Урок – путешествие «Байкал у нас один», посвященный глобальным проблемам человечества
Урок- обобщения знаний по разделу «Человек и природа», посвящен экологическим проблемам Байкала в творчестве В.Г.Распутина «В тайге над Байкалом». Класс делится на специалистов, которые выполняют в группах несколько практических заданий. Свои результаты ученики должны представить наглядно: в виде анализа художественного текста, изучения экологических проблем, отзыва о фильме про Байкал, интеллектуальной игры, ответов на вопросы, творческих работ.
Возрастной уровень:
Учащиеся 5(можно 6, 7 класса). Требуемое время: 1 час
Цель:
- Раскрыть уникальность природы озера Байкал, выявить экологические проблемы и пути их решения через творчество В.Г.Распутина, обобщить ранее полученные знания;
Тип урок: урок креативного типа
Форма урока: урок-путешествие
Планируемые результаты освоения курса
Предметные: Уметь описывать красоту природы, видеть авторскую позицию. Доказать ценность красоты окружающего мира.
Метапредметные: Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, развивать мышление, речь через творческие способности
Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Привить чувство гордости и уважение к писателю-земляку В.Г. Распутину, Учить выражать свои чувства и эмоции через восприятие художественного текста, видео;
Оборудование:
Мультимедиа, видео о Байкале, презентации, индивидуальные карты урока. Стихотворения о красоте природы Байкала. Тексты отрывков из произведений Валентина Распутина. УМК «Писатели Восточной Сибири»: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/Сост.О.Н.Шахерова.-Иркутск:ВостСибкнига, 2007.-304 с.
Ход урока.
1. Организация начала занятия (создание эмоционального настроя).
Все готовы? Начнём… Тема нашего урока - «Байкал у нас один»». Д..Запись в тетрадь 2 мин
- Как вы понимаете тему урока? О чем будем говорить? Когда говорят так? О какой проблеме? (об экологических проблемах нашего озера Байкал)
-Скажите, эта проблема касается только нас, живущих в Восточной Сибири, или она затрагивает всё человечество? Почему так решили?
Словарная работа. Глобальные проблемы – это явления, охватывающие мир в целом, угрожающие существованию всего человечества и требующие совместных усилий различных стран для их разрешения. Д..Запись в тетрадь
Классификация глобальных проблем:
1. Природно-экономического характера:
а) экологическая;
б) сырьевая;
в) энергетическая;
г) Мирового океана;
д) продовольственная.
Они создают угрозу для настоящего и будущего, требуют объединения всех стран и народов.
2. Социального характера:
а) демографическая;
б) межнациональных отношений;
в) кризис культуры и нравственности;
г) дефицит демократии;
д) охрана здоровья.
3. Научного характера:
а) освоение космоса.
4. Политического характера:
а) предотвращение ядерной войны;
б) обеспечение устойчивого развития мирового общества;
в) сохранение мира.
2.Проверка выполнения домашнего задания.
-Какие рисунки фотографии о Байкале есть у вас?
- Ребята, что вы знаете о Байкале? - Бывали ли вы на этом озере? Какие эмоции у вас остались? (учащиеся делятся своими впечатлениями)
3. Подготовка к основному этапу занятия
- Просмотр презентации «7 чудес России. Озеро Байкал». (2 мин)
-Ребята, мы с вами сейчас очень много узнали о Байкале. Но ведь мы с вами не на уроке географии, а на литературе. О чем будет идти речь у нас на уроке? С какими знаниями мы должны уйти с урока? Какие цели перед собой поставим?
Учитель: Одной из главных тем в современной русской литературе является вопрос о взаимоотношениях человека и природы. В книгах В.Распутина экологическая проблема получает нравственно-философское звучание. -Сегодня у нас, ребята, необычный урок, а урок-путешествие по Байкалу. Мы будем останавливать на стациях, на которых нас будут встречать специалисты:
№ 1. Исследователи (5 класс) № 2.Экологи (6 класс) № 3. Интеллектуалы (6-7 класс) № 4. Литераторы (6-7 класс)
4.Организация деятельности, направленной на установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
-Отправиться в путь предлагаю вам на поезде, на том, на котором когда-то ездил Санька и дядя Митяй из рассказа В.Распутина «В тайге над Байкалом» («Поезд шёл медленно и неровно, подёргивaя стaрый скрипящий вaгон», - читаем мы в рассказе Валентина Распутина). И вот мы уже в пути, из окна вагона завороженно смотрим на красоты Байкала, а помогать нам будет проводник, (ученик 7 кл.), который будет следить за работой на станциях, давать жетоны или ставить баллы за вашу активность в таблицу. Таким образом, каждый может получить оценку за устные ответы и письменные работы в тетрадях.
-Пока я буду общаться с ребятами на 1-й станции, другие должны изучить в это время те материалы, которые есть у вас и быть готовыми ответить на вопросы и выполнить задания.
5.Организация деятельности, направленной на усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
3. Станция № 1.Исследователи. Знакомство с жизнью В.Распутина
Задание № 1.- Ребята, а какой человек может рассказать нам об озере так, чтобы мы захотели там побывать, влюбились в это озеро? (надо подвести учащихся к тому, что этим человеком может быть тот, кто хорошо знает эти места, живет там).
-- Таким человеком является В.Г.Распутин. Что вы знаете о Валентине Распутине? (факты из биографии)
Комментируемое чтение, беседа. Выявление эмоциональной реакции
1. Вы читали рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом». Какие чувства испытывали при чтении произведения? Удивило ли вас что-то в нём или встревожило, или обрадовало? Что именно? 2. А эмоции нашего героя, какие они?
