Тема урока: «Что такое добро. Кого называют добрым?
Обществознание, 6 класс
Нетрадиционный урок
Форма: урок-путешествие, «дублёр» начинает действовать.
Цели и задачи:
Познакомить обучающихся с понятиями темы: добро, доброта, доброжелательность;
Выяснить какого человека можно назвать добрым;
Исследовать, в чём состоит доброе дело и добрый поступок;
Выяснить суть золотого правило морали.
Планируемые результаты:
Должны характеризовать признаки доброты и золотое правило морали;
Сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
Анализировать проблемы, ситуации.
Формируемые УУД:
Предметные:
Иметь целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Применять ключевые понятия и рассматривать явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
Расширять оценочные суждения.
Метапредметные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Осуществлять расширенный поиск информации;
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Давать определения понятий.
Личностные:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Оборудование:
учебник, мультимедийное оборудование, презентация, телевизор, тетради, раздаточный материал.
Форма урока:
Тип урока:
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент
Вступительное слово учителя. Представление экипажа авиалайнера.
Путешествие по станциям:
Толковайкино
Объяснялкино
Смекалкино
Сказкино
Заключение
Рефлексия
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Представление экипажа корабля: У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране «Доброты». А путешествовать мы будем на авиалайнере «Добрый». Позвольте представить экипаж. (раздавать атрибуты, бэйджи)
- Капитан корабля – Я, учитель.
- Штурман (за компьютером) – выбираем
- Стюардессы: выбираем (3 девочки)
- фотокорреспондент – выбираем
- корреспондент газеты «Доброе сердце» - выбираем
Прошу экипаж занять свои рабочие места, пассажиров сесть поудобнее, пристегнуть ремни, мы отправляемся в полёт (заставка – взлёт самолёта)
Просмотр притчи и определение темы урока.
Определение задач: «Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке»:
Познакомить обучающихся с понятиями темы: добро, доброта, доброжелательность;
Выяснить какого человека можно назвать добрым;
Исследовать, в чём состоит доброе дело и добрый поступок на примере сказки;
Выяснить суть золотого правило морали.
Вступительное слово учителя: У меня есть волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится.
Берегите эту бусинку до конца нашего занятия.
А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди.
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – ДОБРОТА.
Девизом пусть послужат слова С.Я.Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».
Путешествие по станциям.
1 станция: «Толковайкино» (групповая работа)
Стюардесса № 1
Уважаемые пассажиры. Мы прибываем в аэропорт станции «Толковайкино».
Прошу Вас сесть группами (3 группы) и приготовиться к работе.
Каждая группа получает своё задание. (раздать на листочках) (Приложение 1)
1 группа: Найти определение словам «Добро, Доброта в словарях»
2 группа: Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям. (добрый, доброжелательный, добропорядочный, одобрять, задобрить и т.д.)
3 группа: Составьте словосочетания со словами добро, добрый. (доброе сердце, добрый человек
Проверяем выполнение заданий.
Беседа:
- Какое из названных слов вы считаете самым важным?
- Как мы можем узнать, что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам).
- Какие дела и чувства называются добрыми?
МОЛОДЦЫ. Прошу снова сесть удобно, пристегнуть ремни и мы отправляемся с вами дальше (звук – сноска справа на слайде)
2 станция: «Объяснялкино» (индивидуальная работа – фронтальный опрос)
Стюардесса № 2
Добрый день, уважаемые пассажиры. Мы приветствуем вас в аэропорту станции «Объяснялкино». Существует большое количество пословиц и поговорок на тему: «Доброта»: (пословицы на экран)
- «От добра худа не бывает»;
- «Лихо помниться, а добро не забудется»;
- «Худо тому, кто добра не делает никому»;
- «За добро злом не платят»;
- «Учись доброму – дурное на ум не пойдёт».
Я предлагаю вам объяснить смысл этих Пословиц (работаем с классом)
Дорогие пассажиры, Вы снова подтвердили, что доброта человека измеряется его добрыми делами и поступками
МОЛОДЦЫ. Прошу снова сесть удобно, пристегнуть ремни и мы отправляемся с вами дальше (звук – сноска справа на слайде)
3 станция: «Смекалкино» (парами)
Стюардесса № 3
Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Я приветствую вас на борту авиалайнера «Добрый». Мы прибываем в аэропорт города «Смекалкино».
Сегодня я хочу проверить Вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». (Приложение 2) Работаем в парах. Прочитайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данной ситуации. Спросим любую пару. Проявите свою смекалку.
Работаем парами (2 пары спросить)
Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого? (Ответы детей: у доброго.)
Мы вновь отправляемся в полёт. Наш полёт проходит на высоте 10 тысяч метров. Для вас уважаемые пассажиры объявляется минутка вдохновения. Послушайте музыку и расслабьтесь.
Видеоклип: «От улыбки»
Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку и запомните золотое правило морали: Относись к людям точно так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
А наш авиалайнер летит дальше. (звук – сноска справа на слайде)
4 станция «Сказкино»
Стюардесса № 1
Я вновь приветствую вас на борту нашего авиалайнера. Мы прибываем в аэропорт чудесного городка «Сказкино», где нас ждут уже герои сказки. Вам предстоит посмотреть сказку и ответить на ряд вопросов. (Приложение 3)
Сказка
Король – выбран из класса
Алина – выбрана из класса
Полина – выбрана из класса
Эвелина – выбрана из класса
Вопросы к сказке:
- От чего король пришёл в ужас?
- Что он решил сделать?
- О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?
- Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?
- А какой вывод делаете вы? (добрые дела и добрые поступки)
Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с нашего урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.
Путешествие наше подошло к концу – бусинки нанизываем на одну нитку.
Пока собирают бусы, мы проводим рефлексию.
На столах у вас лежат картинки: плоды, цветы, листочки. Оцените свою работу и настроение:
Плоды – все удалось, понравилось;
Цветы – прекрасное настроение;
Листочки – буду делать добрые дела.
Пока работают включить на слайде сноску М
Возвращаемся к бусам.
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно.
Вы сами оценили свою работу на сегодняшнем уроке. Ведь быть добрым – то самая большая оценка человеческих качеств
У нас на борту работал корреспондент: Представитель класса. Она написала небольшой отзыв-статью, вывод, путевые заметки по сегодняшнему уроку. Пожалуйста, Алёна. Слово корреспонденту:
Корреспондент. Добро побеждает зло. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание. Нужно также помнить золотое правило морали: вспомним все вместе: «Относись к людям так, как бы вы хотел, чтобы относились к тебе».
Учитель: Наш урок подходит к концу. Авиалайнер возвращается домой. Вы ещё дети: но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
Как вы считаете, мы решили с вами поставленные задачи (на экране)
В конце включить музыку.
Приложение 1. Задание группам
1 группа: Найти определение словам «Добро, Доброта в словарях»
2 группа: Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям. (добрый, доброжелательный, добропорядочный, одобрять, задобрить и т.д.)
3 группа: Составьте словосочетания со словами добро, добрый. (доброе сердце, добрый человек
Приложение 2. Вредные советы
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил – быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
Приложение 3. Сказка
Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
-Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!
Вторая дочь Полина сказала
-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
-А ты что включишь? - спросил король у младшей дочери.
-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.
-Ну что же, - сказал король, - теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
14