МКОУ «Песковская основная общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Д.А. Теплякова»
История Древнего мира
Повторительно-обобщающий урок в 5 классе
Подготовила:
Потапова Людмила Ивановна,
учитель истории и обществознания
Пески – 2013-2014 учебный год.
Целевая установка урока: Оборудование: Предварительное задание: Особенности урока: | Формирование ценностных ориентаций учащихся в ходе освоения ими знаний о древней Греции, ее древней истории и культуре – как самой блистательной эпохе в истории страны. Систематизация знаний по теме Продолжить формирование умений: работать с понятийным аппаратом темы, работать с картой, работать с иллюстрациями, составлять рассказ на основе увиденного, выделять из логического звена лишнее, развивать приемы аналитического мышления развивать навыки работы с различными источниками исторической информации. Развивать навыки делового сотрудничества и критической оценки своей деятельности и полученных результатов. Карта «Древняя Греция» Презентация «Путешествие в Древнюю Грецию» Карточки – крылатые выражения Таблички и бейджи с названиями команд Содержимое черного ящика: гоплит, амфора, меч Спички для алфавита Изображения золотых, серебряных и бронзовых драхм Протокол для подсчета результатов Фонограмма для практического задания Разделить класс на 3 экипажа Придумать названия экипажей Выполнить задания в печатной тетради по повторению. Урок проводится в форме викторины, команда (экипаж) состоит из 4 человек, чтобы увеличить степень индивидуального участия учащихся в процессе повторения темы. Для урока требуется присутствие и помощь 2 человек (учителей или старших школьников) Название команд в данной презентации: Афины, Микены, Спарта. |
Учитель. Много воды утекло со времени заката античной цивилизации. На Балканах, на север от Греции, расселились другие народы; исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Но почему же до сих пор нас так влечет этот прекрасный и загадочный мир? Почему при упоминании о Греции мы рисуем в своём воображении фантастический и красочный мир, в котором обязательно присутствуют яркие образы? А может быть не утрачена связь с античной цивилизацией, и её нити переплелись с некоторыми элементами нашей культуры. Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю древних эллинов, вспомним самые важные её события, назовем имена прославивших её героев и еще раз убедимся в том, что этот далёкий от нас мир вовсе не остался в прошлом, ибо некоторые его элементы присутствуют в нашей жизни.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего ж знаменитый народ!
Итак, мы начинаем.
Представление команд.
Правила путешествия:
Экипажи, чтобы отправиться в путешествие должны показать свою подготовку и заработать деньги интеллектом. Отвечают на вопросы они по порядку, кроме мозгового штурма, где все работают одновременно. В зависимости от сложности вопроса стоимость его варьируется от бронзы до золота. Помощник раздает «монеты», второй помощник вносит данные в протокол.
1. Разминка – минутка. Слайд 2-7
Кто такой Геродот? (Отец истории).
Вы пришли в Афинский акрополь. Чью статую вы увидите первой? (Афины)
Какой храм в акрополе посвящен Афине? (Парфенон).
Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
Как греки называли свою страну? (Эллада).
С кем спорила Афина за покровительство над Афинами? (С Посейдоном).
Назовите 2 греческие поэмы. («Илиада», «Одиссея»).
Как называли рабов в Спарте? (илоты)
Ряд колонн, поддерживающих крышу. (Портик)
Верховный бог Греции.(Зевс)
Рыночная площадь в Афинах. (Агора)
Глиняные кувшины с узким горлом. (Амфора)
Построение войск длинными рядами.(Фаланга)
Как называли греки своё правление? (Демократия)
Кто такой демос? (Народ)
Автор «Илиады» и «Одиссеи». (Гомер)
Имя женщины, из-за которой началась Троянская война. (Елена Прекрасная)
На какой равнине греки победили персов? (Марафонской)
Греческая богиня красоты. (Афродита)
Высший орган власти в Афинском государстве. (Народное собрание)
Командующий армией в Афинах. (Стратег)
В честь какого бога устраивались театральные представления? (Диониса)
Место для состязания колесниц? (ипподром)
Небольшое самостоятельное государство? (полис)
Корабль с трехъярусным расположением гребцов по каждому борту? (триера)
На каком острове находится древняя Греция? (Балканский полуостров)
Главный порт Афинского государства? (Пирей)
Ремесленный район Афин? (Керамик)
Специальный раб, сопровождавший мальчика в школу (педагог)
Чудовище, жившее на острове Крит? (Минотавр)
Знаменитый стратег Афин на протяжении 15 лет (Перикл)
Здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами? (обсерватория)
Город в Греции, где главным достижением была воинская доблесть (Спарта)
Спартанский царь, командовавший в Фермопилльском сражении (Леонид)
Поэт, друг Перикла, автор трагедии «Антигона» (Софокл)
Коренные жители Афин. (граждане)
Поселения греков по берегам морей (колония)
Основной вид соревнований в Олимпийских играх (пятиборье)
Металлическая или костяная палочка с заострённым концом с одной стороны и плоским концом с другой, используемая при письме в афинских школах (стиль)
Самая высокая гора Греции (Олимп)
Как назывались участники олимпийских игр?
Народ Греции (демос)
2. Покажите на карте. Слайд 8.
Главный город Аттики
Город, в котором слабых младенцев сбрасывали со скалы
Гора богов
Место, где проходили Олимпийские игры
Остров Ариадны и Минотавра
Ущелье, в котором погибли 300 спартанцев
С этим городом греки вели самую длительную войну
Государство, завоевавшее Грецию
Пролив, где проходило морское сражение с персами
3. Убери лишнее. Слайд 9-10
1. Гефест – Гермес – Аид – Посейдон – Аристотель – Дионис
2. Агора – Царь - Акрополь – Керамик - Стратег
3. Ахиллес – Одиссей – Парис – Софокл – Гектор
1. Орхестра –– скене – маски – мужчины – женщины
2. Софокл – Геродот – Перикл – Анаксагор – Фидий
3. Ольвия – Херсонес – Пантикапей – Карфаген – Танаис
4. Назовите элементы изображения: Слайд 11-13
5. Цифры в жизни греков. Мозговой штурм /Слайд 14
6. Озвучь изображение: составьте рассказ для путешественников, которые хотят познакомиться с мифологией Древней Греции Слайды 15-18
7. Сложите из спичек название команды в стиле начертания греческих букв. Слайд 19.
8. Внимание! Черный ящик! Слайды 20-22
В этом ящике находится произведение греческих ремесленников, без которого не могла обойтись ни одна семья. Этот предмет в руках мастера мог стать произведением искусства
2. В этом ящике находится произведение греческих ремесленников, без которого не могла обойтись ни один спартанец. Но лучше всего это изготавливал Гефест.
3. В этом ящике находится тот, без кого не могли обойтись ни Марафонская битва, ни Троянская война. Но особенно ценились они в Спарте.
9. О чем или о ком сказаны эти слова? Слайды 23-25
«О чужеземец! Поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».
«Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей-конеборец,
Мать – не Фетида-богиня. Рожден ты сверкающим морем
Твердой скалою, от них у тебя это жесткое сердце».
«Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная»
10. Дополнительные задания.
Объяснить смысл и происхождение крылатых выражений. На карточках
«Ахиллесова пята»
«Троянский конь»
«Прометеев огонь»
«Лаконичная речь»
«Яблоко раздора»
«Нить Ариадны».
Допишите и объясните имена . на доске
М…с - легендарный царь Крита (Кноса). (Минос)
Н…о – так назвался Одиссей при встрече с циклопом Полифемом. (Никто)
А……а – богиня любви и красоты, победившая в споре о золотом яблоке, благодаря царевичу Парису. (Афродита)
Г…..т – древнегреческий историк, которого называют «отцом истории» (Геродот)
А…..а – дочь критского царя Миноса, которая помогла убившему Минотавра Тесею выбраться из Лабиринта. (Ариадна)
Э..й – царь Афин, именем которого названо море. (Эгей)
Д…л – искусный зодчий, построивший на Крите Лабиринт. (Дидал)
П….л - знаменитый стратег, с именем которого связан расцвет афинской демократии. (Перикл)
А…..с – герой Троянской войны. (Ахиллес).
Подведение итогов путешествия.
Домашнее задание: подготовиться к индивидуальному тестированию