СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Путешествие по древней Греции

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма обучения: командная игра – путешествие.

Цели урока:

образовательная: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции;

воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжение  воспитания  в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;

развивающая: продолжение  формирования  умений  логически мыслить, делать выводы, обобщать, формирование  умений  работать с различными источниками информации, развитие  навыков самостоятельной и групповой работы.

Методическая цель:    показать методику проведения  нетрадиционной формы урока.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма обучения: командная игра – путешествие.

Цели урока:

образовательная: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции;

воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжение  воспитания  в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;

развивающая: продолжение  формирования  умений  логически мыслить, делать выводы, обобщать, формирование  умений  работать с различными источниками информации, развитие  навыков самостоятельной и групповой работы.

Методическая цель:    показать методику проведения  нетрадиционной формы урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок Путешествие по древней Греции»

Открытый урок по истории в 5 классе учитель истории и обществознания Власова С.Н.



Тема урока: «Путешествие по Древней Греции».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма обучения: командная игра – путешествие.

Цели урока:

образовательная: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции;

воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжение воспитания в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;

развивающая: продолжение формирования умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, формирование умений работать с различными источниками информации, развитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Методическая цель: показать методику проведения нетрадиционной формы урока.

Формирование УУД:

Личностные: понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к новому учебному предмету.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

Познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя; поиск существенной информации по воспроизведению в памяти.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Получить целостное представление об особенностях географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, анализировать и обобщать данные по истории Древней Греции.

Метапредметные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные:

обрести познавательный интерес к изучению истории; осмысливать роль и значение античной цивилизации для человеческого общества.

Оборудование: проектор, ПК, компьютерная презентация Power Point, карточки.

Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.






Технологическая карта открытого урока:

п/п

Название

этапа

Содержание деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационно - мотивационный

1.1 Приветствие, проверка готовности кабинета и учащихся к работе

Внутренне собираются и настраиваются на занятие

2

Актуализация знаний

2.1 Включение в деловой ритм, выявление уровня знаний.

2.2. Подводит их к формулированию темы, целей урока.

Определяет  тему, цель урока.

2.3. Знакомит с планом урока, знакомство с правилами и критериями игры.

Самостоятельно определяют тему урока

Формулируют цели урока.

Знакомятся с планом урока

3

Информационно-аналитический Применение новых знаний и умений

3.1. Конкурс I. « Организационный»

Учащимся предлагается сложить название команды по карточкам с изображением букв.

1-я команда 2-я команда 3-я команда

Знакомит с жюри

3.2. Конкурс 2. « Историческая разминка».

Задает вопросы, слушает ответы, исправляет ошибки вместе с командами.


3.3. Конкурс 3. «Визитная карточка».

Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.


3.4. Конкурс 4. «Переводчик».

Организует деятельность учащихся

3.5. Конкурс 5. «Священный Олимп».

Физкультминутка.

Рассказ ученицы об Олимпийских играх.


Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Задает вопросы на слайдах, слушает ответы

3.6. Конкурс 6. «Лента времени»

Организует деятельность учащихся

3.7. Конкурс 7. Крылатые выражения.

Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

1.«Нить Ариадны».

2. «Ахиллесова пята».

3. «Яблоко раздора».

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Делятся на команды.

Знакомятся с жюри.


Получают задание от учителя и начинают работать.

Дети отвечают



Работают в группах, изучают материал, выступают в роли туроператоров

Ученики в командах отвечают на вопросы.


Ученики, работая командой, отвечают на вопросы

Ученики разминаются

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Ученики в командах отвечают на вопросы



Формулируют ответы. Делают вывод



Совещаются по поставленной проблеме. Формулируют ответы. Отвечают.

4

Рефлексивно-оценочный

Организует рефлексию. Благодарит участников занятия за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

5

Информация о домашнем задании

5.1. Организует работу учащихся на дому


Записывают домашнее задание




«История-свидетельница веков,

факел истины, душа памяти, наставница жизни».

Орг.момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны?

Дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Слайд 1.

