Разработала учитель биологии
К.Б. Чистова
ГУО «Боровухская средняя школа № 15 г.Новополоцк»
Цели урока:
- обучающие: расширить знания о земноводных, показать их многообразие, происхождение, роль в природе, заострить внимание на охраняемых представителях этого класса;
- развивающие: отрабатывать умение применять межпредметные связи на уроках биологии;
- воспитательные: формировать экологическую культуру.
Оборудование:
Видеофильм « The Evolution of Amphibians », презентация Microsoft PowerPoint , Красная книга Республики Беларусь.
Проверка домашнего задания:
- 1 . Какими способами земноводные добывают пищу?
- 2. Каковы особенности дыхания земноводных в связи с жизнью в двух средах?
- 3. Сравните строение выделительных систем рыб и земноводных. Объясните причины различий.
- 4. Какие функции выполняет клоака земноводных?
- 5. Что привело к усложнению строения головного мозга?
- 6. В чём общность и различия в размножении и развитии земноводных и рыб?
- 7. Лягушка является прекрасным синоптиком. Если взять банку, налить в неё воду, сделать маленькую деревянную лесенку, посадить туда лягушку и наблюдать, то выяснится, что, если лягушка барахтается на поверхности воды – будет тепло, солнечно и сухо, а если поднимается по лесенке – ждите плохой погоды. Как вы думаете почему?
Происхождение земноводных
А)Червеобразные, или безногие
Б)Хвостатые (Амфиумы, Настоящие саламандры, Протеи, Сиреновые)
В) Бесхвостые (Пиповые, Жабы, Квакши, Чесночницы, Свистуны, Настоящие лягушки, Веслоногие лягушки, Древолазы)
Пятнистая, или огненная саламандра
Легенда о том, что саламандра может жить в огне , связана с тем, что взрослые особи зачастую прячутся в пустотах древесных стволов или под корой; когда такое дерево бросают в огонь, несчастное животное вынуждено удирать со всех ног, и его видят как бы выходящим из пламени.
Пятнистая, или огненная саламандра
Пятнистая, или огненная саламандра
Мраморный тритон
В течение сезона размножения самцов легко отличить от самок: самцы имеют хорошо развитый спинной гребень, самки –оранжевую полоску, проходящую вдоль спины.
Мраморный тритон
Тигровая амбистома
Обитает в Мексике. Окраска взрослых особей тёмно-бурая – на спине и более светлая – на брюхе. Длина , как правило, не превышает 20-25 см.
Тритон альпийский
Тритон
Гигантская саламандра
Общая длина взрослых саламандр составляет от 30 до 150 см с длиной тела от 20 до 90 см. Средняя длина животных в природе 60—70 см. Вес половозрелых животных составляет от 1,5 до 35 кг. Самые крупная особь, найденная в дикой природе, весила 26,3 кг при длине 136 см
Контрастная пятнистая окраска спины амфибии позволяет ей незаметно подкарауливать среди травы свои жертвы. Она захватывает их своей огромной пастью с острыми зубами на верхней челюсти, которые способны наносить легко воспаляющиеся раны.
У некоторых самцов на горле имеется перепончатый пузырь, основная роль которого- издавание характерного кваканья .
Лягушка - голиаф
Самая большая в мире лягушка — длина тела лягушки-голиаф (не учитывая задние лапы) может достигать 32 см, а вес — до 3¼ кг. Лягушка-голиаф любит, чтобы вода была кристально чистой, полной кислорода. Температурный режим также необходим особый: в камерунских реках и ручьях температура не падает ниже 22 градусов.
Яркая окраска многих земноводных говорит о том, что данное животное ядовито. Например, выделяемый некоторыми амфибиями батракотоксин является самым сильным из известных ядов нейротоксического воздействия. На фото: лягушка вида Phillobates lugubris , внешне очень похожа на ядовитую Dendrobates pumilio , однако она безобидна: у нее нет кожных желез, вырабатывающих токсины.
Древолаз красящий
Древолаз
Один из самых миниатюрных видов-4-сантиметровый древолаз, обитающий на деревьях тропической Америки. Окраска у него обычно чёрная с белыми, жёлтыми или красными узорами, как бы предупреждая о том , что её носитель ядовит и нападение на него может иметь плачевные последствия для агрессора
Этот маленький древолаз , миниатюрный и ярко окрашенный, выбрасывает токсин, настолько сильный, что, будучи высушен и разведён в соотношении 1:500000, он способен умертвить кролика. Поэтому считается, что сочетание цветов окраски древолаза служит открытым предупреждением о его ядовитости.
