СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по русскому языку «Портрет одного слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  по теме "Проект одного слова" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по русскому языку «Портрет одного слова»»

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК С.И.Львовой.

Урок-проект «Портрет одного слова»

Комаревцевой Анна Петровны

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г. Красного Сулина

Ростовской области

Тема: Слова однозначные и многозначные

Использовааные технологии:

информационно-исследовательская и групповая

Методы и приёмы:

  • мини- исследование;

  • создание проблемной ситуации;

Виды деятельности: групповая;

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык.5 класс» в 2-х частях.С.И.Львовой.

  • словари русского языка

  • интернет-ресурсы

  • энциклопедии

Дидактические цели урока-проекта:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

-развить у учащихся потребность в творческой деятельности.

Методические задачи:

-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;

Проблемы самостоятельных исследований:

-Значение какого многозначного слова поясняют фотографии( упражнения №648)?

-Почему колодец называют «журавль»?


Задачи на урок для ученика

Личностные

Метапредметные

Предметные

Деятельность


регулятивные

познавательные

коммун-ые



-навыки сотрудничества;

-готовность и способность к саморазвитию


-определять последовательность действий с учётом конечного результата

-сбор и обработка необходимой информации из различных источников

-проявлять активность во взаимодествии для решения коммуникативных и познавательных задач

- формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах;

-определить значения слова «журавль» в русском языке, фольклоре и литературе,различный видах искусства.

-объяснить, почему колодец на Руси называли «журавль»;

объяснить, почему колодец на Руси называли «журавль»;

-создать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «журавль»,используя словари, научно-популярную литературу, интернет-ресурсы




Ход урока

I.Орг.момент

Эмоциональный настрой:

А ну-ка , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке ,

Ручка , книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!


-Предлагается прочитать эпиграф к уроку:


«Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём»

А. Тарковский.

-Кто же будет главным действующим лицом нашего урока? ( слово)

II.Мотивационный этап урока

-Так вот в одной былине герой говорит такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать…».

-Вы знаете,дети, как зовут этого былинного героя?(богатырь Илья Муромец)

-Вдумайтесь в смысл его слов.

-Что же хотел сказать ИльяМуромец девице?

(Слово,если рассматривать его с разных сторон,разное- «с одного-то боку зелёное»,»с другого румяное».А главное: «ты умей его,девица повертывать»)


(Это значит,надо уметь владеть словом, так как оно может иметь не одно, а несколько значений,несколько боков и бочков.Оно может иметь несколько значений)

-Какова тема нашего урока?(Слова однозначные и многозначные)


I этап работы над проектом(включение учащихся в собственную деятельность).


1-е действие-создание проблемной ситуации.

а)Выполнение упражнения №648





Проблема:

-Значение какого многозначного слова поясняют фотографии?(журавль)

-Почему колодец называют «журавль»? Разве он похож на птицу ?(чем похожи эти два объекта , запечатлённые на фотографиях?)(создание противоречий, предмета исследования)


-Каждое слово имеет свою историю, однако эта история скрыта от нас; по «внешнему виду» слова не всегда можно догадаться, где и как оно появилось, как изменялось на протяжении своей истории. А история эта бывает очень занимательной.


-Я предлагаю вам создать проект под названием «Портрет слова «журавль»»


2-е действие: постановка целей:

-используя словари, научно-популярную литературу, интернет-ресурсы, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «журавль» в русском языке, фольклоре и литературе,различный видах искусства.

-объяснить, почему колодец на Руси называли «журавль»;

-создать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «журавль»


3-е действие: создание групп и системы действий.Учащиеся решают, за создание какой страницы словаря будет отвечать каждая группа.Разработка результатов проектно-творческой деятельности.

1 гр.отвечает за этнографическую страницу;

2гр.-лексикографическую;

3гр.-этимологическую;

4гр.-фразеологическую;

5гр.- словообразовательную и морфологическую;

6гр.-искусствоведческую и литературную.


План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты ).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов


II этап работы(планирование)


Лист планирования№1

Предполагаемый результат

Мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «журавль»

Сроки выполнения

План работы над проектом

1.Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого члена в группе

2.Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

3.Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

4.Консультирование

5.Подготовка школьниками материалов и публикаций по отчету о проделанной работе.

6..Коллективное оздание мини-словаря.

7..Защита полученных результатов и выводов

1-й урок


1-й урок


2-й урок

во внеурочное время

во внеурочное вр.

