- проверяет готовность к уроку; - создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке - настраивает на получение конечного результата - приветствует учеников; - организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом; - определяет группы для выполнения заданий; Эмоциональное вхождение в урок - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. - Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. Мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. - у каждого в группе своя роль. - прислушиваемся к мнению каждого при обсуждении вопросов - уважительное отношение друг к другу - работаем вполголоса, не мешая другим группам. - следим за временем. - По ходу урока вы будете заполнять оценочный лист. Познакомьтесь с ним. | - Готовят к уроку учебные принадлежности, - приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; - настраиваются на предстоящую работу в классе; - оценивают готовность к уроку; Вслушиваются в текст. | Коммуникативные УУД: - слушают учителя - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывают свое рабочее место; - планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; | -самооценка готовности к уроку; - оценка эмоционального состояния; |
- создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта; - выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; - Какое произведение Гаршина мы с вами прочитали к этому уроку? Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения? Человек может испытывать множество чувств и эмоций. Посмотрите на экран. Вот они. (разновидности чувств и эмоций: сожаление, грусть, растерянность, разочарование, недоверие, спокойствие, радость, страдание, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес, волнение, скука, зависть, уныние, высокомерие, одиночество, гнев, доверие, удовольствие, злость, тревога, надежда, восторг, печаль) Попробуйте еще раз ответить на вопрос: Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения? - К какому литературному жанру его можно отнести? - Докажите своё мнение. Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница», которое стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». Сам Гаршин объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения. | - высказывают мнение о понимании эпиграфа; - отвечают на вопросы учителя; "Attalea princeps" Литературная (авторская) сказка Это сказка, потому что есть вымышленный сюжет, главными героями являются растения, которые разговаривают: жалуются, спорят. Есть автор – значит, авторская, литературная. | Познавательные УУД: - осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные УУД: -слушают и понимают речь других; - строят понятные для собеседника высказывания; - отвечают на вопросы учителя. - формулируют и аргументируют свое мнение, позицию; - дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - организовать выполнение заданий учителя. - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. | -самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач; - ответы на вопросы. - работа в группах; - выяснение готовности класса к изучению нового материала; |
- создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения; - проводит подводящий диалог для формулирования учениками целей урока; - организует работу учащихся для определения средств и способов решения проблемной ситуации; - организует построение проекта выхода из затруднений; Скажите, зачем мы на уроках литературы обращаемся к произведениям разных писателей? Текст сказки Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой подтекст. Этому мы и будем учиться сегодня на уроке. - Можете ли вы определить, что это за сказка? О животных, бытовая, волшебная? (нет) - Знакомы ли мы с таким видом сказок? - Предположите, какова будет одна из задач нашего урока? (Что это за сказка? определить её особенности и отличительные признаки нового вида сказок) - Давайте ещё раз обратимся к названию сказки: «Attalea princeps». - Кто узнал, на каком языке написано название? Почему? (варианты ответов: это название пальмы и т.д.) Что значит это странное название – «attalea princeps»? Attalea – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки. - Но может быть, это название несёт какой-то скрытый смысл? Так почему же автор записал название сказки именно на латинском языке? Можете сейчас ответить на этот вопрос? Какую ещё задачу поставим на уроке? Что нам для этого надо сделать? (Какова главная идея сказки? Какие уроки можно извлечь из неё?.Выявить смысл, главную идею сказки) Наши выводы-уроки мы с вами и запишем на пальмовых листочках. - Что нам предстоит сделать, чтобы решить наши задачи? (познакомиться с языком сказки, её героями, их характерами, поступками, отношениями друг с другом) Создание гипотезы: Если автор преподносит взгляды, то можно предложить людям пользоваться этими уроками. - Что нам предстоит сделать, чтобы решить наши задачи? - А как вы понимаете значение слова «princeps»? Давайте обратимся к он-лайн толковому словарю. (Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо.) | - делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт; - с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке; Отвечают на вопросы Определяют задачи урока Определяют пути решения Формулируют гипотезу | Познавательные УУД: - выдвигают предложения , - выдвигать предположения; - анализировать объекты (материал), выделять главное; Коммуникативные УУД: - строят речевые высказывания в устной форме; - формулируют и аргументируют свое мнение; - высказывать свое мнение; - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - участвуют в дискуссии Регулятивные УУД: - определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности, - планируют пути реализации целей и задач урока. - определять способы выхода из затруднения; - составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем. | - оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; - оценка умения формулировать тему и целей урока. |
