Проект «Хотим прекрасное в полете удержать…»
(о поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете как мастерах поэтического слова; пробудить интерес к поэтическому творчеству Тютчева и Фета и помочь проникнуть в художественный мир поэтов.
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета как мастерах поэтического слова; изучить критику, высказывания о поэзии Тютчева и Фета; умение создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать и высказывать свое отношение к мнению критиков; формулировать собственное отношение к произведениям Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, к фактам биографии поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения;
эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведений литературы.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: индивидуальная (рассказ), групповая (выразительное чтение, устное рецензирование, презентация рисунков).
Образовательные ресурсы: романсы на стихи Тютчева «Еще в полях белеет снег» и Фета «Сияла ночь...» на музыку Н. Ширяева.
Интернет-ресурсы:
Творчество Ф. И. Тютчева в литературной критике. – Режим доступа : http://www.testsoch.com/tvorchestvo-f-i-tyutcheva-v-literaturnoj-kritike
Оборудование: портреты Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; выставка рисунков «Художники-пейзажисты 6 класса представляют...»; книжная выставка «Русские лирики XIX века», эпиграфы к уроку: «Каждый стих его – перл, достойный любого из наших великих поэтов» (Н. А. Некрасов о Ф. И. Тютчеве) и «Русский волшебник стиха» (К. Бальмонт об А. Фете); компьютер.
Основные понятия и термины: художественный мир поэта, художник-живописец.
Сценарий уроков
Каждый стих его – перл, достойный любого из наших великих поэтов.
Н. А. Некрасов
Русский волшебник стиха.
К. Бальмонт
I. Постановка целей и задач урока.
– Когда речь идет о таких поэтах, как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, урок-конкурс проводить трудно: в их лирике нет слов, которые можно читать в полный голос. Их поэтическое слово нужно произносить нежно, робко, вдумчиво, как бы рисуя картину, как бы размышляя вслух, словно разговаривая с самим собой, признаваясь в чем-то очень личном и сокровенном.
Неслучайно тема урока-конкурса называется «Хотим прекрасное в полете удержать...». Эти слова принадлежат поэту-романтику XVIII века В. А. Жуковскому, который также хотел посредством поэтического слова сказать «о прекрасном»: об окружающем мире, о человеческих чувствах, о себе.
Сегодня на уроке будут работать три творческие группы, у каждой из групп свои задачи. Группы подвижные: возможны некоторые передвижения, например, выступившие чтецы могут пополнить группы рецензентов и критиков.
II. Конкурс выразительного чтения «Хотим прекрасное в полете удержать...»: групповая работа.
1-я группа – чтецы. Программа выступления. (См. Ресурсный материал.)
Звучит музыка «Весна» А. Вивальди из цикла «Времена года».
Ведущий приглашает первую четверку чтецов. Далее приступает к работе группа рецензентов. Затем присоединяются «критики», которые либо задают вопрос с использованием цитаты, либо делятся информацией, либо размышляют вслух, разделяя или опровергая точку зрения критика, писателя. Учитель также дополняет, высказывает свое мнение.
2-я группа – рецензенты. Примерные вопросы, адресованные чтецам. (См. Ресурсный материал.)
3-я группа – критики. Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в оценке критики. (См. Ресурсный материал.)
Рассказ учителя «Спор Писарева с Достоевским о поэзии Фета». (См. Ресурсный мактериал.)
4-я группа – члены жюри. Таблица оценивания выразительного чтения. (См. Ресурсный материал.)
III. Презентация рисунков.
– К разговору приглашаются «художники-пейзажисты» 6 класса. Расскажите о своем замысле и самой работе.
IV. Подведение итогов конкурса выразительного чтения.
– Для подведения итогов конкурса выразительного чтения слово предоставляется членам жюри.
Вручаются буклеты «Программа выступления чтецов – участников проекта».
V. Подведение итогов конкурса рисунков.
– Итоги конкурса рисунков подводит учитель изобразительного искусства (фамилия, имя, отчество).
Вручаются буклеты «По литературным местам России».
VI. Краткий рассказ учащегося о выставке книг «Русские лирики XIX века».
– Представит книги, расскажет о выставке «Русские лирики XIX века», даст свои рекомендации (фамилия, имя).
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, разговор о двух художниках слова состоялся. Сегодня мы больше узнали о Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете, воспевающих природу. Увидели, что природа в лирике Тютчева полна внутреннего движения. Фет, награжденный чувствительностью к красоте, с недоумением говорил: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Оба поэта своим творчеством как бы приоткрывают нам, читателям, тайны природы, тайны красоты. И мы учимся постигать прекрасное.
Каждому ученику – участнику проекта – учитель вручает благодарность «За активное участие в подготовке и проведении проекта “Хотим прекрасное в полете удержать...”, посвященного творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Домашнее задание.
1. Написать отзыв об уроке на листочке в форме цветка или кленового листа (раздает учитель).
