько ног у жука? 6.
Кто любит спать вниз головой? Летучая мышь.
Игра «Лесные правила».
(Нужно хором отвечать «да» или «нет»)
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь! Да!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
И, почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! Да!
Зря цветы не нужно рвать! Да!
Из рогатки не стрелять! Да!
Ты пришел не убивать! Да!
Бабочки пускай летают! Да!
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить! Да!
Топать, хлопать, палкой бить! Да!
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
6 конкурс - «Четвертый лишний».
(Вычеркнуть лишнее, объяснить – почему?)
Задания для 1 команды:
Клен, рябина, ель, тюльпан.
Береза, дуб, шиповник, тополь.
Клубника, роза, ландыш, фиалка.
Задания для 2 команды:
Яблоня, смородина, малина, рябина.
Осина, липа, дуб, ель.
Груша, слива, тополь, вишня.
7 конкурс «Забавные зверушки».
(Изобразить животных, чтобы дети узнали)
1 команда: Журавль и цапля;
Лев и собака.
2 команда: Ворона и лисица;
Петушок и мышка.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
Рефлексия.
Стихи:
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Исполнение песни «Это незачем считать!»
Спасибо за внимание!