Открытый урок по истории в 5 классе учитель истории и обществознания Власова С.Н.
Тема урока: «Путешествие по Древней Греции».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма обучения: командная игра – путешествие.
Цели урока:
образовательная: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции;
воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжение воспитания в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;
развивающая: продолжение формирования умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, формирование умений работать с различными источниками информации, развитие навыков самостоятельной и групповой работы.
Методическая цель: показать методику проведения нетрадиционной формы урока.
Формирование УУД:
Личностные: понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к новому учебному предмету.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.
Познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя; поиск существенной информации по воспроизведению в памяти.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Получить целостное представление об особенностях географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, анализировать и обобщать данные по истории Древней Греции.
Метапредметные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные:
обрести познавательный интерес к изучению истории; осмысливать роль и значение античной цивилизации для человеческого общества.
Оборудование: проектор, ПК, компьютерная презентация Power Point, карточки.
Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.
Технологическая карта открытого урока:
№ п/п | Название этапа | Содержание деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационно - мотивационный | 1.1 Приветствие, проверка готовности кабинета и учащихся к работе | Внутренне собираются и настраиваются на занятие |
2 | Актуализация знаний | 2.1 Включение в деловой ритм, выявление уровня знаний. 2.2. Подводит их к формулированию темы, целей урока. Определяет тему, цель урока. 2.3. Знакомит с планом урока, знакомство с правилами и критериями игры. | Самостоятельно определяют тему урока Формулируют цели урока. Знакомятся с планом урока |
3 | Информационно-аналитический Применение новых знаний и умений | 3.1. Конкурс I. « Организационный» Учащимся предлагается сложить название команды по карточкам с изображением букв. 1-я команда 2-я команда 3-я команда Знакомит с жюри 3.2. Конкурс 2. « Историческая разминка». Задает вопросы, слушает ответы, исправляет ошибки вместе с командами. 3.3. Конкурс 3. «Визитная карточка». Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. 3.4. Конкурс 4. «Переводчик». Организует деятельность учащихся 3.5. Конкурс 5. «Священный Олимп». Физкультминутка. Рассказ ученицы об Олимпийских играх. Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Задает вопросы на слайдах, слушает ответы 3.6. Конкурс 6. «Лента времени» Организует деятельность учащихся 3.7. Конкурс 7. Крылатые выражения. Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. 1.«Нить Ариадны». 2. «Ахиллесова пята». 3. «Яблоко раздора». | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Делятся на команды. Знакомятся с жюри. Получают задание от учителя и начинают работать. Дети отвечают Работают в группах, изучают материал, выступают в роли туроператоров Ученики в командах отвечают на вопросы. Ученики, работая командой, отвечают на вопросы Ученики разминаются Слушают рассказ Отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Ученики в командах отвечают на вопросы Формулируют ответы. Делают вывод Совещаются по поставленной проблеме. Формулируют ответы. Отвечают. |
4 | Рефлексивно-оценочный | Организует рефлексию. Благодарит участников занятия за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. |
5 | Информация о домашнем задании | 5.1. Организует работу учащихся на дому | Записывают домашнее задание |
«История-свидетельница веков,
факел истины, душа памяти, наставница жизни».
Орг.момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны?
Дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Слайд 1.
Давайте его прочитаем! Слайд 2.
Я - многоопытный муж, известный ахеец, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою
Многих людей, города посетил и обычаи видел,
Я предлагаю и вам - не сидите на месте!
Вы совершайте скорее любые открытия
И побывайте в том месте, откуда я родом!
Учитель. Это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он?
(Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) Слайд 3.
-Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака)
-А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)
-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию)
-На протяжении многих уроков вы знакомились с историей, культурой этой удивительной страны.
Какова же цель нашего урока? Сегодня мы с вами будем повторять и обобщать знания по Древней Греции.
Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции». Слайд 4.
Знакомство с правилами и критериями игры:
– За правильный ответ команда получает 1 балл, ответ с неточностями – 0,5 балла.
– За ответ на вопрос команды противника-1 балл.
- За подсказку снижается 1 балл
Этапы игры:
Организационный
Историческая разминка
Визитная карточка.
Переводчик.
Священный Олимп.
Лента времени.
Крылатые выражения.
Конкурс I. « Организационный»
Учащимся предлагается сложить название команды по карточкам с изображением букв.
1-я команда 2-я команда 3-я команда
Учитель. Назовите, что у вас получилось.
Вы будете разделены на три команды. В состязании принимают сегодня участие три полиса (Афины, Спарта, Микены). Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.
Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверена, что мы их преодолеем. Слайд 5.
Оценивать вашу работу во время путешествия будет ареопаг в лице наших уважаемых архонтов.
Я приглашаю всех Вас вновь
Перелистать истории страницы
И сквозь века промчавшись, унестись,
Под грохот быстрой колесницы.
-Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях). Нас тоже ждет прекрасный корабль. ( Слайд 6) - Итак, мы отправляемся!
Мы с вами попали на три тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. - Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс)
-Какие моря ее омывают. (Эгейское, Ионическое)
Конкурс 2. « Историческая разминка».
