СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект по ОРКСЭ по теме "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по  курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика»

Тема проекта:  Добро и зло.

Цель:  раскрыть значение главных понятий морали  «добро»  и  «зло»,  научиться делать добро и отвечать на зло - добром.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло»

Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот.

Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.

С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки

всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его.

Мы должны понимать, где добро и зло, и чтобы намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках. Нужно делать добро, от которого будет польза.

Просмотр содержимого документа
«Урок по этике 19.05»

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика»

Тема проекта: Добро и зло.

Цель: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», научиться делать добро и отвечать на зло - добром.

Задачи:

Выработать понимание терминов «добро» и «зло», учиться чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство уважения и чуткого отношения друг к другу;

Развивать умение работать в группах, обобщать, делать выводы.

Развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитывать стремление к добру и неприятие зла. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям и природе.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, индивидуальные листочки для самооценки.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Сообщение темы проекта.

  3. Слайд 2

Ребята, вы знаете, что такое проект?

 (Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль, презентации, газета и многое другое.

А как вы добываете знания?

- И сегодня мы будем учиться добывать знания сами и защищать свою работу.

Слайд 3

Прочитайте эпиграфы на доске.

Эпиграфы:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

 

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

О чём пойдёт речь на уроке?

Слайд 4

Сегодня на уроке будем говорить о добре и зле в жизни человека.

Слайд 5

Какова цель нашего проекта?

Сопоставить понятия Добро и Зло, выявить их противоречия.

Слайд 6

Задачи:

  • Собрать материал по проблеме добра и зла.

  • Оформить стенгазету по заявленной теме.

  • Поработать с разными источниками (книги, журналы, газеты, словари, интернет – ресурсы).

  • Выступить на уроке ОРКСЭ по защите проекта.



Слайд 7

План работы

  • Собрать материал по проблеме добра и зла.

  • Оформить стенгазету по заявленной теме.

  • Поработать с разными источниками (книги, журналы, газеты, словари, интернет – ресурсы).

  • Выступить на уроке ОРКСЭ по защите проекта (стенгазета).

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.

Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.

  1. Изучение нового материала.

-А сейчас посмотрите друг другу и улыбнитесь. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Как вы понимаете термин «Добро»?

Где мы можем узнать определение слов добра и зла? (учебник, словарь)

Слушаю.

Ожегов

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Даль

Добро - в духовном значении «благо, что честно и полезно, всё чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».

Учебник

Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.


Что заметили?

Подберите родственные слова к слову добро.

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности, обязательства.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Добропорядочный – достойный одобрения.

Добронравный – отличающий хорошим поведением, хорошим нравом.

Добродетель – положительное нравственное качество, высоконравственный человек.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру.

Доброжелатель – тот, по доброму относится к кому-нибудь.

Добряк – добрый человек.

Будьте добры – просьба.

Доброго здоровья – пожелание благополучия.

В добрый путь! – пожелание успеха.

Добрый день – приветствие.

По доброй воле – без принуждения.

Вы должны были проанализировать, художественную литературу и привести примеры героев, от которых исходило добро, добрые поступки и дела.

А как вы понимаете понятие «Зло»? ( из учебника и словарей)

Даль

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Ожегов

Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Учебник

Зло – противоположность добру, всё плохое, вредное, дурное, обман, всё то что относится к беде и несчастью.

Подберите родственные слова к слову зло.

Зло – нечто дурное, вредное, плохое.

Злоба – чувство злости.

Злобный – исполненный злобы.

Зловещий – предвещающий зло.

Зловредный – очень вредный.

Злодей – человек, который совершает зло.

Злонравный – с дурным нравом, характером.

Злопамятный – долго помнящий зло.

Злорадный – подлый.

Злословие – злые, недоброжелательные слова.

Злюка – тот, кто постоянно злится из-за плохого характера.

Злость – враждебное чувство, настроение.

Злоумышленник – преступник.. или человек замышляющий зло.

