УРОК-ПРОЕКТ
«ЗАГАДКИ ФРАЗЕОЛОГИИ, ИЛИ ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?»
Урок-проект проводится в 6 классе при изучении темы «Источники фразеологизмов» (УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского). Урок позволяет обобщить ранее изученный учебный материал по теме «Фразеологизмы», знакомит учащихся с источниками фразеологизмов в русском языке, их происхождением.
Урок-проект способствует всестороннему развитию личности учащихся, формированию интереса к изучению русского языка, расширению кругозора, предоставляет учащимся возможность продемонстрировать свои творческие способности.
В ходе работы над проектом учащиеся изучают выбранные фразеологизмы, объясняют их происхождение, проводят параллели с историей, приводят аналоги фразеологизмов из других языков, в том числе из коми языка (реализация этнокультурной составляющей), иллюстрируют фразеологизмы.
Возможность рассмотреть языковую единицу с разных точек зрения позволяет учащимся более глубоко изучить учебный материал и сделать аргументированные выводы.
Урок проводится с использованием проекта ГлобалЛаб:
https://globallab.org/ru/project/cover/zagadki_frazeologii_ili_pochemu_my_tak_govorim.ru.html#.U9jJv-N_vbA



Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- активизация познавательного интереса к учебному предмету;
- развитие у учащихся навыков самооценки;
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение оценивать свою работу и полученный результат.
познавательные универсальные учебные действия:
- умение работать с информацией;
- поиск решения проблемной ситуации;
- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение выражать свою точку зрения.
предметные результаты:
- знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке;
- умение применять знания в новой ситуации.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний. Игра «Подскажи словечко!»
Задание по группам. Учащиеся заканчивают выражения, объясняют их значение.
1) Кричать во всю …
2) Авгиевы …
3) Блудный …
4) Млечный …
5) А … просто открывался
- Как называются эти выражения? (Фразеологические обороты, фразеологизмы.)
- Какая наука изучает фразеологизмы? (Фразеология.)
- Для чего нужны фразеологизмы в языке? (Фразеологизмы придают речи яркость, меткость и выразительность.)
- Где можно узнать значение фразеологизма? (Во фразеологическом словаре.)
- Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Ещё М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.
3. Целеполагание.
- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение фразеологии. Наш урок пройдёт в форме проекта. Давайте посмотрим на экран (интерактивную доску) и прочитаем цель, которая стоит перед всеми вами.
Знакомство учащихся с протоколом исследования: https://globallab.org/ru/project/inquiry/zagadki_frazeologii_ili_pochemu_my_tak_govorim.ru.html#.U98LvuN_vbA
- Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте цели урока для себя:
Хочу узнать …
Хочу понять …
Хочу научиться …
4. Открытие новых знаний.
- Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения фразеологизмов в русском языке. Давайте вновь обратимся к фразеологизмам, которые мы с вами называли в начале урока. С некоторыми из них мы уже встречались на уроках литературы. Попробуйте назвать их источники.
Учащиеся высказывают свои предположения.
- В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Происхождение фразеологизмов можно узнать, заглянув во Фразеологический словарь.
Работа учащихся с различными источниками информации:
- Фразеологическим словарём А. И. Молоткова,
- Интернет-сайтами:
Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary
Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/
Большой толково-фразеологический словарь М. И. Михельсона: http://michelsonlexicon.com/
Кричать во всю Ивановскую (исконно русский)
Авгиевы конюшни («Авгиевы конюшни» (шестой подвиг Геракла), античный фразеологизм)
Блудный сын («Притча о блудном сыне», библейское происхождение)
Млечный путь (via lactea – калька с латинского языка)
А ларчик просто открывался (выражение из басни И. А. Крылова «Ларчик»)
Учащиеся делают выводы о происхождении данных фразеологизмов и составляют кластер «Источники фразеологизмов»:

5. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа учащихся.
- Сейчас, ребята, вам предстоит очень интересная работа. Выберите фразеологизм для своей исследовательской работы.
Знакомство учащихся с анкетой проекта:
https://globallab.org/ru/project/form/zagadki_frazeologii_ili_pochemu_my_tak_govorim.ru.html
Составление план исследования фразеологизма:
1. Назвать выбранный для исследования фразеологизм.
2. Определить его источник.
3. Объяснить значение фразеологизма.
4. Рассказать историю происхождения фразеологизма.
5. Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он имеется).
6. Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.
Индивидуальная исследовательская работа учащихся по плану (15 минут). Учитель на данном этапе выполняет роль консультанта.
6. Первичная проверка понимания. Защита предпроектов (выступления 2-3 учащихся).
7. Первичное закрепление.
- Назовите фразеологизмы, пришедшие из фольклора (из русских народных сказок, пословицы, поговорки).
- Откуда пришли такие выражения, как проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю?
- Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали крылатыми следующие фразы:
Да только воз и ныне там.
Как белка в колесе.
Пора, красавица, проснись!
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
На деревню дедушке.
- Приведите примеры фразеологизмов, появившиеся в наши дни. (Например, зелёная улица, люди доброй воли).
8. Рефлексия.
- Ребята! Какие задачи вы ставили в начале урока? Давайте сделаем вывод:
- Я понял…
- Я узнал …
- Я научился …
- Ребята! Сегодня мы работали с фразеологическими словарями и другими источниками информации. Мы узнали, что источники фразеологизмов очень разнообразны. Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями, третьи пришли из устного народного творчества и литературных произведений. Много фразеологизмов возникло в условиях работы людей различных профессий, большое количество фразеологических оборотов пришло из других языков. Рада, что урок был для вас интересен, и вы узнали много нового. Надеюсь, что вы будете внимательными по отношению к русскому языку и продолжите разгадывать его тайны.
9. Домашнее задание.
Творческое задание (по желанию): создать рисунок или сделать фотографию, иллюстрирующие выбранный фразеологизм (Приложение 1).
Используя собранный на уроке материал, заполнить анкету: https://globallab.org/ru/project/form/zagadki_frazeologii_ili_pochemu_my_tak_govorim.ru.html
Использованные источники:
Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А. И. Молоткова. М.: Советская Энциклопедия, 1968.
Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary
Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/
Большой толково-фразеологический словарь М. И. Михельсона: http://michelsonlexicon.com/
8