Толстокора Александр Владимирович
Открытый урок по столярному делу в 9 классе:
«Рубанок, правила безопасной работы с ним».
Тема: Рубанок, правила безопасной работы с рубанком и его составляющих частей, повторение пройденного материала за 5- 8 классы при помощи кроссворда.
Цель: Повторение пройденного материала и практическое закрепление работы с рубанком при выполнении указки.
Задачи: Вспомнить и закрепить знания техники безопасности, развить моторику рук при работе с рубанком. Воспитывать трудолюбие и интерес обучающихся к профессии.
Методическое оснащение занятия:
1. Материально техническая база: мастерская трудового обучения; столярный инструмент; разметочный инструмент.
2. Дидактическое обеспечение: учебники 5 – 8 класс; деревянные заготовки; кроссворды; рабочая тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка явки обучающихся.
- Доведение до учащихся плана урока.
2. Повторение пройденного материала в игровой форме, в тематике русской народной сказки.
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве, жил – был царь, трудового класса государь. И было у него, как и подобается в сказках, три сына. Старший славный был детина, средний сын и так , и сяк, младший ….ну вобщем молодец. Царь – батюшка старенький умишком стал слабенький, и чтобы среди добрых молодцев найти своих сыновей призвал к себе придворного звездочета.
Царь: Звездочет, а найди мне среди этих витязей храбрых, сыновей моих умных и трудолюбивых.
Звездочет проводит конкурс на скоростную сборку рубанка. (Три победителя становятся сыновьями царя).
Ведущий:
В это время, в трудовом королевстве наступил праздник труда. И что бы известить жителей королевства об этом торжестве, царь призвал к себе сыновей. В те давние времена, к сожалению, не было ни телефонов, ни айфонов ну, а про скайп слыхом не слыхивали, видом не видовали, все делалось проще: брали сыновья луки тугие и пускали в разные стороны стрелы каленные с прикрепленными к ним письмами. Царь послал звездочета за стрелами острыми, а сам стал знакомить придворных с гостями, вельможами, знатными и очень знатными.
Звездочет: Царь – батюшка, в хранилище стрелы закончились.
Царь: О горе, что же делать. Пусть сыновья мои – мастера умелые приготовят стрелы каленные за 20 минут на глазах у всей публики. Ну а друзья их верные расскажут нам о технике безопасности, да ответят на вопросы мои каверзные. А для начала богатыри славные отожмутся по 10 раз, что бы размять мышцы крепкие, да доставить кислород к умам светлым.
Друзья рассказывают технику безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы. И отвечают на вопросы.
1. На какие группы можно разделить все породы древесины.
а) листопадные и вечнозеленые;
б) лиственные и хвойные;
в) высокие и низкие.
Ответ: Б.
2. Кто из перечисленных специалистов хорошо разбирается в древесине?
а) сантехник;
б) сварщик;
в) столяр;
г) повар.
Ответ: В.
3. Что растет на ветвях хвойных деревьев?
а) бананы;
б) ананасы;
в) шишки;
г) коврижки.
Ответ: В.
4. В каком из перечисленных инструментов нет колодки?
а) резной;
б) ручной;
в) электронный;
г) сварочный.
Ответ: Б.
Царь: Вот спасибо други верные, порадовали меня, да и гостей наших, ответами чудными, а главное верными. Ну пока сыновья мои готовят стрелы каленные, я предлагая богатырям сыграть в игру: «Разгадай кроссворд». (Богатыри и гости создают две команды и разгадывают кроссворд) победитель получает в подарок изготовленные стрелы.
| 1 | | | | | | | | | | | 2 | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 4 | | | | |
| 5 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 6 | | | | | | | | |
7 | | | | 8 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | 10 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 11 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| 12 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
3. Рыхлый, мягкий центр древесины.
4. Поперечная часть материала.
5. Хвойная порода дерева для изготовления конструкций дверей и окон.
7. Лиственная порода дерева.
8. Распространенный конструкционный материал для строительства зданий и изготовления изделий.
9. Школьное помещение для занятий трудовой подготовкой.
11. Лиственная порода дерева с шишками.
12. Дерево с соцветиями для лечебных целей.
По вертикали:
1. Рисунок на поверхности среза дерева.
2. Лиственная порода древесины для изготовления фанеры, мебели, посуды.
6. Рабочее место для обработки материалов.
10. Дерево для новогоднего праздника.
11. Лиственная порода дерева склонная к загниванию.
Ведущий:
Долго ли дело делалось, быстро ли время короталось, а пришел и этому празднику конец.
Царь: Все сыновья и богатыри мои верные получат награды знатные, по знаниям своим и умениям. Сказка ложь. Да в ней намек, добрым молодцам урок – учите дети мои уроки, будьте трудолюбивы, и все у вас будет хорошо. Вот вам мое царское слово.
Ведущий: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.