СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Производство: затраты, выручка, прибыль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: обсудить проблему ограниченности ресурсов при постоянном росте потребления; исследовать рациональные мотивы производства.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Производство: затраты, выручка, прибыль"»

Тема: Производство: затраты, выручка, прибыль

Цели и задачи: обсудить проблему ограниченности ресурсов при постоянном росте потребления; исследовать рациональные мотивы производства.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий выручка, прибыль, затраты, единичное, серийное и поточное производство, разделение труда, исследовать причины изменения масштабов производства продукции в современном обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям со­временной жизни; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению пре­пятствий; 3) познавательные: структурировать найденную информацию; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

- Послушайте размышления о труде основателя крупнейшего в мире автомобильного концерна Генри Форда и ответьте на вопросы.

Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года.

Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет больше, чем хлеб, — крадет священное человеческое право.

Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.

Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмеще­ния за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего.

Вопросы к классу

  • В чем, по мнению Форда, состоит нравственное значение труда?

  • Как общество может побуждать людей к труду?

  • Справедлива ли, на ваш взгляд, мера воздействия, предло­женная Фордом?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

  1. Известный экономист считал, что залогом процветания об­щества является занятость всех его трудоспособных членов обще­ственно полезным трудом.

  • Согласны ли вы с этой идеей? Свое мнение обоснуйте.

  • Исполнима ли эта идея в современном мире? Почему?

  1. Укажите факторы, которые влияют на размер заработной платы.

Многие школьники 14—15 лет, желающие во время каникул устроиться на работу, сталкиваются с тем, что им предлагают в ос­новном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озелене- нием территории и т. п. Предположите, почему им не предлагают высококвалифицированную и соответственно более высокоопла чиваемую работу.

Тема уроков: «Производство: затраты, выручка, прибыль».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

  1. Что и как производить.

  2. Затраты производства.

  3. Все ли выгодно производить.

III. Введение в новый материал

Почти все, что нам необходимо в повседневной жизни, не су­ществует в природе в готовом виде. Для удовлетворения своих потребностей люди должны постоянно что-либо производить.

Способно ли производство удовлетворить разнообразные ин­дивидуальные потребности людей? Как работает производство? Об этом мы и поговорим на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Что и как производить

Вспомните сказку о Буратино, который закопал золотые мо­нетки на Поле Чудес и ждал, когда вырастут денежные деревья. Вопросы к классу

  • А как на самом деле функционирует огромное хозяйство под названием «экономика»?

  • Где и как человечество удовлетворяет свои многочисленные потребности?

(Ответы учеников.)

Хозяйственная деятельность людей в первую очередь связа­на с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Любой товар или услуга проходит путь от стадии производства до потребления.

Задание: работая с п. 1 § 10 учебника, графически отобразите цель экономики.

  • Какую роль в этом играет производство?

(Составляется логическая схема


Проблемное задание. Работая в группах, ответьте на вопрос.

  • Может ли общество приостановить производство экономи­ческих благ и услуг?

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что общество не может перестать производить, потому что не может перестать потреблять. Задача экономики — расширение производства и его эффективная организация.

Творческое задание. Представьте, что вы молодые бизнесмены. Вам необходимо произвести некие экономические блага.

  • Что для этого необходимо?

  • Какой информацией вы должны владеть?

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема.)


Выделяют три метода организации производства: 1) единич­ное; 2) серийное; 3) массовое.

Задание: работая в группах, определите, при каком методе ор­ганизации производства производительность труда будет выше.

(Проверка выполнения задания.)

В XX в. развитие получило массовое производство. Оно харак­теризуется непрерывностью изготовления в течение длительного периода одинаковой продукции при повторяемости производ­ственного процесса. Переход к массовому производству привле­кал предпринимателей тем, что увеличение объемов производства не требовало дополнительных ресурсов.

Последствия господства массового производства:

1)появились крупные промышленные предприятия;

2)значительно вырос уровень благосостояния людей;

Переход от единичного производства к массовому был об­условлен не только развитием науки и техники, но и выявленной экономистами закономерностью: при росте объемов производства может происходить снижение затрат на него. Ведь чем больше продукции изготовит предприятие при имеющихся ресурсах, тем дешевле в среднем обойдется каждая единица товара.