- организует ситуацию решения учебной задачи; - организовывает работу учащихся; - организует поисковую работу учащихся; -выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения. -создает условия для применения полученных знаний на практике; - организуется работа в группах. - корректирует работу групп Словарная работа По 1 человеку от группы, по три понятия. Соотнесите понятие и его значение. Группы работают на интерактивной доске в программе «Learningapps.org» по 1 человеку от группы Оранжерея | устаревшее название жителя Бразилии (бразилец) | Цикада | цикадовая пальма | Ботаник | тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными | Саговая пальма | теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату | Кактус | коричное дерево, из коры которого добывают пряность – «корицу» | Корица | вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго» | Папоротник | учёный, изучающий растения | Бразильянец | очень древние растения, они появились на Земле миллионы лет назад, не имеют семян, покрыто огромным количеством чешуйчатых листьев | Ботанический сад | Территория, на которой выращивают, изучают и показывают растения из разных стран света. | | - выполняют задание; -перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач; - представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп); -отвечают на поставленные вопросы; -работают с текстом произведения – заполняют в тетради таблицу (схему); - сопоставляют фильм и сказку Работают интерактивной доской | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информации из текста; -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: - осуществлять работу в группе; - умение адекватно оценивать работу других - строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Регулятивные УУД: - определять степень успешности работы; -умение анализировать процесс и результат своей деятельности - применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности; | - самооценка действий по достижению планируемых результатов. |
Лабораторная работа Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что чувствовали они, находясь в оранжерее. Приглашаем по 2 человека из каждой группы к доске для дальнейшей работы. Задание для групп. Понаблюдайте за проведением эксперимента и запишите его результаты, отвечая на вопросы: - Удобно ли «растениям»? - Как они решают проблему нехватки влаги и пищи? - Всем ли хватает места и света для «кроны»? - Долго ли они так могут выдержать? Эксперимент 1: Итак, представьте, что вы растения, а ваши руки - это корни. Сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: "корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу". Спасибо. Озвучьте, пожалуйста ваши наблюдения. (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом) Ребята, а какие вы испытывали чувства, делая это упражнение? Эксперимент 2. На полу мелом нарисовано три квадрата 25 на 25 см. (фигуры располагаются в шахматном порядке) в каждой должно поместиться 2 человека.. Каждый ставший внутрь фигуры руками изображает крону так, чтоб ему всё время хватало места и света. За пределы фигуры становиться нельзя. «Растения» так стоят в течение 2 мин. Спасибо. Садитесь. Озвучьте ваши наблюдения над экспериментом №2. Ребята, а вы испытывали какие чувства, делая это упражнение? Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой. Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза) Таким образом, уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации. Как вы думаете, какую мудрость можно извлечь из данного описания оранжереи? Мудрости. Не делай поспешных выводов. Первое впечатление может быть ошибочным. Запишите эти мудрости на своём листочке. | Выполняют лабораторную работу, наблюдают. Формулируют выводы в группах Отвечают на вопросы Определяют «мудрости» в группах, записывают на пальмовые листочки, озвучивают | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информации из текста; -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: - осуществлять работу в группе; - умение адекватно оценивать работу других - осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Регулятивные УУД: - определять степень успешности работы; -умение анализировать процесс и результат своей деятельности - применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности; | -участие в дискуссии, ответы на вопросы; -создание продуктов деятельности - самооценка действий по достижению планируемых результатов. |
Работа в группах Карточка для 1 группы Прочитайте эпизод «Разговор директора оранжереи и бразильянца». Подготовьте связный ответ, опираясь на вопросы. - Каким предстаёт бразильянец? Найдите предложение, в котором мы описывается его появление. Какое слово определяет его характер? Почему ему становилось всё грустнее и грустнее? Прочитайте. А директор? Как автор описывает учёного? - Какой литературный приём использует автор? Для чего? - Кто из людей - директор или путешественник - ближе по духу пальме? Задания для 2 группы. Подготовьте связный ответ Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлениях к свободе? Что это за персонаж? Как относились к ней остальные обитатели оранжереи? Почему? Почему травка поддержала пальму? Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации? Задания для 3 группы Расскажите, что предпринимает пальма для того, чтобы выбраться на свободу? Выразительно прочитайте эпизод от слов «Только-то?»- думала она» до конца. Какие же чувства испытала пальма, разбив стеклянную крышу? Почему? В каких предложениях вы это увидели? А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему? Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации? | Работают в группах по карточкам | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информации из текста; -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: - осуществлять работу в группе; - умение адекватно оценивать работу других - строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Регулятивные УУД: - определять степень успешности работы; -умение анализировать процесс и результат своей деятельности - применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности; | -создание продуктов деятельности - самооценка действий по достижению планируемых результатов. |
