СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Производство: затраты, выручка, прибыль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами и формами предпринимательской деятельности; определить, какие качества необходимы для успешного ведения бизнеса.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Производство: затраты, выручка, прибыль"»

Тема: Виды и формы бизнеса

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами и формами предпринимательской деятельности; определить, какие качества необходимы для успешного ведения бизнеса.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий предпринимательская деятельность, бизнес, собственность, акционерное общество, акция', понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности; характеризо­вать цели, виды и формы предпринимательской деятельности; роль и значение предпринимательства в жизни человека и разви­тии общества; давать оценку экономическим явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе; метапредмет- ные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процес­се дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять ’ свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять] расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определе­ния понятий; личностные: формирование ответственности за свои действия; развитие творческих способностей через активные фор­мы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.







1.Количество продукции, произведенной за единицу времени:

а) натуральное хозяйство;

б) товарное хозяйство;

в) производительность труда;

г) качество труда.

2.Из двух утверждений: а) натуральное хозяйство существует только в экономически развитых странах; б) натуральное хозяй­ство существует в современных странах Латинской Америки, Азии и Африки:

а) верно утверждение а

б) верно утверждение б;

в) оба утверждения верны;

г) оба утверждения неверны.

3.Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме дея­тельности:

а) услуга; в) ремесло;

б) товар; г) реклама.

4.Из двух утверждений: а) потребителем является тот, кто ис­пользует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей;

б) потребителем является тот, кто приобретает нужные ему товары в магазинах:

а) верно утверждение а;

б) верно утверждение 5;

в) оба утверждения верны;

г) оба утверждения неверны.

5.Высококвалифицированным является труд:

а) технички; в) инженера;

б) грузчика; г) дворника.

6.Оборудование, станки, здание завода — это ресурс, который называют:

а) капиталом; в) землей;

б) трудом; г) информацией.

7.Рациональный мотив поведения потребителя:

а) желание отличиться;

б) экономия средств;

в) стремление к комфорту;

г) стремление к развлечению.

8.Размер зарплаты работника зависит от:

а) уровня квалификации;

б) степени риска;

в) качества выпускаемой продукции;

г) всех вышеперечисленных факторов.

9.Установите соответствие между видами экономической дея­тельности и иллюстрирующими их примерами.

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответ­ствующими буквами.

А

Б

В

Г





10. Запишите пропущенное слово.

__________________ заработная плата работника зависит

от количества произведенной им продукции.

11. Установите соответствие между понятием и его опреде­лением.









12.Найдите общие и переменные затраты.

Владелец фирмы вел документацию неаккуратно и пропустил часть записей о затратах на производство. Некоторые из них уда­лось восстановить. Расходы на аренду помещения — 25 тыс. р., зарплата рабочих - 50 тыс. р., расходы на покупку сырья - 75 тыс. р., транспортные расходы - 20 тыс. р. Известно, что по­стоянные затраты составили 100 тыс. р.

Ответ. Из перечисленных затрат к постоянным относится только аренда помещения. Поэтому, сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы:

50 000 + 75 000 + 20 000 = 145 000 р. — переменные затраты.

145 000 + 100 000 = 245 000 р. — общие затраты.


(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Виды и формы бизнеса».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

  1. Что такое бизнес.

  2. Виды бизнеса.

  3. Формы бизнеса.

III. Введение в новый материал

Совсем недавно, в 1990-х гг., обеспеченные люди, предпри­ниматели ассоциировались у большинства членов общества с полукриминальным бизнесом. Некоторые пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяй­ственную деятельность. В настоящее время большинство граждан отмечают работоспособность, энергию, самостоятельность бизнесменов.

Чья позиция более справедлива? Кто же прав? Эти вопро­сы мы обсудим на наших уроках. Возможно, у вас появится свое мнение


Работа по теме уроков

1.Что такое бизнес

Слова «предприниматель», «бизнес» знакомы каждому. Трудно подсчитать, как часто мы их слышим.

Вопросы к классу

  • Что же такое предпринимательство и бизнес?

  • Каковы их отличительные черты?

  • Кто может заниматься бизнесом?

  • Какие ассоциации они у вас вызывают?

(Ответы учеников.)

Предпринимательство — это важный признак рыночной экономики. Запишем новые определения.

Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в этом качестве в установленном законом порядке.

Бизнес — это деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг.

Задание: ответьте на вопрос на с. 92 учебника.

Как ты думаешь, любое ли «делание денег» можно считать бизнесом?

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы к классу

  • Все ли из нас способны стать бизнесменами?

  • Какие трудности может испытывать предприниматель в своей деятельности?

Проблемное задание. Разделившись на группы, попробуйте составить портрет предпринимателя.

Профессиональные обязанности

Черты характера


Мы выяснили, что человека, занимающегося бизнесом (биз­несмен, предприниматель), отличают знание своего дела, сме­лость, инициативность, готовность идти на риск ради получения прибыли.

