УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Тема: « Лес – природное сообщество»
Цели : - сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе
- ввести и разъяснить термин « Природное сообщество»
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса , ролью грибов
- развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать
растения и животных.
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
Оборудование. Плакат « Смешанный лес», записи голосов птиц, схемы и муляжи грибов,
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Звучит музыка Э.Грига « Утро».
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу – земляникой,
Олю – костяникой,
Настю – орешком,
Серёжку – сыроежкой,
Леночку – малинкой,
Егорку – хворостинкой,
Что это за богатырь? ( ЛЕС)
2. Сообщение темы и целей урока.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочее.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
- Вот сегодня мы и отправимся в лес по учебной природной тропинке. Узнаем, что у леса
есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и
составляет природное сообщество.
3. Проверка домашнего задания.
- Прежде,чем мы отправимся в наше путешествие, давайте вспомним о чем мы говорили на
прошлом уроке.
- Почему люди называют землю «кормилицей»?
Тест «Земля- кормилица»
1. Характерными почвами края являются…
а) чернозёмы ; б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2.Чернозёмные почвы преобладают…
а) в тундре б) в лесной зоне;
в) в степях; г) в пустынях.
3.Плодородие почвы зависит от количества…
а) песка; б) перегноя;
в) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а) вода; б) воздух;
в) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов
образуется…
а) песок; б) глина;
в) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят…
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать,
употреблять удобрения.
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за…
а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет; г) 1-2 года.
Индивидуальная работа по карточкам.
Заполните схему:
-А теперь сравните свои ответы с моими.
-Кто из вас не допустил ни одной ошибки? ( За правильное выполнение получают
жетоны-шишки)
4. Работа над новой темой.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
- Сопровождать нас в прогулке по лесу будет большой его знаток- старичок-лесовичок.
Торопливая тропинка
Держит путь издалека.
Вьётся по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
-Первый привал на нашей тропинке мы устроим у чудо-ели. На ней растут чудо-шишки с
вопросами для вас.
- Обратите внимание шишки на ели растут разные (зелёные, светло-коричневые,коричневые
значит вопросы на них тоже разные; зелёные-простые вопросы,с-коричневые-посложнеее,
коричневые- более сложные).
Вопросы на шишаках:
1. Откуда произошло слово дерево?
2. Какое значение имеет лес для жизни людей?
3. Какое значение имеет лес в природе?
4. Какие бывают леса?
5. Какие редкие растения и животных леса вы знаете?
6.Что такое природное равновесие?
-Молодцы! Заработали свои чудо-шишки.
-Продолжаем наше путешествие.
Подбежала тропка к броду,
Задержаться не смогла,
Впопыхах вбежала в воду
И нырнула в чём была.
Ни следа не оставляя,
Пробежала под водой,
Из воды совсем сухая
Вышла на берег другой.
Если речку перейдёшь,
То опять её найдёшь.
-Привела нас тропинка в берёзовую рощу.
Ученик. А живут здесь – берёзки.На зелёном фоне летней травы и ярких цветов белые стволы берёзовой рощи – такая картина запомнится на всю жизнь. Иногда мы не обра-
щаем внимание на чудесное, удивительное только потому,что оно близко, рядом. Мы
каждый день проходим мимо этого чуда. А ведь берёза – единственное дерево с белой ко-
рой. Да и название своё дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество –
бетулин, которое окрашивает её. Много песен и стихов сложено про красавицу – берёзу.
Чудеса приходят на рассвете,
Спят леса в голубоватом свете,
Исчезают лунные полоски,
Дремлют босоногие берёзки.
Снится им, что их принарядили,
Звёзды им серёжки подарили.
И дрожат серёжки на весу,
И огнями светятся в лесу.
На заре приходят чудеса,
Незаметно падает роса,
Тихо спят берёзки – босоножки,
И в листве горят у них серёжки.
-Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву. Старичок – лесовичок очень удивил
меня, сказав, что здесь растёт кверкус. Послушаем рассказ о нём.
Ученик. Кверкус – так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык – «кра-
савец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка.
-На Украине растёт дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растёт в Литве, ему две тысячи лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем
А.С.Пушкина. Дуб рос в селе Тригорское. О нём поэт писал:
«Гляжу ль на дуб уединённый,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.»
А другой дуб растёт недалеко от Санкт – Петербурга. Это о нём Александр Сергеевич
сказал: «У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»
- Побежала тропинка дальше и привела нас в сосновый бор.
Ученик. А живёт здесь – сосна. В сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоёй в лесу!
Воздух здесь удивительно чистый, так как фитоцинды сосны убивают микробы.
И торжественно и ровно
Сосны древние гудят.
Лес плывёт куда-то,
Словно многомачтовый фрегат.
Он плывёт едва заметно
То на север, то на юг.
И в широком шуме ветра
Море слышится вокруг.
( Словарная работа: фитоцинды, бетулин)
- А как можно назвать одним словом берёзу, дуб, сосну? ( Деревья)
- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете почему?
( Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)
- Чем является лес для живых организмов? ( Домом)
- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет своё название. Ученые называют эти этажи леса ЯРУСАМИ и располагают их в
порядке уменьшения.