-создает условия для применения полученных знаний на практике; - организуется работа в группах. - корректирует работу групп Выступление 1-й группы Индивидуальное задание. Что думает об этом сама пальма? Рассказ от лица пальмы. Есть ли место, где пальма могла бы быть счастлива? Какую мудрость можно вынести из этого эпизода? Запишите её на пальмовых листочках. Мудрость У каждого на земле есть место, где он особо счастлив. Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений – героев нашей сказки? - В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Как называется это художественное средство.? Давайте познакомимся с героями. - Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев сказки. Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...» Подготовьте мини-представление (инсценирование) обитателей оранжереи. Соотнесите названия растения и слова, подходящие к его характеру. Саговая пальма: - Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня. Пузатый кактус: - Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен. Саговая пальма: - Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания. Корица: - Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет. Древовидный папоротник: - Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле. Автор: - Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались. Attalea princeps: - Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами. Все растения: - Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость! . Мы познакомились с героями. Соотнесите названия растения и слова, подходящие к его характеру. - Что объединяет этих геров-растения? (испытывают страх, не готовы к изменениям, довольствуются тем, что имеют) - Как автор относится к этим растениям? Поддерживает ли он их? (Ироничное отношение) Пальма, живя в оранжерее, мечтает о свободе. Поддерживают ли это стремление к свободе другие обитатели оранжереи? Ребята, а как вы оцениваете поведение пальмы в оранжерее? О ком в первую очередь думала пальма, стремясь обрести свободу? (думала только о себе). Можем ли мы за это осуждать пальму? Тогда, какую мудрость мы можем с вами извлечь из этой ситуации? Мудрости: Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждения, Не причиняй вред другому. Задания для 3 группы Итак, Пальма сделала свой выбор, она решает выбраться из оранжереи на волю. Расскажите, что предпринимает пальма для того, чтобы выбраться на свободу? Выразительно прочитайте эпизод от слов «Только-то?»- думала она» до конца. Какие же чувства испытала пальма, разбив стеклянную крышу? Почему? В каких предложениях вы это увидели? А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему? Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации? Мудрость: Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет. Каждый имеет право на ошибку. Каждый имеет право выбора. Возвращение к гипотезе. Подтвердилась ли наша гипотеза? Мы можем сказать, какой это тип сказки? | - отвечают на вопросы - работают в группах - сопоставляют результаты своей группы с результатами других групп - корректируют свои записи - Каким предстаёт бразильянец? Найдите предложение, в котором мы описывается его появление. Прочитайте. Какое слово определяет его характер? (улыбнулся) Почему ему становилось всё грустнее и грустнее? Прочитайте. (Он вспомнил свою родину, её роскошные леса с чудными зверями… Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.) А директор? Как автор описывает учёного? (не допускал беспорядка, большую часть времени проводил в занятиях с микроскопом в стеклянной будочке) - Какой литературный приём использует автор? (Антитеза) Для чего? (показать противопоставление, разное отношение к растениям в оранжерее) - Кто из людей - директор или путешественник - ближе по духу пальме? Встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы, ведь он – последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации и приняла решение вырваться на свободу. Творческие пересказ от лица пальмы. Формулируют «мудрости» Отвечают на вопросы Инсценирование эпизода Определяют черты характера. Работают на ноутбуках Заслушивание ответов 2 группы Формулирование мудростей Ответ 3 группы Что же происходит в конце сказки? (Как пальма боролась за свободу?) Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Какие же чувства испытала пальма, разбив стеклянную крышу? (разочарование). В каких словах пальмы заметно чувство некоторого разочарования? "Только-то? И это все из-за чего я томилась и страдала так долго?" Почему же пальма испытала разочарование? (Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?) (противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности) А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему? Мнения разошлись. Вопрос спорный. Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации? Мудрость: Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет. Каждый имеет право на ошибку. Каждый имеет право выбора. Отвечают на вопросы, формулируют мудрости Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - работать с информацией в разной форме; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений, - учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД: - включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; - планировать своё действие; | - работа в группах; - оценочное суждение; - выступление; - оценка результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов. |