2. Написать сочинение-миниатюру «А мы в гармонии с природой?» или стихотворение о природе (по выбору учащегося).
Ресурсный материал
Программа выступления чтецов – участников проекта
«Хотим прекрасное в полете удержать…»,
посвященного творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
1. Стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».
2. Стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
3. Стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...».
4. Стихотворение Ф. Тютчева «Листья».
5. Стихотворение Ф. Тютчева «Летний вечер».
6. Стихотворение Ф. Тютчева «Полдень».
7. Стихотворение Ф. Тютчева «Осенний вечер».
8. Стихотворение Ф. Тютчева «Солнце сияет, воды блещут...».
9. Романс «Сияет солнце, воды блещут» на стихи Ф. Тютчева, музыка Р. М. Глиэра.
10. Стихотворение А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...».
11. Стихотворение А. Фета «О, первый ландыш! Из-под снега...».
12. Стихотворение А. Фета «Еще майская ночь».
13. Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье...».
14. Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
15. Стихотворение А. Фета «Прозвучало над ясной рекою...».
16. Стихотворение А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы...».
17. Стихотворение А. Фета «Чудная картина...».
18. Романс на стихи А. Фета «Сияла ночь» или городской романс «Только станет смеркаться немножко», музыка Н. Ширяева.
Рассказ ученика «Распространенная в XIX веке игра»
По просьбе Т. Л. Толстой, дочери Л. Н. Толстого, Фет однажды заполнил «Альбом признаний» (распространенная в ХIХ веке игра). Вот некоторые ответы Фета:
– Самая тяжелая минута в вашей жизни? – Когда узнал, что все мое состояние расхищено.
– Что лучше: желать и не получить или иметь и потерять? – Первое.
– Какое историческое событие вызывает в Вас наибольшее сочувствие? – Отмена революции Наполеоном I и казнь Пугачева.
– Ваше мнение о браке и супружеской жизни? – Что это естественная тягота, которую надо уметь носить.
– Ваш любимый писатель в прозе? – Граф Л. Н. Толстой.
– Ваш любимый герой в романах? – Лукашка в «Казаках».
– Ваша любимая героиня в романах? – Осинка в «Трех смертях».
– Долго ли бы вы хотели жить? – Наименее долго.
– Какой смертью хотели бы вы умереть? – Мгновенной.
Попробуйте по этим ответам описать характер поэта и его мировоззрение.
Вопросы:
– Как вы полагаете, в какую эпоху жизни Фета написана анкета?
– Почему в анкете, которую вы прочитали, так часто упоминаются произведения и герои Л. Н. Толстого?
Загадка от Владимира Набокова
– Поэт ХХ века Владимир Набоков написал в 1921 году стихотворение «На смерть А. Блока», где дал свои определения поэтам века XIX: «ключ, струящийся во мгле», «румяный луч во храме», «радуга по всей земле», «Путь Млечный над горами».
Определения столбиком записываются на классной доске.
– Попробуйте соотнести образы Набокова с поэтическими именами «золотого века»: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.
Фамилии столбиком записываются на доске.
– Мотивируйте свой выбор. Найдите в этих кратких определениях ключевые для лирики каждого из названных поэтов образы и аргументируйте свое мнение.
Чтение учителем первой строфы набоковского стихотворения.
Пушкин – радуга по всей земле,
Лермонтов – Путь Млечный над горами,
Тютчев – ключ, струящийся во мгле,
Фет – румяный луч во храме.
– Справедливо ли набоковское определение фетовского мира как храма?
Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в оценке критики
О творчестве Ф. И. Тютчева:
Владимир Петрович Горчаков в книге «Выдержки из дневника об А. С. Пушкине» писал о Тютчеве: «Его замечательные способности, несмотря на юность лет, восхищали многих и его преподавателя русской словесности С. Е. Раича, столь известного своими литературными занятиями... В свое время, если будет возможно, я помещу некоторые из сочинений Ф. Тютчева в моем дневнике, и в особенности те, которые случайно сохранились у меня в рукописи».
Лев Озеров в книге «Поэзия Тютчева»: «Поэзия Тютчева дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, смывающим и омолаживающим душу».
И. С. Тургенев: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
Рецензент журнала «Пантеон» писал: «Из 92 стихотворений есть два десятка хороших, десятка два посредственных, остальные очень плохи».
В. Я. Брюсов: «Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы».
Н. А. Некрасов: «...Мы будем ручаться, что эту маленькую книжечку каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями поэтического гения».
Вл. Соловьев в статье «Поэзия Тютчева» пишет: «...В небольшой области русской литературы тоже существуют такие сокровища, которых мы почти не знаем. Самым драгоценным из кладов я считаю лирическую поэзию Тютчева».
Н. А. Некрасов: «Каждый стих его – перл, достойный любого из наших великих поэтов».
О творчестве А. А. Фета:
Первое «благословение» на серьезную литературную работу А. Фет получил от Н. В. Гоголя, которому через Погодина передал некоторые стихи. Н. В. Гоголь о Фете: «Это несомненное дарование».