3-й урок

4-й урок

Форма защиты проекта

Выступление на зачётном уроке по теме «Лексика и фразеология»

4-й урок

Применение продукта

На уроках русского языка.







Критерии оценивания

Критерий 1.Постановка цели,планирование путей её достижения(максимум-3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель определена,но план её достижения отсутствует

1

Цель определена,дан краткий план её достижения

2

Цель определена,ясно описана,дан подробный план её достижения

3

Критерий 2.Глубина раскрытия темы проекта (максимум-3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта,автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе,автор продемонстрировал глубокие знания,выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. разнобразие источников информации,целесообразность их использования

(максимум-3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 4.Личная заинтересованность автора,творческий подход к работе

(максимум -3 балла)

Работа шаблонная,показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор прояавил незначительный интерес к теме проекта,не продемонстрировал самостоятельность в работе,не использовал возможность творческого подхода

1

Работа самостоятельная,демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом,собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 5.Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура,допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответсвии с установленными правилами,придать ей соответствующуюструктуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6.Качество проведения презентации(максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории,но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7.Качество проектного продукта(максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный проодукт не соответсвует требованиям качества (эстетика,удобство использования,соответсвие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответсвует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества(эстетичен,удобен в использовании, соответстует заявленным целям)

3


III этап-самостоятельный творческой деятельности

I группа

Этнографическая страница.

II группа.

Лексикографическая страница.

IV группа

Фразеологическая страница.

V группа

Словообразовательная и морфологическая страница страница

VI группа

Искусствоведческая и литературная страница


Итог

(Устанавлива.т соответствие результатов поставленной цели,дают самооценку и формулируют домашнее задание)

Мы совершили интересное и увлекательное путешествие в мир слов.

Результатом проекта станет мини-словарь «Портрет слова «журавль».


IV этап-защита проекта


V этап-рефлексия

(Строят монологическое высказывание, отвечая на вопросы:

-Что я чувствовал во время работы над проектом?

-Что у меня получилось?

-Что я открыл для себя?

-Что мне понравилось?

-Что меня удивило в процессе работы?

-Что я теперь могу сделать?

-Что мне ещё хочется сделать?

Литература.

1.Славянская мифология.Энциклопедический словарь.-М.,1995

2.Краткая энциклопедия славянской мифологии// http://sueverija/narod/ru

3..Даль.В.И. Словарь живого великорусского языка.В.4-х т.-М.,1995.

4.Толковый словарь русского языка под ред.Д.Н.Ушаковав.-М.,1968

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-М.,2000

6.Словарь синонимов русского языка.В.2-х т. под ред. А.П.Евгеньевой.-М.,2003

7.Большой российский энциклопедический словарь.

8.Шанский Н.М.,Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:Значение и происхождение слов.-М.,1997

9.Этимологический словарь Крылова.3.Яндекс.Словари Этимологический словарь. — 2004

10.1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок: Для начальной школы/ авт.- сост. В.Н. Иванкина.- М.: ООО Аквариум-Принт,2007. – 256 с.

11.Красная книга: Редкие и исчезающие виды животных/ В.В. Анюшин, И.И. Вишневецкий, А.П. Савченко и др. – Новосибирск: Наука,2004. – 320 с.

12.Пословицы, поговорки и крылатые выражения: начальная школа/ сост. И.В.Клюхина.-М.:ВАКО,2010.-96 с.- (Школьный словарик).

13.Школьник, Ю.К. Птицы: полная энциклопедия/ Ю. Школьник. - М.: Эксмо,2008. - 256 с.

14.Даль В.И.Пословицы русского народа.-М.,1998

15.Зимин В.И. Словарь-тезаурус русских пословиц,поговорок и метких выражений.-М.,2010

16.Фразеологический словарь русского языка под ред.А.И.Молоткова.-М.,1987

17.Словарь пословиц и поговорок//http://slovarik.ru

18.Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон « Энциклопедический словарь», М.,2006,эксмо-пресс.

19.Л.В.Беловинский. «Энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа 20- нач. 19 века. М., Эксмо

21.Н.М.Шанский, В.В. Иванов «Краткий этимологический словарь русского языка».М.,Просвещение,1971.

22.В.П.Жуков, А.В. Жуков « Школьный фразеологический словарь русского языка», М.,Просвещение,1989.

23.А.Н.Тихонов. «Словообразовательный словарь русского языка». М.,2000.

24.А.Г.Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11классы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!