СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок проф.мастерства "Электромонтаж"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто такой электромонтер и чем он занимается.

В сфере работы с электричеством немало рабочих профессий. По-другому и быть не может: нет такой отрасли в народном хозяйстве, в которой бы не использовались электрические приборы. А они, как и всякая техника, требуют обслуживания и время от времени выходят из строя. Именно поэтому, как только человечество начало использовать электроэнергию, появилась профессия электромонтера.

Просмотр содержимого документа
«Урок проф.мастерства "Электромонтаж"»





  1. Паспорт программы:

Наименование профессиональной компетенции: Электромонтаж

Уровень сложности: урок профессионального мастерства

Формат проведения: дистанционный, для организованных групп

Время проведения: 90 минут

Возрастная категория: 6-11 класс

Доступность для участников с ОВЗ: нет


  1. Авторы программы:

Голополосова Л.Е. сертифицированный эксперт по компетенции Электромонтаж



























  1. Содержание программы


Кто такой электромонтер и чем он занимается.

В сфере работы с электричеством немало рабочих профессий. По-другому и быть не может: нет такой отрасли в народном хозяйстве, в которой бы не использовались электрические приборы. А они, как и всякая техника, требуют обслуживания и время от времени выходят из строя. Именно поэтому, как только человечество начало использовать электроэнергию, появилась профессия электромонтера.



Электромонтер (электрик) - это представитель рабочей профессии, который тем или иным образом связан с починкой электрических приборов и инфраструктуры. Именно он заменяет сгоревшую проводку, счетчики, меняет розетки и выключатели, чинит электроплиты и ещё массу иных устройств. Хотя такое понимание работы электромонтера, разумеется, является упрощенным. Обслуживают они и подстанции, и станции радиооборудования, и телевизионные системы, и линии телефонной связи, чинят охранно-пожарные организации. Одним словом, специализаций у электромонтеров очень много, а именно - порядка 40 направлений. Так или иначе выделяют электромонтеров по обслуживанию систем и устройств, а также электромонтеров по ремонту. В первом случае специалист осматривает сети, проводит диагностику, меняет изношенные компоненты в случае надобности. Во втором - занимается устранением аварий или каких-либо мелких неисправностей. Однако вне зависимости от того, с чем работает электромонтер, его обязанности сводятся к нескольким действиям: Найти поломку; Ликвидировать аварию; Провести замену неисправного компонента; Продлить срок службы устройства. В зависимости от того, где трудится электромонтер, он также закупает или заказывает запчасти, проводит инструктажи по технике безопасности, обучает молодые кадры, выезжает по заявкам населения на место аварий и т.д. Одним словом, задач много и все они должны быть выполнены своевременно.

Что должен уметь электромонтер.

Вне зависимости от места работы хороший электромонтер всегда должен помнить об опасности электричества, так что ему необходимо соблюдать технику безопасности. Это наиважнейшее условие работы специалиста, хотя, разумеется, далеко не единственное. Помимо всего прочего работа с электричеством требует немалых теоретических познаний - по меньшей мере базовый школьный курс физики (электродинамика) и химии. Сюда же следует добавить знания по метрологии, электроэнергетике, умение пользоваться контрольно-измерительными приборами и, разумеется, разбираться в устройстве и схемах электросетей.

Группы по электробезопасности для электромонтеров.

Любая профессия, связанная с электричеством, предполагает уровни допуска к обслуживанию систем - так называемые группы по электробезопасности. Правила техники безопасности для рабочего персонала предусматривают пять таких групп. Для профессии электромонтера они имеют критическое значение, поскольку по уровню допуска можно судить о мастерстве и опыте специалиста.

1 группа. Она дается рабочим, которые не имеют непосредственного контакта с электрическим схемами и не участвуют в ремонте.

2 группа. Присваивается начинающим электромонтерам, прошедшим первичное обучение по ТБ. Позволяет ремонтировать системы до 1000 В под присмотром более квалифицированного специалиста.

3 группа. Ею владеет только электротехнический персонал. Дает право самостоятельно ремонтировать, включать и отключать системы с напряжением до 100 В.

4 группа. Электромонтеры с этим уровнем допуска имеют обслуживать электроустановки с напряжением свыше 1000 В.

5 группа. Дается специалистам, ответственным за определенные энергоучастки. Они также имеют право руководить персоналом во время ремонтных работ и обслуживания систем.




Также работа и опыт электромонтера квалифицируются рабочими разрядами в соответствии с тарифно-квалификационной сеткой. В профессии предусматривается от 6 до 7 разрядов - в зависимости от направления работы. Так, например, электромонтер тяговой подстанции имеет семь разрядов - со 2-го по 8-й. Разумеется, разряды присваиваются электромонтерам только после успешной сдачи квалификационного экзамена по итогам обучения, либо окончания курсов повышения квалификации.

Обучение электромонтеров, варианты получения профессии

Первичная подготовка электромонтеров проводится в учебных центрах среднего профессионального образования. Как правило, это различные колледжи и техникумы коммунального хозяйства. Самая распространенная программа обучения - "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)". Обучение электромонтеров может проводиться уже после окончания 9 классов средней школы. Сроки составляют порядка 34 месяцев. Тем не менее, электрические системы везде разные. Так что, дабы получить более узкую специализацию, придется пройти производственное обучение непосредственно на месте работы, либо и вовсе полноценную профессиональную переподготовку.

Вакансии электромонтеров на рынке труда, средняя заработная плата

Профессия электромонтера никогда не могла пожаловаться на недостаток вакансий. Если взглянуть на любой из сайтов по поиску работы, то можно обнаружить несколько десятков рабочих предложений для электромонтеров в любом городе. Как правило, большая часть вакансий касается работы на предприятиях. Средняя зарплата электромонтеров сильно скачет в зависимости от отрасли. На предприятиях, занимающихся обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, например, предлагают до 60 тысяч рублей. В иных организациях зарплата может составлять от 25 до 30 тысяч рублей. Вахтовая работа для электромонтера не такой распространенный вариант, однако, она возможна, если речь идет о работе на северных нефтегазодобывающих предприятиях. В этом случае заработная плата может достигать 80 тысяч рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии электромонтера

У всех рабочих специальностей есть как плюсы, так и минусы. Для электромонтеров характерны следующие плюсы:

  • стабильная работа;

  • широкая востребованность;

  • официальное трудоустройство и зарплата по трудовому договору; бесплатное медицинское обслуживание и ДМС.

Минусов у профессии также хватает:

  • низкий оклад;

  • повышенная опасность профессии, риск несчастных случаев;

  • высокая ответственность;

  • тяжелые условия труда.

Министерство труда РФ включило Электромонтаж в ТОП самых востребованных профессий. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 02.11.2015 Список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые

требуют среднего профессионального образования. 1. Автомеханик 2. Администратор баз данных 3. Графический дизайнер 4.Косметолог 5. Лаборант химического анализа 6. Мастер декоративных работ 7. Мастер столярно- плотницких работ 8. Метролог…. 50. Электромонтажник.

Материально – техническое оснащение:

Оборудование:

- персональный компьютер

- мультимедийное оборудование

- стенд или планшет по размеру указанному в монтажной схеме (по количеству участников)

Оборудование для монтажа (на одного участника):

- Автоматический выключатель 2п, 10А

- коробка разветвительная – 3шт.

- патрон Е27 – 3шт.

- розетка штепсельная – 1шт.

- выключатель оноклавишный

- выключатель двухклавишный

Дидактическое обеспечение:

- фильм-презентация о специфике профессий электромонтажник и электромонтер

- монтажная схема

- принципиальная схема

Инструмент (на одного участника):

- пассатижи

- отвертка «-»

- отвертка «+»

- клещи для снятия изоляции

- бокорезы

Материалы:

- провод ПВС 1×1,5 или подобный

- наконечники и золирующие или изолента

- саморезы универсальные

- карашдаш простой

- линейка

- резинка стирательная


После теоретической части занятия, в которой рассказывается о специфике профессий электромонтажник и электромонтёр, учащимся предлагается выполнить практическое задание, по итогам которого подводятся итоги, заполняется импровизированный дневник, делаются выводы о полученных знаниях и умениях, о применении их в дальнейшем выборе профессии.


Ход профессиональной пробы


I. Организационная часть

1. проверить явку, заполнить необходимые регистрационные документы

2. проверить готовность к занятию,

3. раздать монтажные и принципиальные схемы


II. Вводный инструктаж

  1. Сообщить тему занятия: «Монтаж схемы освещения».

  2. Сообщить цель занятия:

Освоить самые простые и основные виды работ специалиста по профессиям электромонтажник и электромонтер. Проверить степень присутствия качеств и личного потенциала для дальнейшего успешного освоения профессий электромонтажник и электромонтер

  1. Рассказать о специфике профессий электромонтажник и электромонтер, областях их применения.

  2. Показать мотивирующие ролики (слайды), наглядно рассказывающие о профессиях.

