СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ Тема: « Лес – природное сообщество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ Тема: « Лес – природное сообщество»»

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ



Тема: « Лес – природное сообщество»

Цели : - сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе

- ввести и разъяснить термин « Природное сообщество»

- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса , ролью грибов

- развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать

растения и животных.

- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

Оборудование. Плакат « Смешанный лес», записи голосов птиц, схемы и муляжи грибов,

раздаточный материал.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Звучит музыка Э.Грига « Утро».

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу – земляникой,

Олю – костяникой,

Настю – орешком,

Серёжку – сыроежкой,

Леночку – малинкой,

Егорку – хворостинкой,

Что это за богатырь? ( ЛЕС)

2. Сообщение темы и целей урока.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочее.

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

- Вот сегодня мы и отправимся в лес по учебной природной тропинке. Узнаем, что у леса

есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и

составляет природное сообщество.

3. Проверка домашнего задания.

- Прежде,чем мы отправимся в наше путешествие, давайте вспомним о чем мы говорили на

прошлом уроке.

- Почему люди называют землю «кормилицей»?

Тест «Земля- кормилица»

1. Характерными почвами края являются…

а) чернозёмы ; б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2.Чернозёмные почвы преобладают…

а) в тундре б) в лесной зоне;

в) в степях; г) в пустынях.


3.Плодородие почвы зависит от количества…

а) песка; б) перегноя;

в) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…

а) вода; б) воздух;

в) камни; г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов

образуется…

а) песок; б) глина;

в) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят…

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо…

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать,

употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за…

а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;

в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

Индивидуальная работа по карточкам.

Заполните схему:









-А теперь сравните свои ответы с моими.

-Кто из вас не допустил ни одной ошибки? ( За правильное выполнение получают

жетоны-шишки)

4. Работа над новой темой.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

- Сопровождать нас в прогулке по лесу будет большой его знаток- старичок-лесовичок.

Торопливая тропинка

Держит путь издалека.

Вьётся по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

-Первый привал на нашей тропинке мы устроим у чудо-ели. На ней растут чудо-шишки с

вопросами для вас.

- Обратите внимание шишки на ели растут разные (зелёные, светло-коричневые,коричневые

значит вопросы на них тоже разные; зелёные-простые вопросы,с-коричневые-посложнеее,

коричневые- более сложные).

Вопросы на шишаках:

1. Откуда произошло слово дерево?

2. Какое значение имеет лес для жизни людей?

3. Какое значение имеет лес в природе?

4. Какие бывают леса?

5. Какие редкие растения и животных леса вы знаете?

6.Что такое природное равновесие?

-Молодцы! Заработали свои чудо-шишки.

-Продолжаем наше путешествие.

Подбежала тропка к броду,

Задержаться не смогла,

Впопыхах вбежала в воду

И нырнула в чём была.

Ни следа не оставляя,

Пробежала под водой,

Из воды совсем сухая

Вышла на берег другой.

Если речку перейдёшь,

То опять её найдёшь.

-Привела нас тропинка в берёзовую рощу.

Ученик. А живут здесь – берёзки.На зелёном фоне летней травы и ярких цветов белые стволы берёзовой рощи – такая картина запомнится на всю жизнь. Иногда мы не обра-

щаем внимание на чудесное, удивительное только потому,что оно близко, рядом. Мы

каждый день проходим мимо этого чуда. А ведь берёза – единственное дерево с белой ко-

рой. Да и название своё дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество –

бетулин, которое окрашивает её. Много песен и стихов сложено про красавицу – берёзу.

Чудеса приходят на рассвете,

Спят леса в голубоватом свете,

Исчезают лунные полоски,

Дремлют босоногие берёзки.

Снится им, что их принарядили,

Звёзды им серёжки подарили.

И дрожат серёжки на весу,

И огнями светятся в лесу.

На заре приходят чудеса,

Незаметно падает роса,

Тихо спят берёзки – босоножки,

И в листве горят у них серёжки.

-Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву. Старичок – лесовичок очень удивил

меня, сказав, что здесь растёт кверкус. Послушаем рассказ о нём.

Ученик. Кверкус – так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык – «кра-

савец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка.

-На Украине растёт дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растёт в Литве, ему две тысячи лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем

А.С.Пушкина. Дуб рос в селе Тригорское. О нём поэт писал:

«Гляжу ль на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.»

А другой дуб растёт недалеко от Санкт – Петербурга. Это о нём Александр Сергеевич

сказал: «У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…»

- Побежала тропинка дальше и привела нас в сосновый бор.