Давайте его прочитаем! Слайд 2.

Я - многоопытный муж, известный ахеец, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою

Многих людей, города посетил и обычаи видел,

Я предлагаю и вам - не сидите на месте!

Вы совершайте скорее любые открытия

И побывайте в том месте, откуда я родом!

Учитель. Это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он?

(Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) Слайд 3.

 -Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака)

-А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию)

-На протяжении многих уроков вы знакомились с историей, культурой этой удивительной страны.

Какова же цель нашего урока? Сегодня мы с вами будем повторять и обобщать знания по Древней Греции.

Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции». Слайд 4.


Знакомство с правилами и критериями игры:

– За правильный ответ команда получает 1 балл, ответ с неточностями – 0,5 балла.

– За ответ на вопрос команды противника-1 балл.

- За подсказку снижается 1 балл

Этапы игры:

  1. Организационный

  2. Историческая разминка

  3. Визитная карточка.

  4. Переводчик.

  5. Священный Олимп.

  6. Лента времени.

  7. Крылатые выражения.

Конкурс I. « Организационный»

Учащимся предлагается сложить название команды по карточкам с изображением букв.

1-я команда 2-я команда 3-я команда

Учитель. Назовите, что у вас получилось.

Вы будете разделены на три команды. В состязании принимают сегодня участие три полиса (Афины, Спарта, Микены). Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверена, что мы их преодолеем. Слайд 5.

Оценивать вашу работу во время путешествия будет ареопаг в лице наших уважаемых архонтов.



Я приглашаю всех Вас вновь

Перелистать истории страницы

И сквозь века промчавшись, унестись,

Под грохот быстрой колесницы.

-Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях). Нас тоже ждет прекрасный корабль. ( Слайд 6) - Итак, мы отправляемся!

Мы с вами попали на три тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. - Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс)

-Какие моря ее омывают. (Эгейское, Ионическое)

Конкурс 2. « Историческая разминка».

Вопросы для 1 команды:

  1. Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание)

  2. Поселение греков за морем? (Колония)

  3. Название горы – места обитания богов? (Олимп)

  4. Верховный бог Греции. (Зевс)

  5. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)

Вопросы для 2 команды:

  1. Жена Одиссея? (Пенелопа)

  2. Уязвимое место Ахиллеса? (Пятка)

  3. Власть народа в Древней Греции? (Демократия)

  4. Автор «Илиады» и «Одиссеи». ( Гомер)

  5. Имя женщины, из-за которой началась Троянская война. (Елена)

Вопросы для 3 команды:

1.Кого называли отцом истории? (Геродот)

2. Бог подземного царства? (Аид)

3. Греческий военачальник? (стратег)

4. Где мальчиков воспитывали в особой строгости? (Спарта)

5. Кто вступил в сражение с Ахиллесом и погиб? (Гектор)

Конкурс 3. «Визитная карточка».

Сейчас вы выступите в роли туроператоров. Это такие люди, которые рассказывают о какой-либо стране желающим отдохнуть. Так как вы выступаете в этой роли впервые, то я решила облегчить вам задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связным, я дам готовый текст, но в нём есть пропуски, вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск Вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс Вы можете получить 10 баллов. Время выполнения задания 3 мин.

Конкурс 4. «Переводчик».

Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется «Переводчик»

На этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в конвертах разрезанные слова: термин и его значение. Вы должны правильно соотнести слово со значением. Все правильно – 5 баллов, одна ошибка- 4, две и более – 3 балла. Время выполнения 3 мин.

Конкурс 5. «Священный Олимп».

Но путешествуя по Элладе, нельзя не вспомнить священную гору Олимп. Слайд 7. Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги).

Чтобы мы смогли продолжить и благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.

Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп».

Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть.

Физкультминутка.

В Древней Греции перед тем, как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте тоже встанем и разомнёмся.

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почёта пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!!! (аплодисменты)!!!

-Ребята, страшное чудовище преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (Слайд 8)

Загадки Минотавра:

Белолика и стройна,

Из пены родилась она,

Полна любви и не сердита.