Задание: изучите и прокомментируйте пример, демонстри­рующий выгоды массового крупного производства, на с. 84 учеб­ника (последний абзац).

(Проверка выполнения задания.)

Например, типография, использующая один станок и труд пяте­рых работников, выпускала 1000 книг в месяц. В следующем ме­сяце, усовершенствовав технологию, сэкономив материалы, более рационально организовав труд работников, типография увеличила выпуск продукции до 1500 книг. Увеличение объёмов производства произошло при тех же трудовых (количество работников) и капи­тальных (станки и оборудование) ресурсах. Стоимость одной кни­ги при этом снизилась, так как затраты на её изготовление умень­шились.

2. Затраты производства

В экономической деятельности, кроме доходов, неизбежно появляются и расходы. Поговорим о них.

Затраты производства — сумма всех расходов на выпуск (про­изводство) товаров или оказание услуг.

Любой предприниматель должен рассчитать свои затраты, т. е. определить, сколько денег будет потрачено на производство товара или услуги.

(Демонстрируется схема

Вопрос к классу

- Какие затраты поддаются контролю производителя, а ка­кие нет?

(Переменные затраты поддаются контролю производителя, а постоянные нет.)






Задание: работая с п. 2 § 10 учебника, заполните таблицу, ис­пользуя перечень затрат:

1)эксплуатация служебного автомобиля управляющего;

2)стоимость новой поточной линии;

3)оплата обедов рабочих;

4)стоимость аренды помещения офиса;

5)премия работникам по итогам года;

6)приобретение сырья;

7)оплата интернет-услуг;

8)затраты на телефонную связь;

9)затраты на электроэнергию;

10)оплата служебных командировок;

11)оплата места на тематической международной выставке.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с п. 2 § 10 учебника, графически отобразите способы эффективной организации производства.

(Составляется логическая схема




(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое»

Английский учёный Адам Смит (1723—1790) рассмотрел глав­ные формы проявления общественного разделения труда — между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, между рабочими одного предприятия.

Разделение труда на предприятии — явление противоречивое. С одной стороны, производительность труда повышается, так как рабочий выполняет большее количество, но менее сложных опера­ций, сокращаются затраты на его обучение и подготовку и т. д. С другой стороны, рабочий, занятый единственной простой опера­цией, превращается в профессионально ограниченного работника. Ему приходится выполнять малоинтересную, часто монотонную, нередко только физическую работу.

В начале XX в. американский предприниматель Генри Форд (1863—1947) наладил массовое производство автомобилей при по­мощи конвейера. Операции по сборке были максимально разделе­ны между работниками, стол заменили на движущийся транспор­тёр — машину непрерывного действия. Сборщик выполнял теперь только одну или две операции, и вре­мя их выполнения задавалось непре­рывным движением конвейера. Время сборки было значительно сокращено, а производительность труда на заводе Форда увеличилась в несколько раз.

Позже наряду с конвейерным стали применять бригадный метод производ­ства. Разделение труда проявляется здесь в производстве изделия от начала до конца бригадой рабочих во взаимо­действии. Это устраняет монотонность работы на конвейере и повышает от­ветственность бригады за свою продук­цию, что влияет на качество изделия.

Конвейер сделал возможным массо­вое производство продуктов одинакового качества, однако сегодня обществу необходимо и разнообразие. Гибкое серийное производ­ство позволило бы соединить эффективность конвейера (много и дё­шево) с эффективностью единичной (авторской) работы (качественно, разнообразно, соответственно индивидуальным требованиям потре­бителя).

Вопросы к классу

  • Докажите, что процесс разделения труда — противоречивое явление.

  • Почему наряду с серийным производством продолжает раз­виваться и индивидуальное?

(Проверка выполнения задания.)

3. Все ли выгодно производить

Вспомните, какова основная цель любого производителя.

Задание: работая с п. 3 § 10 учебника, сравните работу двух предприятий.

Молочный комбинат по­сле продажи продукции получил выручку 40 млн рублей, при этом затраты производства составили 34 млн рублей. Завод по производству электроламп после реализации продукции получил выручку 12 млн рублей, а затраты на их производство составили 14 млн рублей. Подумай, деятельность какого предприятия ре­зультативна (выгодна), а какого — убыточна (невыгодна).

  • Деятельность какого предприятия результативна, а какого убыточна?

(Проверка выполнения задания.)

Представьте себя в роли производителей.

Проблемное задание. Определите, смогут ли начинающие предприниматели получить планируемый доход.

Безработная Н. решила вязать свитера, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10 000 р. в месяц. Цена реализации 1250 р. за один свитер (стоимость аналогичного фаб­ричного изделия 1500 р.).

На изготовление одного свитера Н. затрачивает около 6 дней и 0,5 кг шерсти (минимальная цена 50 р. за 100 г). Оплата элек­троэнергии - 150 р. в месяц.

Решение:

  1. 500 г: 100 г = 5;

  2. 50 р. • 5 = 250 р. — затраты на 1 изделие;

  3. 30 дней : 6 дней = 5 вязаных изделий за 1 месяц;

  4. 250 р. • 5 = 1250 р. — затраты на 5 изделий;

  5. 1250 р. • 5 изд. = 6250 р. - выручка;

  6. 6250 р. - 150 р. (за электроэнергию) — 1250 р. (за пряжу) = 4850 р. — прибыль.

Вывод: планируемого дохода Н. не получит, даже если будет работать без выходных.




2. Домохозяйка К. решила шить кухонные полотенца, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10 000 р. в ме­сяц. Цена реализации 90 р. за одно изделие (стоимость аналогич­ного полотенца, выпущенного текстильной фабрикой, 100 р.).

Из 1 м полотна выкраиваются 2 полотенца. Стоимость 1 м тка­ни 50 р. За 1 рабочий день (8 ч.) К. может изготовить 15 полотенец. Оплата электроэнергии за месяц 150 р.

Решение:

  1. 15 шт. • 30 дней = 450 полотенец в месяц;

  2. 450 : 2 = 225 (м ткани);

  3. 225 м • 50 р. = 11 250 р. — общие затраты на материал;

  4. 90 р. • 450 шт. = 40 500 р. — выручка;

  5. 40 500 р. - 150 р. (за электроэнергию) — 11 250 р. (за ткань) = = 29 100 р. - прибыль.

Вывод: К. получила доход больше, чем планировала.

(Проверка выполнения задания.)

Конечно, эти примеры довольно абстрактны — мы не учи­тывали налоги, которые должны были заплатить начинающие предприниматели. Да и работали они весь месяц без выходных.

Задание: изучите текст рубрики «Учимся прогнозировать успешность своего дела» на с. 90 учебника и дайте несколько со­ветов начинающему предпринимателю.

Ты с другом решил заработать деньги на летний отдых. Оценив свои способности и интересы, вы остановились на не­скольких вариантах заработка: распространение рекламных объявлений, изготовление рамок для картин, доставка на дом газет и журналов из киосков. Выбор за вами.

Для принятия рационального решения советуем учесть:

  • размер первоначального капитала, т. е. сумму имеющихся у вас денежных средств (её можно занять на время у родителей);

  • потребность в товаре (услуге) возможных потребителей;

  • величину общих затрат на производство товара или ока­зание услуги;

  • размер планируемой выручки и прибыли.

Если вы всё тщательно продумали и в одном из вариантов планируемые вами затраты оказались меньше предполагаемой выручки, беритесь за дело, основа для успеха есть.

Но прежде познакомимся с некоторыми мыслями Г. Форда. Он писал: «Основные принципы нашего производства гласят:

Не бойся будущего и относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т. е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи только дают повод начать снова и более умно...

Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в её основании.

Производить не значит дёшево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными издержка­ми в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей».

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Ученикам предлагается выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке:

  • я сам не смог справиться с затруднениями;

  • у меня не было затруднений;

  • я только слушал предложения других;

  • я выдвигал идеи.

Подведение итогов урока.

1.Как сделать производство выгодным?

2.Как можно снизить затраты производства?

Домашнее задание

Выполнить задание 4,5 «В классе и дома»

  1. Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и про­дала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 р. и на бисер для украшения 120 р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.

  2. Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так вошёл в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, по­тратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло весе­лей, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро. Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые уш­ло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на ко­торую ушло всего полчаса. В какой день производитель­ность труда Незнайки была самой высокой?