  3. Рассказать о степени востребованности профессий на предприятиях нашего города (ПАО «Туламашзавод», ПАО «Тулачермет», ПАО «Завод Тула» и др…).

  4. Рассказать о профессиях и специальностях предлагаемых для обучения в нашем техникуме.

  5. Рассказать о перспективе трудоустройства после окончания обучения в нашем техникуме.

  6. Провести инструктаж по охране труда, при выполнении задания профессиональной пробы


III. Актуализация знаний

  1. Выяснить у учащихся степень знаний по электротехнике:

Спросить – что они проходят по курсу физики в школе, изучали или нет схемотехнику?

  1. Провести фронтальный опрос:

- что такое электросхема?

- как на принципиальной схеме обозначается лампочка, выключатель, розетка?

Этот опрос необходим для определения степени необходимой доходчивости при объяснении нового материала.


IV. Объяснение нового материала

Как было уже сказано выше, профессиональная проба имеет две степени сложности:

1 уровень сложности (6-9 классы) – смонтировать на стенде (планшете) и подключить схему включения электрической лампочки от одного выключателя, имеющую одну штепсельную розетку, один выключатель и один патрон.



2 уровень сложности (10-11 классы) – смонтировать и на стенде (планшете) и подключить схему включения электрической лампочки от одноклавишного выключателя, включения двух электрических лампочек от двухклавишного выключателя, имеющую одну штепсельную розетку, один одноклавишный выключатель, один двухклавишный выключатель и три патрона.



  1. Раздать учащимся монтажные и принципиальные схемы, в зависимости от уровня сложности задания

Монтажная схема имеет примерный, безразмерный вариант компоновки электрооборудования.

  1. Вывести на экран монтажную схему, объяснить назначение элементов

  2. Вывести на экран принципиальную схему, указать элементы схемы, объяснить принцип работы.



1 уровень сложности 2 уровень сложности


  1. Продемонстрировать приемы монтажа элементов.

  2. Продемонстрировать приемы зачистки и подсоединения проводов.

  3. Ознакомить под роспись учащихся с правилами ОТ и ТБ, безопасными приемами работы с инструментом, особо указать на технику безопасности при работе с инструментом имеющим острые кромки и концы.

V. Самостоятельная работа учащихся

Во время выполнения учащимися задания проверять правильность выполнения работы, указывать на ошибки, последовательно отвечать на задаваемые вопросы.

При необходимости остановить работу и указать на повторяющиеся ошибки.

Во время всей работы контролировать соблюдение требований охраны труда.

По завершению работы кем-то из учащихся проверить визуально правильность соединений, все крышки оборудования должны быть закрыты, провода надежно заизолированы.

Не допускается наличие скруток вне распределительных коробок, оголенных жил проводов!

В случае правильного выполнения задания подаем питание и проверяем работоспособность схемы.


VI. Подведение итогов (заключительный инструктаж)


Ещё раз обратить внимание учащихся на область применения полученных знаний и умений, на необходимость этих знаний и умений при дальнейшем обучении профессии и в повседневной жизни.

Объяснить основные ошибки и способы избежать их в последующих работах.

Провести небольшую беседу, расспросить учащихся о впечатлениях об занятии, какие мысли и идеи появились после прохождения пробы по поводу дальнейшего выбора профессии.

Пригласить школьников на дальнейшее обучение в наш техникум.


В конце занятия предложить учащимся заполнить импровизированную анкету.



Предмет оценки

«Да»/»Нет»

Комментарий

при желании

Монтаж аппаратуры

понравилось/ не понравилось



Подключение элементов

понравилось/ не понравилось



Общее впечатление от занятия

понравилось/ не понравилось



Влияние занятия на выбор будущей профессии?

повлияло/не повлияло



Выводы:



















Заключение

Из своей практики могу сделать выводы, что данная профессиональная проба вполне поддается пониманию и практической реализации школьниками. Учащиеся, в основной массе, с энтузиазмом подходят к выполнению практического задания, живо интересуются спецификой профессий электромонтажника и электромонтера, задают вопросы о перспективах профессий.

Профессиональная проба позволяет выявить склонности учащихся к технической сфере деятельности в общем и к электрике в частности. Формирует потребность в дальнейшем изучении профессии, помогает объективно оценить результаты своего труда, осмыслить свой дальнейший жизненный выбор.

Использование двух вариантов практической работы, возможно их использование как в соответствии с возрастными категориями, так и вариативно в зависимости от уровня школьной подготовки. Это удобно и для мастера производственного обучения, поскольку ученикам незнакомым с основами профессии, легче достичь понимания начиная с простых примеров.






10