СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок психологии с элементами тренинга, "Все в жизни можно исправить, пока ты жив!" (Профилактика суицида несовершеннолетних)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок психологии с элементами тренинга, "Все в жизни можно исправить, пока ты жив!" (Профилактика суицида несовершеннолетних)

Просмотр содержимого документа
«Урок психологии с элементами тренинга, "Все в жизни можно исправить, пока ты жив!" (Профилактика суицида несовершеннолетних)»

Урок психологии с элементами тренинга, "Все в жизни можно исправить, пока ты жив!" (Профилактика суицида несовершеннолетних)

  • Карачёва Светлана Михайловна, психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Цели:

  1. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.

  2. Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения.

  3. Развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектива.

  4. Профилактика суицида несовершеннолетних.

  5. Развитие толерантного отношения друг к другу.

Оборудование и материалы: высказывания на листах А4:

Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.

Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!

Компьютер, мультимедиа-проектор, ручки, половинки листов А4, название темы урока, хрупкий предмет, символизирующий жизнь - “сердечко”, большие буквы - “мы любим жизнь”, позитивные лозунги-утверждения, муз.трэки с тревожной и спокойной музыкой, бейджи для обучающихся 10-11 классов, презентация со слайдами по теме урока психологии, видеосюжеты с проблемной ситуацией.

Количество участников: 14–16 человек.

Ориентировочное время: 45 минут

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Общий круг. Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза. Называют имя и цвет своего настроения, передают хрупкий предмет-символ жизни.

2. Вступительное слово.

- В жизни всё так переменчиво... (Приложение 1, Слайд 1)

Но наш разговор пойдёт не только о природе... (Слайд 2)

и не только о погоде... приготовились?! (Слайд 3)

Тему нашего урока психологии вы попробуете определить самостоятельно, только сначала прослушайте стихотворение, внимание на слайды:

Лезвие бритвы в руках. (Звучит тревожная музыкаСлайд 4)

Синие жилки вен… 
И совсем не мучает страх!-
Вот решение всех проблем.
Лёгкий нажим надрез: (Слайд 5)

Крови бежит ручеёк, 
На щёках следы от слёз – 
Конец совсем не далек.

Красится в ванной вода 
В красно-бордовый цвет.
Мир поглощает тьма, 
Пульса почти уже нет.

Дернулись пальцы рук, 
Вырвался слабый стон,
Сердца утихнул стук, 
И наступил вечный сон…(Пауза) музыка затихает,

- Думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдёт речь?

+...

- Поговорим о самом важном - о нашей жизни и покушении на неё самим человеком.

Статистика.

По данным Всемирной организации здоровья:

  • В 1983 в мире покончили жизнь самоубийством 500 тысяч человек, а 15 лет спустя, в 1998 – уже 820тысяч человек, среди них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.

  • По данным РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось на 60%.

Так, среди подростков, по результатам исследований Личко А.Е:

63% суицидальных попыток приходится на долю:

  • 17-16-летних,

  • 21% - 15-летних,

  • 12% - 14-летних,

  • 4% - 12-13-летних.

Юноши совершают самоубийства как минимум в 2 раза чаще девушек, хотя девушки гораздо чаще предпринимают такие попытки.

Как вы видите, многие суициденты, сталкиваются с серьёзными трудностями. А их мы должны учиться преодолевать.

Поэтому тема урока психологии: Всё в жизни можно исправить, пока ты ЖИВ!

(Слайд 6 с темой урока)

3. Разминка. “Капкан или замкнутый круг” - игра.

Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?

Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.

Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.

Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)

Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?

О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?

Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.

4. Просмотр видеосюжета с проблемной ситуацией.

-Что же думают люди в такие моменты?

+ ….

- Недовольны собой, чувство одиночества, переживание обиды, безысходность, позор, опасение уголовной ответственности, боязнь наказания, недовольство собой.

Предлагаю вам посмотреть, что думает и какие чувства испытывает школьница Таня? Просмотр видеосюжета с проблемной ситуацией. Приложение 2 (у автора). (Видеофрагмент 1 - откровения Тани, мысли о суициде, тревога мамы за дочь).

- Итак, что чувствовала героиня сюжета Таня?