Богиня эта Афродита.

На фронтоне Парфенона

Необычная картина:

В спор вступила с Посейдоном

Богиня мудрости Афина.

Своей наружностью пугает.

От горы его огонь пылает до небес.

Троны, щит для героя и много другого

Кует в своей кузнице умелец Гефест.


Сейчас по опознавательным признакам вы должны вспомнить бога. За каждый правильно данный ответ вы получите 1 балл.

1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии) Слайды 9-18.

2. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

3. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

4. Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)

5. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

6 Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)

7. Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)

8. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

10. Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)

Молодцы, вспомнили богов. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем свое путешествие по Греции.

Конкурс 6. «Лента времени»

Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Слайд 19. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем странные числа, которые размещены на воротах. Следующий наш конкурс «Лента времени». Слайд 20.

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры

594 г. до н.э. – реформы Солона

490 г. до н.э. – Марафонская битва

480 г. до н.э. – Саламинское сражение

Конкурс 7. Крылатые выражения

1.«Нить Ариадны».

2. «Ахиллесова пята».

3. «Яблоко раздора».

Ответы:

1. «Нить Ариадны» (путеводная нить, которую дочь царя Миноса Ариадна дала Тесею, чтобы он вышел из Лабиринта, убив Минотавра).

2. «Ахиллесова пята» («уязвимое место»; в детстве героя Ахиллеса мать, морская богиня Фетида, окунула в воды подземной реки в «царстве мёртвых», чтобы он стал неуязвимым, но при этом держала его за пятку, которая в воду не была опущена; это единственное место, попав в которое можно было убить героя, что, и произошло в Троянской войне).

3. «Яблоко раздора» (богиня ссор и раздоров Эрида подбросила на пир богов, куда её не пригласили, яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за которого три богини – Гера, Афина и Афродита поссорились; сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, пообещавшей ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, жены царя Менелая; из-за этого началась Троянская война).

Личность в истории.

Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова. За правильный ответ – 1 балл

1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» ( Эгей)

2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» (Дедал)

3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)

4. «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы. Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)

5. «Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза, тот и станет победителем?» (Милон)

6. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. (Прометей)

Подведем итог:

Учитель: - Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно. Слайд 26.

Сегодня мы ещё раз убедились, что Древняя Греция - великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры.

(Интерактивная связь, обратная связь).

Каждый должен встать и сказать, что они узнали, чем понравился урок.

 - Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке. . Слайд 27.

Домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Древняя Греция».

Учитель. Паруса нашего корабля подняты благодаря вашим знаниям по истории Древней Греции. Команда ... может отравляться в путешествие. И я желаю вам, как говорили древние греки: «Доброго пути и свежей воды!». 








Если позволит время закончить игрой «Знаете ли вы, что Греция…»:


... что в Греции не существует ни одного места, которое было бы от моря на расстоянии более 85 км
... что в среднем каждый год Грецию посещают 17 миллионов  туристов, что превышает  количество населения страны
 

...что греки начали выращивать оливы тысячи лет назад и сейчас являются третьим мировым производителем этого продукта ... что существуют оливковые деревья, которые были посажены в 13 столетии и до сих пор плодоносят
 

... что Афины став постоянным населенным пунктом 7000 лет назад является одним из старей-ших городов Европы
 

...что демократия, Олимпийские игры, политическая система, западная литература и философия, западные понятия комедии и трагедии, основные математические принципы родились в Греции

... что современный гимн Греции состоит аж из 158 четверостиший, хотя обычно поют только первые четыре куплета!

... что греки являются рекордсменами по употреблению сыра, ведь в среднем каждый грек съедает около 25 кг сыра в год.

... что в Греции порядка трехсот солнечных дней в году.

... что Греция обладает самым большим количеством археологических музеев во всем мире

... что 7% всего мрамора на земле добывается в Греции

... что танец Сиртаки, ставший символом Греции, на самом деле не древний. Его придумали только в 1964 году специально для фильма «Грек Зорба».

... что тысячи английских и русских слов происходят из греческого язык



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!