- Назовите сказочных героев, от которых исходило зло, злые дела и поступки. К

Распределите качества человека на две группы.

1.Качества – «помощники» добра – I вариант

2.Качества – «помощники» зла – II вариант

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, жестокость, вредность.


Какой человек может называться добрым? Попробуйте дать определение.

  1. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.

  2. Добрый человек любит природу и бережет ее.

  3. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить в трудную зимнюю стужу.

  4. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

  5. Добрый – делающий добро другим, отзывчивый;

  6. Несущий благо, добро, благополучие;

  7. Хороший, нравственный;

  8. Безукоризненный, честный.

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

  1. Физкультминутка «Топаем - хлопаем».

- Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

  • Старшие ученики обижают младших.

  • Ученики дарят цветы учительнице.

  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

  • Отнять у младшего деньги.

  • Ударить ногой собаку.

  • Помочь однокласснику в учебе.

  • Помирить поссорившихся друзей.

  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

  • Отвести домой заболевшего друга.

  1. Закрепление.

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. 
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. 
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

6. Работа с пословицами

Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

Я вас просила составить правила доброты, которые помогли бы каждому из вас стать добрее. Какие правила вы придумали

5) создание проблемной ситуации

- Как проверить, добрые мы дети или злые?

- Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о добре и зле?

- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Давайте сделаем вывод!

1)Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

2)Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит.

3)Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Помните: всё в ваших руках!

-А сейчас определите своё отношение к уроку.

У меня на плакате дуб, но на нём нет листьев, эти листья у вас на парте. Давайте поможем дубу распустить листья. .

1Зелёные листья - .Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать -

2.Желтые - Нормальный, обычный

3.Коричневые - Скучный, бесполезный, работа без интереса


 Хочется в заключение урока послушать стихотворение

Юрия Шмидта «Добро и зло»:

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя, 
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив, 
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил, 
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться, 
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся, 
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось, 
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться, 
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица, 
Добро и Зло – их некем заменить.



Просмотр содержимого документа
«рисунок»





Просмотр содержимого презентации
«проект по добру и злу»

Что такое проект?

Что такое проект?

  • Проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль, презентации, газета и многое другое.
Коллективный проект по модулю «Основы светской этики» на тему:  «Добро  и  зло в жизни человека »  2017 г.

Коллективный проект по модулю «Основы светской этики» на тему:

«Добро и зло в жизни человека »

2017 г.

Эпиграфы:

Эпиграфы:

  • «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.)
  • «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
  • (Древнекитайское изречение.)
Цель проекта: «Сопоставить понятия Добро и Зло, выявить их противоречия».

Цель проекта:

«Сопоставить понятия

Добро и Зло, выявить их противоречия».

Задачи:

Задачи:

  • Поработать с разными источниками информации (книги, журналы, газеты, словари, интернет – ресурсы).
  • Собрать материал по проблеме добра и зла.
  • Оформить стенгазету по заявленной теме.
  • Выступить на уроке ОРКСЭ по защите проекта (стенгазета).
План работы над проектом Что такое добро? Что такое зло? Добрые и злые герои…… «Помощники»добра и зла Какого человека можно назвать добрым?  Пословицы о добре и зле. Правила доброты. Вывод.

План работы над проектом

  • Что такое добро?
  • Что такое зло?
  • Добрые и злые герои……
  • «Помощники»добра и зла
  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Пословицы о добре и зле.
  • Правила доброты.
  • Вывод.

Литература и  интернет – ресурсы Интернет – ресурс 2. Сборник «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М: «Просвещение» 1990 г. 3. Толковый словарь В. И. Даля. М: 2003 г. 4. Толковый словарь С.И. Ожегова, М: 2000г. 5. Учебник.

Литература и интернет – ресурсы

  • Интернет – ресурс

2. Сборник «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М: «Просвещение» 1990 г.

3. Толковый словарь В. И. Даля. М: 2003 г.

4. Толковый словарь С.И. Ожегова, М: 2000г.

5. Учебник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс