СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Профессиональные и жизненный планы. Профессиональная пригодность».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с понятиями "профессиональный план", "жизненный план", "карьера", "профессиональная пригодность"

Просмотр содержимого документа
«Урок «Профессиональные и жизненный планы. Профессиональная пригодность».»

Урок № 15 -16 «Профессиональные и жизненный планы. Профессиональная пригодность».

Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах.
Рейхани

Многие миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь, но не всем удается достичь желаемого успеха. Одна из причин, заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы и составлены без учета своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.

Профессиональный план – представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах роста.

Схема личного профессионального плана

Главная цель

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста

Пути и средства достижения цели

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы)

Внешние сопротивления на пути достижения цели

Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей

Внутренние условия достижения цели

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к теоретической и практической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию

Запасные варианты и пути их достижения

Например: «Не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ» и т.д.

Профессиональный план – это мысленное представление будущего. Профессиональный план с различными вариантами решения жизненных проблем является хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач.

Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.

Карьера – активные достижения человеком успехов в профессиональной деятельности.

В содержание профессиональной карьеры включается получение более высокой оплаты труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватная оценка обществом трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными, если человек пригоден к выбранной профессии.

Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и его дела, профессии.

Например: там, где нужна большая физическая сила, не может работать женщина. Или дальтоники не могут быть шоферами, потому, что сигналы светофора цветовые (дальтоники не различают цвета – особенно красный). Формирование профпригодности – это подгонка не только человека к профессии, но и профессии к человеку.

Рекомендации по формированию профпригодности:

  1. Подробно разобрать требования избранной профессии к человеку.

  2. Сравнить эти требования со своими индивидуальными качествами и выявить соответствующие и несоответствующие.

  3. Наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.

Существует несколько степеней профессиональной пригодности:

1. Непригодность к конкретной профессии

О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой в той или иной области деятельности. Однако противопоказания могут быть не только медицинские.

Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором. Для данных профессий требуется абсолютная профессиональная пригодность. (АПП)

Круг профессий с АПП: композитор, художник, архитектор, спортсмен, космонавт, водолаз, оператор, обслуживающий пульт управления атомной станции и др.

Б. Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. «Конечно», — ответил официант. «Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер».

  • Назовите личностные особенности, делающие профнепригодными учителя, продавца, диктора, военного, оператора, водителя.


2. Пригодность к конкретной профессии или группе профессий.

Это означает, что у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей. Вы можете выбрать эту профессию, есть шанс, что вы будете хорошим специалистом в данной области – это относительная профпригодность. Относительная профпригодность формируется в процессе трудовой деятельности. Круг таких профессий очень велик: это профессии учитель, врач, инженер, строитель, продавец и др.

3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Человек соответствует выбранной профессии в том случае, если у него есть качества, профессионально важные для данной деятельности, в том числе выраженный интерес к этому предмету труда, профессиональное образование, опыт успешной работы в данной области. Такому специалисту можно доверить штурвал самолета, скальпель хирурга, диспетчерский пульт.

4. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности.

Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

…Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка (знаменитый портной — примеч. авт.)», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов.

Не каждому дано найти свое призвание. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом, в соответствии с которой люди делятся на следующие типы (Фромм Э. Иметь или быть):

Рецептивный, или берущий. Люди этого типа считают, что все им чего-то должны: деньги, работу, любовь, внимание, поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, неспособны принимать самостоятельные решения.

Эксплуататорский, или овладевающий. Люди этого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой или хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те, у кого уже ничего не осталось, им не интересны.

Стяжательский, или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа — накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан у Бальзака (Гобсек), Пушкина (Скупой рыцарь), Гоголя (Плюшкин), Чехова (Ионыч).

Рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличительные особенности — честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.

Творческий тип личности постигает мир через любовь и разум. Человека творческого типа видит счастье в своей работа. «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Из пяти перечисленных типов только один Фромм называет продуктивным. Как вы думаете, какой? Обоснуйте свой ответ.

Примечание. Фромм считает продуктивным только творческий тип личности.

Практическая работа «Мотивация выбора профессии»

Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-«, если не имеет значения.

Вопросы

  1. Интерес к содержанию профессии желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

  2. Стремление к совершенствованию, развитию навыков и умений в избираемо сфере трудовой деятельности.

  3. Убеждение, что данная профессия имеет высоки престиж в обществе.

  4. Влияние семейных традиций.

  5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

  6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

  7. Желание руководить другими людьми

  8. Привлекает индивидуальная работа.

  9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

  10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

  11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

  12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной. Интересной, увлекательной.

  13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

  14. Привлекает предпринимательская деятельность.

  15. Необходимость материально помогать семье.

  16. Желание приобрести экономические знания.

  17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

  18. Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.

  19. Желание работать в престижном месте.

  20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

  21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант. Брокер).

  22. Желание приносить пользу людям.

  23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

  24. Привлекают внешние свойства профессии ( быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды)



Лист ответов


А

Б

В

ответы

ответы

ответы

3


5


1


4


8


2


7


11


6


17


14


9


18


15


10


19


16


12


21


20


13


24


23


22



Результаты: подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А,Б,В) отдельно. Наибольшее количество «+» означает:

- «А» - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высоки уровень притязаний;

- «Б» - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

-«В» - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.




Домашнее задание.

  • Как вы понимаете эти слова: «Настоящая слава — это когда ваше имя ценится дороже, чем ваша работа.»?