+…

-Вы правильно назвали мысли и чувства людей, близких к самоубийству. Отрицательные эмоции испытывает и героиня показанной ситуации Таня. Давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации. Предлагаю распределиться на 2 команды.

Работа в командах.

1 - определяет причины, ведущие к самоубийству:

2 - мотивы, часто не соответствующие причинам   — способы разрешения данной ситуации, советы.

На партах листы с видами мотивов, причин, их примерным описанием. Задание выполняется под муз.трэки “Я не хочу умирать..

Обсуждение:

- Каковы причины, ведущие девочку к самоубийству?

- Мотивы?

(Команды предлагают выявленные причины и мотивы предполагаемого поступка девочки).

5. Мифы и факты. Дискуссия. (Приложение 1, Слайд 7)

МИФ

ФАКТ

1

2

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом “кричит” о помощи и ставит в известность о своей боли людей

Настоящее самоубийство случается без предупреждения

Примерно 8 из 10 человек подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь

Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоаг-рессивные (агрессию направленную на себя) модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их, дело

Большинство людей хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.

Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить

Большинство людей вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим

Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач

Не все, покушающиеся на свою жизнь, страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями

6. Метафора жизни.

Демонстрация разбиения статуэтки (покушения на собственную жизнь).

Педагог предлагает вниманию обучающихся великолепную статуэтку-олицетворение жизни-улыбающееся сердечко. Ребята берут его в руки, рассматривают, по заданию педагога по порядку называют положительные качества, ассоциации к предмету. Когда ответы ребят прозвучат, а статуэтка вызовет симпатию, педагог задаёт вопрос о том, нравится ли этот предмет, эта частица жизни ребятам.

Получив положительный ответ, педагог быстро говорит о том, что ему этот сувенир не нравится. Затем фигурка нацелено выскальзывает из рук и разбивается на мелкие кусочки. (Данный контраст показа эмоций, симпатии и антипатии к “сердечку”- частице жизни, а затем резкий исход помогает ярче показать потерю “жизни” и вызвать чувства сожаления, утраты, осознание ценности жизни)

- Можно вот так решить свои проблемы. Блестяще! И необдуманно потерять самое главное – жизнь.

Но жизнь невозможно поднять с пола и склеить. Невозможно отскрести кусочки от асфальта.

Статуэтка была милой, обидно, что я её уничтожила. Если мы не выбрасываем нашу статуэтку…. Всё можно исправить, пока мы живы, нельзя исправить, если мы избавимся от статуэтки.

- Даже по отношению к своей жизни, имеем ли мы право ее разрушить?

+...

- Ну, что будем выбрасывать …?

Ведь вы же понимаете, о какой статуэтке я говорю?!

-Действительно, наши друзья, и школьница Таня действительно переживают боль, но вместо того, чтобы с этой болью справляться, мы попадаем в замкнутый круг своих идей…

Человек начинает думать, что распрощается с жизнью и станет хорошо. Проблема в том, что вообще ничего не станет.

- У нас, одна единственная жизнь…и мы должны это понять раз и навсегда. Её нельзя выбрасывать. Даже думать об этом стыдно. Ведь получается, что человек просто прячет голову в песок, думает, что все рассосется, справедливость как-то восторжествует. Но если человек там спрятался, то почему вокруг должно что-то меняться? Не будет! И подруги не поймут, и друзей не появится. Это важно понять Тане и каждому из нас, чтобы не прятаться за эту абсурдную идею и начать решать возникшие проблемы. В противном случае мы просто окажемся в тупике. Будем в себе формировать депрессивное состояние и это пассивное отношение к жизни. Разве –это вам нужно?

+ Нет!

-А ведь впереди так много хорошего и жизнь на этом не заканчивается. Решать вам! (Слайд 8)

Ситуация с Таней не единичная, сотни таких происходят в мире каждый день. Что же делать нам с вами? Наблюдать как друзья, близкие или просто знакомые лишаются самого ценного дара-жизни?

+ Нет, стараться помочь.

- Как?

Давайте, снова распределимся по группам и попробуем выработать правила помощи.

7. Выработка правил помощи своим товарищам. (Звучит спокойная музыка)

Ребятам предлагается совместно выработать правила помощи суицидентам.

Представление правил командами № 1, № 2:

+...

Педагог дополняет рекомендациями правила ребят.

  1. Подбирайте ключи к разгадке суицида.

  2. Примите человека, решившегося на самоубийство как личность.

  3. Установите заботливые взаимоотношения.

  4. Будьте внимательным слушателем.

  5. Не спорьте.

  6. Задавайте вопросы.

  7. Не предлагайте неоправданных утешений.

  8. Предложите конструктивные подходы.

  9. Вселяйте надежду.

  10. Оцените степень риска самоубийства.

  11. Не оставляйте человека одного.

  12. Обратитесь за помощью к специалистам. (Сообщение ребятам телефона доверия). Важность сохранения заботы и поддержки.

8. Рефлексия.

- Пришло время подводить итоги. Сейчас вы можете высказать свои чувства, ощущения, выводы к которым пришёл каждый из вас? Что поняли, осознали?

+ ....

А что осознала школьница и её мама? Приложение 3. (Видеофрагмент 2)

Упражнение “Продолжи фразу”

- Жизнь прекрасна ... (дети продолжают фразу поочередно).

+…

(Слайд 9-14) Действительно, жизнь удивительна и прекрасна! Нужно ещё так много успеть! Мир удивителен и полон возможностей!

9. Ритуал завершения.

Возможно, поменялось и ваше настроение.

Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы весь мир!

Обучающиеся встают и исполняют 1 куплет и припев песни “Изменчивый мир” группы “Машина Времени”, затем музыка затихает, ребята открывают по одной букве и говорят позитивные утверждения о жизни.

М Жизнь – это тайна, познай ее!

Ы Жизнь – это мечта осуществи ее!

Л Жизнь – это вызов прими его!

Ю Жизнь – это случай, воспользуйтесь им!

Б Жизнь – это обещание, сдержите его!

И Жизнь – это печаль, так преодолейте её!

М Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!

Ж Жизнь – это красота восхитись ею!

И Жизнь – это любовь насладись ею!

З Жизнь – это борьба так восславьте ее!

Н Жизнь – это цель так достигните её!

Ь Жизнь – это удача, не упусти ее!

! Жизнь так прекрасна, не загуби ее!

- Это был наш не первый и не последний разговор, который на сегодняшний день закончен.

Спасибо вам, ребята, за активное участие, а гостей благодарю за внимание!

Литература

1. Журнал “Воспитание школьника” 2002/№1.

2. Журнал “Учитель Башкортостана” 2002/№ 12.

3. Формирование стрессоустойчивости учащихся. 9-11 классы./Автор-сост. Т.А, Мирошниченко. - Волгоград, 2008 г.

4. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях/ Автор-сост. М.Ю.Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград, 2008, 11-21.

Приложение 2, 3 (у автора – большой объем)



Форма проведения: тренинг
Участники: учащиеся 7-11 классов (группа 9-12 человек)
Время: 90 минут
Оборудование: разноцветные шляпы по количеству участников (6 цветов), листы бумаги с текстом, чистые листы формата А4 для записи алгоритма поведения в сложной ситуации, магнитофон, аудиозаписи (релакс)

Повелевать собой - величайшая власть 
Сенека

Структура занятия:

  • Мотивационный блок.

Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему сегодняшнего занятия.
1 группе: 
В V веке до нашей эры греческий воин, пробежавший 42 километра из местечка Марафон в Афины и, сообщив весть о победе греков над персами, пал мертвым. Это в память о нем самая длинная дистанция в современной легкой атлетике (42 километра 195 метров) называется марафонкой.
2 группе: 
Во время одного из сражений к Наполеону подскакал посланец. Передавая письмо, он закачался в седле. 
— Вы ранены? - спросил Наполеон. 
— Нет, убит! - ответил посланец, падая мертвым.
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии?
II. Блок анализа и оценки. 
Сегодня на занятии мы снова будем использовать метод 6 думательных шляп (см. приложение). Вы должны будете примерить все 6 шляп и высказать свое мнение (если время ограничено учебным процессом, т.е. у вас 45 мин., то можно предложить учащимся из всех 6 шляп выбрать себе одну). 
Белая шляпа— факты и информация. Какой информацией мы располагаем? 
Красная шляпа— эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? 
Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это? 
Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? 
Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива. 
Синяя шляпа— размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.

Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие.

Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар. 
Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: 
«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против. 
- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери. 
- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила. 
- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату! 
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках - и родители, и Слава. 
Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь - экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.

Одеваем роль: Я не …, я Лида.

Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7 – 10 минут обдумайте свою позицию. Можно сделать записи на листах.

Итак, белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.
Красная шляпа— эмоции, чувства. Что я чувствую?
Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это?
Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? 
Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива. 
Синяя шляпа— Нужно ли выполнять принятое решение?

Ведущий:
Итак, спасибо за ваше мнение и если можно, то я обобщу все сказанное словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному – унынием, депрессией, даже самоубийством, либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Согласны ли вы с этими словами?
Т.к. вы согласны, то давайте выработаем алгоритм поведения в сложной ситуации.

1 шаг – Что надо сделать сразу, когда вы чувствуете, что вам тяжело?
(На доске: Остановись! Неужели всему происходящему цена – моя жизнь? Дать оценку событию.)
2 шаг – Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями? 
(На доске: Ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т.е. все то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.)
3 шаг – Как будем действовать, что предпринимать?
(На доске: Решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…)
4 шаг – Действуй.

Снятие роли: Я не Лида, я …
Ведущий:
Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа»
Цель: научиться представлять себя в роли несгибаемого, неуничтожаемого вещества, предмета, для придания себе уверенности в сложной ситуации.
Катастрофа

  • Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.

На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.

III Рефлексивный блок.
Что было на занятии трудно…
Что было на занятии легко…

IV Итог занятия.
Хотелось бы предложить вам творческое задание. Попробуйте написать к следующему занятию мини-сочинение «О себе с любовью»
А сейчас все вместе выполним упражнение: (ведущий произносит фразу, учащиеся хором повторяют и выполняют движения)
Познавая себя, я дотянусь до звезд (руки вверх, посмотрели на потолок)
И никогда не упаду так низко. (наклонились, руки вниз)
И весь мир откроется для меня, (выпрямились, руки в стороны)
И возьмет меня в свои объятия. (обнялись с рядом стоящими справа, слева)

Приложение

«Метод шести думательных шляп». 
Эта интересная методика разработана известным психологом Эдвардом де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп. 
Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами. Мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры и каждый из этих головных уборов, предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным. 
Белая шляпа— факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима? 
Красная шляпа— эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? 
Черная шляпа— осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? 
Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? 
Зеленая шляпа— исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? 
Синяя шляпа— размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижения программы мышления в данной ситуации. 
Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности в данное время волнует детей. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема, или проблема, связанная с деятельностью гимназии (школы), взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Начнем ее обсуждать последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.