В обществе всегда находятся те, кто, несмотря на трудности, готов вкладывать деньги в новое дело. Существуют разные спо­собы начать свой бизнес.

Задание: работая в парах, с помощью материалов п. 1 § 11 учебника дайте характеристику бизнеса, основанного:

1)купцами;

2(капиталистами.

(Проверка выполнения задания.)


Давайте познакомимся с одним из бизнесменов конца XIX — начала XX в.

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 92, 93 учебника и ответьте на вопросы после него.


(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с п. 1 § 11 учебника и дополнительным ма­териалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Один предприниматель настолько погряз в долгах, что уже не видел выхода из сложившейся ситуации. Он должен был кредиторам, банки отказывались выдавать новые кредиты, а поставщики каждый день тре­бовали оплаты. Он не знал, что можно сделать, чтобы спасти свое дело от неминуемого банкротства.

Отчаявшийся предприниматель в парке случайно познакомился со стариком и рассказал ему о своих проблемах. Старик слушал, не пе­ребивая, а затем сказал:

  • Думаю, я могу вам помочь.

Затем он выписал чек и произнес:

  • Возьмите эти деньги. Встретимся здесь ровно через год, и вы смо­жете отдать мне их обратно.

Предприниматель не успел даже поблагодарить старика — тот быстро растворился в толпе.

В чеке была указана сумма в 500 тыс. долларов и подпись: «Дж. Рок­феллер». Джон Рокфеллер был одним из самых богатых людей мира.

«Я могу покончить со всеми проблемами в одно мгновение!» — по­думал предприниматель. Но немного подумав, он решил положить чек в сейф. Одна только мысль о его существовании давала предпринимателю силы для новых действий по спасению своего бизнеса.

Он смог в короткий срок заключить несколько выгодных сделок, продлил сроки оплаты. В течение нескольких месяцев он рассчитался со всеми долгами и снова стал зарабатывать деньги.

Год спустя предприниматель вернулся в парк. Старик появился в на­значенное время. Предприниматель готов был отдать ему чек и рассказать о своих успехах, но внезапно к старику подбежала медсестра.

  • Я так рада, что наконец поймала его! — воскликнула она. — Наде­юсь, он не беспокоил вас. Он часто убегает из дому и рассказывает лю­дям, что он Джон Рокфеллер.

Предприниматель был ошеломлен. В течение всего года он нахо­дился в полной уверенности, что в любой момент ему на выручку может прийти полмиллиона долларов.

Внезапно он понял, что не деньги, реальные или воображаемые, перевернули его жизнь. Из трудного положения ему помогла выйти уве­ренность в своих силах.

Вопросы к классу

  • Что может дать человеку занятие бизнесом?

  • Можно ли вообще говорить о честном бизнесе?

(Ответы учеников.)

Начав свое дело, человек получает шанс стать материально не­зависимым, самостоятельно управлять своей судьбой, приносить реальную пользу обществу.

Задание: работая в группах, обсудите вопрос об отношении государства к предпринимательству.

  • Должно ли государство поддерживать бизнес? Свою пози­цию аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

2. Виды бизнеса

Задание: работая с п. 2 § 11 учебника и различными информа­ционными источниками, заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

(Проверка выполнения задания.)

Задание: определите, к какому виду бизнеса относятся пере­численные виды деятельности:

  1. перевозка грузов;

  2. предоставление банковского кредита;

  3. закупка партии компьютеров;

  4. выпуск газет и журналов;

  5. продажа овощей, выращенных на дачном участке;

  6. страхование автотранспортного средства;

  7. гарантийный ремонт стиральной машины.

(Проверка выполнения задания.)


3. Формы бизнеса

Познакомьтесь со следующей схемой.


Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание, а затем представит резуль­таты своей работы.

Задание для первой группы: работая с п. 3 § 11 учебника, про­анализируйте (выделите сильные и слабые стороны) деятельность индивидуального предприятия.

Задание для второй группы: работая с п. 3 § 11 учебника, про­анализируйте (выделите сильные и слабые стороны) деятельность товарищества.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 11 учебника, про­анализируйте (выделите сильные и слабые стороны) деятельность акционерного общества.

(Составляется таблица, которую ученики заносят в тетради.)

(Проверка выполнения задания.)

Ознакомьтесь с текстом рубрики «Учимся создавать свой биз­нес» на с. 97 учебника.

Вопросы к классу

  • С какого возраста гражданин Российской Федерации может открывать собственное дело?

  • Какие виды бизнеса в настоящее время представляются вам наиболее перспективными?

(Ответы учеников.)

  1. Рефлексия

Игра «Огонек общения». Учащиеся по очереди проговаривают, что было самым интересным на уроке.

Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Выполните задания 4 рубрики «В классе и дома» на с. 96, учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

  1. Прочитать § 11 учебника.

  2. Выполнить задание 1 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 96, 97 учебника на выбор.