Задание № 2 -К сегодняшнему уроку вы подготавливали интересные моменты, отрывки из описания путешествия героев рассказа «В тайге над Байкалом». Поделитесь своими находками. Что вам понравилось? (Чтение отрывков)
Выявление точности восприятия
1. Что вы узнали о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС?
2.Как показана красота тайги возле Байкала?
Художественное чтение отрывков.
3.Чем богата тайга?
4. Обратимся к последнему отрывку «Байкал светится». Прочитаем его. Здесь В.Распутин лишь один раз употребляет слово «свечение». Каким образом достигается впечатление живого светящегося пространства? (выраз средств- эпитетов, олицетворений)
5. О каких ценностях природы мы узнали?
Станция № 2. Экологи.
Задание № 1. Проанализировать текст газеты "Труд" от 22 февраля 2006 года, которая опубликовала статью «Полная чаша злата и лиха» известного писателя Валентина Распутина об угрозах Байкалу и назвать экологические проблемы, о которых говорит писатель Распутин.
- Просмотр видео «Когда грустит Байкал». (6,15 мин)
Задание № 2. (Для всех)!!! Посмотреть видеофрагмент из фильма «Когда грустит Байкал». Ответить на вопросы в индивидуальной карте урока, записать основные экологические проблемы, о которых говорит автор фильма.
Станция № 3. Интеллектуалы
Задание № 1. Прочитать статью, ответить на вопрос «Какова роль Распутина в сохранении Байкала?
Задание № 2. (Для всех)!!! Посмотреть видеофрагмент из фильма «Когда грустит Байкал». Ответить на вопросы в индивидуальной карте урока, записать основные экологические проблемы, о которых говорит автор фильма.
Задание № 3. Примите участие в интеллектуальной интерактивной игре о Байкале. - Предлагаем игру «Знатоки легенд Байкала». Играет команда. Если нет ответа, могут помочь другие команды.
Станция № 4. Литераторы
Задание № 1. Прочитать эссе «Влияние человека на экологию Байкала» Бадлуевой Е.Б. Навать и записать проблемы, о которых говорит автор.
Задание № 2. Напишите стихотворение-четверостишие о Байкале, его экологии как глобальной проблеме человечества. (рифмы: Байкал - отдал, теряет-пленяет; спасите - живите, прекрасна – опасна)
6.Обобщение и систематизация знаний
Экспресс-опрос
1. Над чем вас заставил задуматься урок?
2. Что нового для себя вы открыли?
3. Со всем ли вы согласны?
7. Контроль и самопроверка знаний (индивидуальные карты)
Оценки в индивидуальных картах. (проверяют и комментируют выполнение заданий) Оценка проводника работа группы.
8.Подведение итогов занятий
Я хочу закончить наши размышления словами: «Природа – это живительная сила. Только надо быть способным уловить все оттенки настроения, волшебную силу, которая создаст мелодию вашей души». И тому пример рассказ «В тайге над Байкалом» современного писателя Валентина Распутина. Здесь утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи, но все это возможно только если человек будет беречь природу, защищать Байкал!
9. Рефлексия
-Ребята, если кому-то было сегодня интересно и радостно, появилось настроение, то нарисуйте на карте СМАЙЛИК с улыбкой, если вы расстроены, то грустный смайлик.
10.Информация о домашнем задании
-Расспросите дома своих родителей, родных о том, что они знаю о Байкале? Запишите в тетрадь их ответы.
-Наше путешествие подходит к концу. Станция «До скорой встречи!»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания для группы № 1 «Исследователи»:
Задание № 1. Что вы знаете о Валентине Распутине? (факты из биографии)
Задание № 2. К сегодняшнему уроку вы подготавливали интересные моменты, отрывки из описания путешествия героев рассказа «В тайге над Байкалом». Поделитесь своими находками. Что вам понравилось? (Чтение отрывков из книги)
Задание № 3. (Для всех)!!! Посмотреть видеофрагмент из фильма «Когда грустит Байкал». Ответить на вопросы в индивидуальной карте урока, записать основные экологические проблемы, о которых говорит автор фильма.
Задания для группы № 2 «Экологи»:
Задание № 1. Проанализировать текст газеты "Труд" от 22 февраля 2006 года, которая опубликовала статью «Полная чаша злата и лиха» известного писателя Валентина Распутина об угрозах озеру Байкал и назвать экологические проблемы, о которых говорит писатель Распутин.
Задание № 2. (Для всех)!!! Посмотреть видеофрагмент из фильма «Когда грустит Байкал». Ответить на вопросы в индивидуальной карте урока, записать основные экологические проблемы, о которых говорит автор фильма.
Задания для группы № 3 «Интеллектуалы»:
Задание № 1. Прочитать статью, ответить на вопрос «Какова роль Распутина в сохранении Байкала?
Задание № 2. (Для всех)!!! Посмотреть видеофрагмент из фильма «Когда грустит Байкал». Ответить на вопросы в индивидуальной карте урока, записать основные экологические проблемы, о которых говорит автор фильма.
Задание № 3. Примите участие в интеллектуальной игре о Байкале
Задания для группы № 4 «Литераторы»:
Задание № 1. (Для всех)!!! Посмотреть видеофрагмент из фильма «Когда грустит Байкал». Ответить на вопросы в индивидуальной карте урока, записать основные экологические проблемы, о которых говорит автор фильма.
Задание № 2.
Прочитать эссе «Влияние человека на экологию Байкала» Бадлуевой Е.Б. Навать и записать проблемы, о которых говорит автор.
Задание № 3. Напишите стихотворение-четверостишие о Байкале, его экологии как глобальной проблеме человечества.
(рифмы: Байкал - отдал, теряет-пленяет; спасите - живите, прекрасна – опасна)