Привожу ответы учащихся в роли Лиды с использованием шляп. Ответы были получены в результате обсуждения и с ними согласились все участники.
Белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.
Ответ: Произошла ссора с другом. Для примирения у меня созрел план использовать праздник. Мой день рождения. Но родители запретили отмечать день рождения вместе с друзьями в тот момент, когда я уже пригласила их в гости. Правда я не спросила у них согласия заранее. В результате мне необходимо было перезвонить всем приглашенным и дать отбой. А этого сделать я не могла, т.к. опозорюсь перед подругами, а главное перед Славой. Поэтому лучше умереть. Таким образом я заставлю и родителей и Славу пожалеть о сделанном.
Красная шляпа— эмоции, чувства. Что я чувствую?
Ответ: В такой ситуации я испытываю какое-то смешение огромного количества чувств. Это и чувство обиды, горечи, досады, разочарования, и чувство безысходности, беспомощности, безнадежности. Так же я испытываю стыд перед одноклассниками, отчаяние из-за того, что ничего не вышло, душевную боль и одновременно чувство злости и желание отомстить близким за свои обиды. Я настолько запуталась в своих переживаниях, что толком сама не знаю, чего хочу. Мне кажется, что на мои плечи навалился какой-то груз и я очень хочу, но никак не могу от него избавиться. 
Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это?
Ответ: Да, я чувствую себя отвратительно. Чтобы избавиться от стыда и одновременно отомстить родителям и Славе, я решила не жить. Я даже представила свои похороны. Какая я буду красивая и как они будут жалеть о случившемся. Но станет ли мне легче от этого на самом деле? Ведь если меня не станет, то я никогда не узнаю, как отреагировали мои близкие на то, что остались без меня. Будет ли так уж убиваться отец, будет ли потрясен до глубины души моей смертью Слава? Ведь это их чувства, а не мои. И я не могу предвидеть их реакцию. А испытаю ли я чувство удовлетворения от мести, которую задумала. Думаю, что нет. Я приняла решение под воздействием чувств, а не разума. 
Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? 
Ответ: Кому нужна моя смерть? Какую я из этого извлеку выгоду? Мне кажется, что моя смерть, мне лично никакой выгоды не даст. Ну избавлюсь я от чувства стыда, обреченности, униженности, но ведь я больше никогда не испытаю и радости, веселья, счастья, восторга. Пока живешь, ты в разные промежутки времени испытываешь различные чувства, эмоциональное состояние постоянно меняется. Жизнь многогранна. А смерть? Никто не знает, какая смерть. После смерти никто ещё не возвращался. Значит, нет смысла умирать в таком юном возрасте. Своей смертью я не только отомщу, но и принесу горе своим родителям. Ведь куда более интересно жить и смотреть на окружающий тебя мир. 
Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива. 
Ответ: Не жить – это не решение. Я считаю, что из любой ситуации можно найти выход. Только надо хорошо его поискать. С друзьями всегда можно поделиться своими трудностями сказав, что родители не разрешили отмечать день рождения всем вместе дома. Можно и назвать причину. Но если обстоятельства таковы, что не хочется рассказывать друзьям про свои проблемы, то можно было пригласить ребят не домой, а на природу. Организовать маленький пикник, взяв с собой бутерброды, лимонад, конфеты. Можно обратиться за помощью к кому-нибудь из родственников. Например, к бабушке и дедушке или тете и дяди. Может, они бы поняли меня, мои чувства и одолжили бы денег или помогли организовать сам праздник.
Синяя шляпа— Нужно ли выполнять принятое решение? 
Ответ: Мне кажется, что каждый момент нашей жизни наполнен каким-то значением, смыслом. Можно ведь подумать и над тем, а зачем мне дана такая ситуация. Чему она меня учит? Что надо понять? Наверное, то, что ничего не надо предпринимать не согласовав предварительно с теми людьми, от которых зависит успех начатого. При принятии какого-либо решения нельзя полагаться только на чувства и эмоции. Каждый момент нашей жизни не дается нам случайно. Возможно, мне было дано такое испытание для того, чтобы укрепить свой характер, проявить самостоятельность при выходе из неловкого положения, чтобы выстоять и по-другому посмотреть на мир.



Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.



Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

  • не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией

  • доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки

  • не предлагайте того, чего не в состоянии сделать

  • дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность

  • сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит

  • говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы

  • постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности

  • убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью

  • не предлагайте упрощенных решений

  • дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства

  • помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией

  • помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс

  • при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние

  • помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно





МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ

МИФЫ

ФАКТЫ

1

Если человек говорит о самоубийстве – он пытается привлечь к себе внимание

Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей

2

Самоубийство случается без предупреждения

Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

3

Самоубийство – явление наследуемое

Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

4

Те, кто кончают жизнь самоубийством, психически больны

Многие, совершающие самоубийство, не страдают никакими психическими заболеваниями

5

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению

Разговор о самоубийстве не является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения

6

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться

Чаще всего эти действия повторяются вновь, и достигается желаемый результат

7

Покушающиеся на самоубийство желают умереть

Подавляющие большинство суициентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической (иногда физической) боли, чем умереть, поэтому готовы принять помощь

8

Все, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными

Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим

9

Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии

Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают ею

10

Самоубийство невозможно предотвратить

Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств

11

Самоубийцы редко обращаются за помощью

В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам



Моховиков А.Т. Телефонное консультирование. м.;Смысл. 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!