- Деревья занимают первый этаж лесного дома или верхний ярус. Так как им для жизни
нужно много света и тепла.
- Какие же растения мы поселим на второй этаж нашего лесного дома?
А для этого старичок – лесовичок приготовил вам кроссворд.
(Листья из гербария. Дети узнают по ним названия растений)
- Какое растение здесь лишнее? ( Орешник)
- К какой группе он относится? ( Кустарник)
- Почему это кустарник? ( Потому что у него от общего корня отходит несколь-
ко твёрдых стеблей).
- Мы его будем селить на второй этаж лесного дома, средний ярус.
- А теперь послушайте загадки – описания и скажите, какие растения займут следующие этажи.
« Растения с мягкими зелёными стеблями» ( Травы)
- Будем селить на нижний ярус
« А что растёт на самой земле? ( Лишайники, мхи)
- Они занимают самый нижний этаж – последний ярус нашего лесного дома.
- Закрепим наши знания.
Игра «Угадай - ка»
- Ваша задача - угадать растение по описанию и поселить на нужный этаж.
1 «Колючий кустарник с душистыми розовыми или белыми цветками и крас-
ными плодами, содержащими много витаминов» ( Шиповник)
2. «Изба белена, а маковка зелена» ( Берёза)
3. « Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые?» ( Крапива)
4. « Растение, с ароматными цветками в виде маленьких белых колокольчиков,
цветёт в мае. Внимание! Растение ядовито!» ( Ландыш)
5. « Эти растения живут в экологически чистых зонах.
Их называют барометрами чистоты воздуха» ( Лишайники)
6. « Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год» ( Ель)
Самостоятельная работа в печатных тетрадях стр.55.
Заполнить таблицу, записав в неё растения нашего края.
- Послушайте загадку, которую приготовил для вас старичок-лесовичок. Эта загадка о
живых организмах, которые тоже живут в лесу. Кто же это?
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. ( Грибы)
- Как вы думаете, нужны-ли лесу грибы?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье « Нужны ли лесу грибы?»
- Так каким будет ваш ответ?
Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворён-
ными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложе-
нию растительных остатков.
Таблица
значение грибов
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра « Съедобное и несъедобное»
Отгадывание загадок с движениями. Если отгадка-съедобный гриб,то дети стоят, если
отгадка-несъедобный гриб, то садятся на корточки.
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …( опята) ( дети стоят)
2. А это-красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. ( Мухомор) (садятся)
3. Серенькие шапки.
Рябенькие ножки.
Под берёзою растут
Как их зовут? ( Подберёзовики) ( стоят)
4. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украшает.
Ты не трогай этот гриб,
Учти-он очень ядовит!
Смотри не бери его с полянки,
Его называют ...( поганкой) ( садятся)
5. Растут в лесу сестрички
Рыжие ... ( лисички) ( стоят)
- Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.
6.Продолжение изучения новой темы.
- Без кого ещё мы не можем представить себе лес? ( Без животных)
- Назовите птиц, зверей, насекомых, которые встречаются в нашем лесу.
- А легко ли в лесу найти животных? ( Это не всегда удаётся сделать сразу)
- А почему? ( Животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве де-
ревьев, в траве).
- Значит чем является лес для животных? ( Домом)
Животные в этом лесном доме тоже делят между собой этажи: одни живут на деревьях,
другие-в кустах, третьи-на земле или даже под землёй
- Давайте расселим животных на эти этажи.
- Продолжаем прогулку по лесной тропинке и вспомним правила поведения в лесу.
У вас на столах фишки. Я прочитаю вам экологический рассказ. Если вы заметите ошибки в этом рассказе – откладывайте фишки.
С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собира-
ли грибы, вырывая их с корнем. Те грибы,которых мы не знали, - сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побро-
сав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.
На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь мура-
вейник.
Нам очень понравилась прогулка по лесу!
- А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу?
- Какие ошибки встретились в рассказе?
- Какие правила поведения в лесу вы знаете?
МОЛОДЦЫ!
7. ИТОГ УРОКА.
- Как живут растения и животные в лесу?
( Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни-живут на
деревьях, другие-в кустах, третьи-на земле или даже под землёй).
- Как живут все живые организмы в лесу?
( Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных).
- Как можно назвать лес?
( Лес – природное сообщество)
8. – Леса занимают более половины территории России.
Ребята составили « живую анкету леса». Давайте их послушаем.
1-й ученик. Лес – «лёгкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
2-й ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки
5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.
3-й ученик. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.
4-й ученик. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн орехов,
330 тыс. тонн грибов.
5-й ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км.
6-й ученик. Ежегодно на планете вырубается 33 000 га леса.
- Итак, лес для человека играет важную роль. А всегда ли мы помним об этом.
Всегда ли бережно к нему относимся?
Никто не видит,
Как сгорают корни.
И дереву до срока невдомёк,
Что пошатнулся
Кряж его огромный-
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит, ни в чём не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаём о гибели корней...
Казним себя, по сердцу
Бьём наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили
Дереву на помощь
И красоту от смерти не спасли!
- Эти строки заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о зелёных друзьях
человека, без которых наша жизнь на Земле невозможна.
СПАСИБО ЗА УРОК!
6