Н. Г. Чернышевский о Фете: «Он пишет пустяки».
В. Г. Белинский о Фете: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет».
Николай Страхов о Фете: «Звук описан так, как никто другой не опишет».
Литературовед Д. Благой о Фете: «Особая острота и точность видения воссоздаваемого предмета – необходимое условие для художника-живописца. Фет обладал таким изощренным, художническим глазом».
Ап. Григорьев о Фете: «Он был художник в полном смысле этого слова».
П. И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
С. Я. Маршак: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами».
Известный литературовед Дмитрий Дмитриевич Благой писал: «Лирика Фета, достигшая наибольшего расцвета в период “Вечерних огней”, не только доставляет эстетическое наслаждение. На лучших образцах ее можно учиться “чувству поэзии”, восприятию и постижению прекрасного».
К. Бальмонт об А. А. Фете: «Русский волшебник стиха».
Рассказ учителя
«Спор Писарева с Достоевским о поэзии Фета»
В суженности художественного мира фетовской поэзии – в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, волновавшими современников, – и видели критики коренной недостаток Фета как наиболее яркого представителя «слова для слова» (выражение Добролюбова), искусства для искусства. Именно потому Чернышевский вслед за Белинским, добавлял, что Фет «пишет пустяки».
О полном несоответствии поэзии Фета «духу времени» писал и Д. И. Писарев: «...Бывают такие деловые эпохи, когда все мыслящие и чувствующие люди, а следовательно и художники, поневоле заняты насущными нуждами общества, не терпящими отлагательства и грозно, настоятельно требующими удовлетворения. В такие эпохи вся сумма умственных сил страны бросается в омут действительной жизни. Тогда историк поневоле делается страстным адвокатом или беспощадным судьею прошедшего; поневоле поэт делается в своих произведениях поборником той идеи, за которую он стоит в своей практической деятельности... Читая Фета или Полонского, я буду отдавать справедливость благоухающей грации их картин и мотивов, но решительно откажу и тому и другому в обширности горизонта, в глубине кипучего чувства, в смелости и зоркости взгляда. Замечательный поэт, – добавлял Писарев, внося некоторый корректив в известную формулу Некрасова, – откликнется на интересы века не по долгу гражданина, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости».
Характерно для «духа времени», что в сущности о том же очень образно говорил Достоевский, в полемике между «утилитаристами» (как он именовал революционно-демократическую критику) и «сторонниками искусства для искусства», занимавший особую – третью – позицию: «Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; дома разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял – или имение или семью. Жители толкаются по улицам в отчаянии, пораженные, обезумевшие от ужаса. В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского “Меркурия” (тогда все издавались “Меркурии”). Номер журнала, появившегося в такую минуту, возбуждает даже некоторое любопытство в несчастных лиссабонцах, несмотря на то, что им в эту минуту не до журналов; надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропащих без вести и прочее и прочее. И вдруг – на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего: “Шепот, робкое дыханье...”. Не знаю наверно, как приняли бы свой “Меркурий” лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что вместо трелей соловья накануне слышались под землей такие трели, а колыхание ручья появилось в ту минуту такого колыхания целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать “В дымных тучках пурпур розы” или “Отблеск янтаря”, но даже показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни».
По своему гражданскому пафосу эти суждения Достоевского, в сущности, совпадают с тем, что пишет Писарев. Но в конечных выводах они совершенно расходятся. Писарев, в своей непримиримой борьбе с эстетизмом, поднявший руку и на Пушкина, грубо прямолинейно предсказывает, что книгопродавцы за отсутствием спроса на стихи Фета со временем их «продадут пудами для склеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет, – иронически заключает критик, – унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы».
Неизмеримо шире и точней предсказание будущей судьбы фетовских стихов, даваемое Достоевским: «Заметим, впрочем, следующее: положим, лиссабонцы и казнили своего любимого поэта, но ведь стихотворение, на которое они все рассердились (будь оно хоть и о розах и янтаре), могло быть великолепно по своему художественному совершенству. Мало того, поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за “пурпур розы” в частности. Поэма, за которую казнили поэта, как памятник совершенства поэзии и языка, принесла, может быть даже и немалую пользу лиссабонцам, возбуждая в них потом эстетический восторг и чувство красоты, и легла благотворной росой на души молодого поколения» .
Прав оказался, в конечном счете, не Писарев, а Достоевский. Но для этого нужен был дух совсем иного времени. Для времени же Фета дело обстояло именно по Писареву. Причем Фет не только не считался с «духом времени», пел на свой «лад», – он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя этому духу.
Таблица оценивания выразительного чтения учащихся
(по 5-балльной системе)
№ п/п | Фамилия, имя участника конкурса | Автор, название стихотворения | Вырази-тельное чтение | Ответы на вопросы | Умение размышлять над цитатой | Итоговое количество баллов |
| | | | | | |
Председатель жюри ____________________
Члены жюри __________________________