Вопросы для 1 команды:
Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание)
Поселение греков за морем? (Колония)
Название горы – места обитания богов? (Олимп)
Верховный бог Греции. (Зевс)
Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
Вопросы для 2 команды:
Жена Одиссея? (Пенелопа)
Уязвимое место Ахиллеса? (Пятка)
Власть народа в Древней Греции? (Демократия)
Автор «Илиады» и «Одиссеи». ( Гомер)
Имя женщины, из-за которой началась Троянская война. (Елена)
Вопросы для 3 команды:
1.Кого называли отцом истории? (Геродот)
2. Бог подземного царства? (Аид)
3. Греческий военачальник? (стратег)
4. Где мальчиков воспитывали в особой строгости? (Спарта)
5. Кто вступил в сражение с Ахиллесом и погиб? (Гектор)
Конкурс 3. «Визитная карточка».
Сейчас вы выступите в роли туроператоров. Это такие люди, которые рассказывают о какой-либо стране желающим отдохнуть. Так как вы выступаете в этой роли впервые, то я решила облегчить вам задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связным, я дам готовый текст, но в нём есть пропуски, вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск Вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс Вы можете получить 10 баллов. Время выполнения задания 3 мин.
Конкурс 4. «Переводчик».
Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется «Переводчик»
На этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в конвертах разрезанные слова: термин и его значение. Вы должны правильно соотнести слово со значением. Все правильно – 5 баллов, одна ошибка- 4, две и более – 3 балла. Время выполнения 3 мин.
Конкурс 5. «Священный Олимп».
Но путешествуя по Элладе, нельзя не вспомнить священную гору Олимп. Слайд 7. Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги).
Чтобы мы смогли продолжить и благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.
Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп».
Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть.
Физкультминутка.
В Древней Греции перед тем, как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте тоже встанем и разомнёмся.
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почёта пробежать (бег на месте)
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!!! (аплодисменты)!!!
-Ребята, страшное чудовище преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (Слайд 8)
Загадки Минотавра:
Белолика и стройна,
Из пены родилась она,
Полна любви и не сердита.
Богиня эта Афродита.
На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости Афина.
Своей наружностью пугает.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много другого
Кует в своей кузнице умелец Гефест.
Сейчас по опознавательным признакам вы должны вспомнить бога. За каждый правильно данный ответ вы получите 1 балл.
1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии) Слайды 9-18.
2. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)
3. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)
4. Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)
5. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)
6 Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)
7. Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)
8. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)
10. Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)
Молодцы, вспомнили богов. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем свое путешествие по Греции.
Конкурс 6. «Лента времени»
Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Слайд 19. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем странные числа, которые размещены на воротах. Следующий наш конкурс «Лента времени». Слайд 20.
776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры
594 г. до н.э. – реформы Солона
490 г. до н.э. – Марафонская битва
480 г. до н.э. – Саламинское сражение
Конкурс 7. Крылатые выражения
1.«Нить Ариадны».
2. «Ахиллесова пята».
3. «Яблоко раздора».
Ответы:
1. «Нить Ариадны» (путеводная нить, которую дочь царя Миноса Ариадна дала Тесею, чтобы он вышел из Лабиринта, убив Минотавра).
2. «Ахиллесова пята» («уязвимое место»; в детстве героя Ахиллеса мать, морская богиня Фетида, окунула в воды подземной реки в «царстве мёртвых», чтобы он стал неуязвимым, но при этом держала его за пятку, которая в воду не была опущена; это единственное место, попав в которое можно было убить героя, что, и произошло в Троянской войне).
3. «Яблоко раздора» (богиня ссор и раздоров Эрида подбросила на пир богов, куда её не пригласили, яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за которого три богини – Гера, Афина и Афродита поссорились; сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, пообещавшей ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, жены царя Менелая; из-за этого началась Троянская война).
Личность в истории.
Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова. За правильный ответ – 1 балл
1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» ( Эгей)
2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» (Дедал)
3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)
4. «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы. Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)
5. «Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза, тот и станет победителем?» (Милон)
6. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. (Прометей)
Подведем итог:
Учитель: - Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно. Слайд 26.
Сегодня мы ещё раз убедились, что Древняя Греция - великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры.
(Интерактивная связь, обратная связь).
Каждый должен встать и сказать, что они узнали, чем понравился урок.
- Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке. . Слайд 27.
Домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Древняя Греция».
Учитель. Паруса нашего корабля подняты благодаря вашим знаниям по истории Древней Греции. Команда ... может отравляться в путешествие. И я желаю вам, как говорили древние греки: «Доброго пути и свежей воды!».
Если позволит время закончить игрой «Знаете ли вы, что Греция…»:
... что в Греции не существует ни одного места, которое было бы от моря на расстоянии более 85 км
... что в среднем каждый год Грецию посещают 17 миллионов туристов, что превышает количество населения страны
...что греки начали выращивать оливы тысячи лет назад и сейчас являются третьим мировым производителем этого продукта ... что существуют оливковые деревья, которые были посажены в 13 столетии и до сих пор плодоносят
... что Афины став постоянным населенным пунктом 7000 лет назад является одним из старей-ших городов Европы
...что демократия, Олимпийские игры, политическая система, западная литература и философия, западные понятия комедии и трагедии, основные математические принципы родились в Греции
... что современный гимн Греции состоит аж из 158 четверостиший, хотя обычно поют только первые четыре куплета!
... что греки являются рекордсменами по употреблению сыра, ведь в среднем каждый грек съедает около 25 кг сыра в год.
... что в Греции порядка трехсот солнечных дней в году.
... что Греция обладает самым большим количеством археологических музеев во всем мире
... что 7% всего мрамора на земле добывается в Греции
... что танец Сиртаки, ставший символом Греции, на самом деле не древний. Его придумали только в 1964 году специально для фильма «Грек Зорба».
... что тысячи английских и русских слов происходят из греческого язык