Древолаз
Суринамская пипа
Самки этого вида проявляют заботу о потомстве специфическим образом. Самка с помощью самца укладывает каждую икринку себе на спину; это стимулирует рост кожи, и скоро она покрывает кладку целиком. В этом надёжном укрытии головастики развиваются и метаморфизируют. Покинув его, они готовы к самостоятельной жизни этого вида
Гладкая шпорцевая лягушка
Этот вид хорошо известен, потому что именно он использовался в тесте на беременность: при впрыскивании самке мочи беременной женщины её яичники резко увеличиваются
Жаба серая
Толстая неровная кожа этой амфибии позволяет ей в меньшей степени зависеть от воды, хотя влажная среда обитания ей всё равно необходима. В знойную пору и в зонах более жаркого климата она выкапывает глубокую нору, из которой выходит лишь после захода солнца, чтобы раздобыть еду.
Зелёная жаба
Меньше серой жабы и отличается тем, что расположенные под пальцевыми суставами мозоли у неё одинарные, а у серой жабы двойные.
Ринодерма Дарвина
После того как самка выметала несколько плавучих лент икры по 20-30 яиц в каждой, самцы начинают караулить поблизости, чтобы, когда вылупятся личинки, собрать их языком и поместить в свой горловой мешок, стенки которого богаты кровеносными сосудами и покрыты питательной слизью. По завершению метаморфоза отец выплёвывает малышей во внешний мир, где они начинают самостоятельную жизнь.
Лягушка озёрная
Эта амфибия очень любит воду и почти никогда не отходит от неё далеко, причём предпочитает маленькие тихие пруды и озёра, неглубокие, заросшие, со стоячей водой, хотя иногда селится и на речных отмелях.
Лягушка-бык
Почти вдвое крупнее озёрной и может достигать 18 см в длину. Издаваемые ею звуки напоминают рёв быка и слышны на большом расстоянии.
Лягушка травяная
Может иметь разную окраску, но у неё всегда имеется по чёрному или тёмному пятну с обеих сторон головы, позади глаз. Водится в Северной и Центральной Европе, а также на большей части Азиатского континента. Размерами превосходит озёрную лягушку.
Веслоногая лягушка
Для веслоногих лягушек характерны широкие межпальцевые перепонки, которые, действуя наподобие парашюта, позволяют этим животным совершать прыжки с одного дерева на другое.
Кургузая рогатка
Своим названием она обязана тем, что над глазами у неё имеется пара мягких рожек.
Американская рогатка
Обитает в Уругвае, Парагвае и частично в Аргентине. Люди боятся эту ярко окрашенную жабу, поскольку она способна наносить инфицирующие раны.
Красноглазая квакша Небольшие ярко окрашенные животные, обладающие большими ярко-красными глазами с вертикальными зрачками. Длина тела самок до 7,7 см, самцов до 5,9 см. Окраска и размеры могут варьировать. Верхняя часть тела от светло- до тёмно-зелёного цвета, бока тёмно-синие с пурпурным или буроватым и желтыми или кремовыми вертикальными и диагональными полосами, брюхо белое или кремово-белое. Плечи и бёдра синие или оранжевые, пальцы (кроме наружных) вместе с подушечками от жёлтого до оранжевого цвета.
Закрепление знаний:
Беседа по итоговому тексту «Основные особенности земноводных»
- Живут в двух средах – водной и земной.
- Пятипалые конечности обеспечивают опору и передвижение по суше.
- Скелет слабый из-за наличия в нём хряща, размеры тела небольшие. В позвоночнике четыре отдела: шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой.
- Питаются подвижной добычей (животными), которую схватывают языком или челюстями.
- На суше взрослые особи дышат лёгкими и кожей, погружённые в воду – только кожей; личинки – кожей и жабрами.
6. Два круга кровообращения ,сердце трёхкамерное.
7. Органы выделения – парные туловищные почки.
8. Холоднокровные животные – температура тела зависит от температуры окружающей среды.
9. Передний мозг разделён на два полушария.
10. Кроме внутреннего, развилось среднее ухо со стремечком ( для улавливания и усиления колебаний в воздушной среде).
11. Оплодотворение наружное. Развитие с водной личиночной стадией.
Рефлексия:
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
1. интересно
Я на уроке
Итог
1. работал
2. скучно
1. понял материал
3.безразлично
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.помогал другим
3.не понял
Домашнее задание: § 36, ответить на вопросы к параграфу
Спасибо за внимание!
Список использованных источников:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- https://www.youtube.com/watch?v=AkqK2jdbduQ
- Биология: учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз обучения/ Камлюк Л.В., Е.С. Шалапёнок. – 3-е изд., доп. – Минск: Нар. асвета, 2010. – 222 с.: ил.
- Биология в 8 классе: учеб. – метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белор. и рус. яз. обучения/ Т.А. Молибошко, О.Н. Рогожников. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 150с.: ил.