Ученик. А живёт здесь – сосна. В сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоёй в лесу!

Воздух здесь удивительно чистый, так как фитоцинды сосны убивают микробы.

И торжественно и ровно

Сосны древние гудят.

Лес плывёт куда-то,

Словно многомачтовый фрегат.

Он плывёт едва заметно

То на север, то на юг.

И в широком шуме ветра

Море слышится вокруг.

( Словарная работа: фитоцинды, бетулин)

- А как можно назвать одним словом берёзу, дуб, сосну? ( Деревья)

- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете почему?

( Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)

- Чем является лес для живых организмов? ( Домом)

- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет своё название. Ученые называют эти этажи леса ЯРУСАМИ и располагают их в

порядке уменьшения.


- Деревья занимают первый этаж лесного дома или верхний ярус. Так как им для жизни

нужно много света и тепла.

- Какие же растения мы поселим на второй этаж нашего лесного дома?

А для этого старичок – лесовичок приготовил вам кроссворд.

(Листья из гербария. Дети узнают по ним названия растений)








- Какое растение здесь лишнее? ( Орешник)

- К какой группе он относится? ( Кустарник)

- Почему это кустарник? ( Потому что у него от общего корня отходит несколь-

ко твёрдых стеблей).

- Мы его будем селить на второй этаж лесного дома, средний ярус.

- А теперь послушайте загадки – описания и скажите, какие растения займут следующие этажи.

« Растения с мягкими зелёными стеблями» ( Травы)

- Будем селить на нижний ярус

« А что растёт на самой земле? ( Лишайники, мхи)

- Они занимают самый нижний этаж – последний ярус нашего лесного дома.

- Закрепим наши знания.

Игра «Угадай - ка»


- Ваша задача - угадать растение по описанию и поселить на нужный этаж.

1 «Колючий кустарник с душистыми розовыми или белыми цветками и крас-

ными плодами, содержащими много витаминов» ( Шиповник)

2. «Изба белена, а маковка зелена» ( Берёза)

3. « Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые?» ( Крапива)

4. « Растение, с ароматными цветками в виде маленьких белых колокольчиков,

цветёт в мае. Внимание! Растение ядовито!» ( Ландыш)

5. « Эти растения живут в экологически чистых зонах.

Их называют барометрами чистоты воздуха» ( Лишайники)

6. « Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год» ( Ель)

Самостоятельная работа в печатных тетрадях стр.55.

Заполнить таблицу, записав в неё растения нашего края.

- Послушайте загадку, которую приготовил для вас старичок-лесовичок. Эта загадка о

живых организмах, которые тоже живут в лесу. Кто же это?

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. ( Грибы)

- Как вы думаете, нужны-ли лесу грибы?

- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье « Нужны ли лесу грибы?»

- Так каким будет ваш ответ?

Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворён-

ными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложе-

нию растительных остатков.

Таблица

значение грибов


5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра « Съедобное и несъедобное»

Отгадывание загадок с движениями. Если отгадка-съедобный гриб,то дети стоят, если

отгадка-несъедобный гриб, то садятся на корточки.




1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их …( опята) ( дети стоят)

2. А это-красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. ( Мухомор) (садятся)

3. Серенькие шапки.

Рябенькие ножки.

Под берёзою растут

Как их зовут? ( Подберёзовики) ( стоят)

4. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украшает.

Ты не трогай этот гриб,

Учти-он очень ядовит!

Смотри не бери его с полянки,

Его называют ...( поганкой) ( садятся)

5. Растут в лесу сестрички

Рыжие ... ( лисички) ( стоят)

- Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

6.Продолжение изучения новой темы.

- Без кого ещё мы не можем представить себе лес? ( Без животных)

- Назовите птиц, зверей, насекомых, которые встречаются в нашем лесу.

- А легко ли в лесу найти животных? ( Это не всегда удаётся сделать сразу)

- А почему? ( Животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве де-

ревьев, в траве).

- Значит чем является лес для животных? ( Домом)

Животные в этом лесном доме тоже делят между собой этажи: одни живут на деревьях,

другие-в кустах, третьи-на земле или даже под землёй

- Давайте расселим животных на эти этажи.


- Продолжаем прогулку по лесной тропинке и вспомним правила поведения в лесу.

У вас на столах фишки. Я прочитаю вам экологический рассказ. Если вы заметите ошибки в этом рассказе – откладывайте фишки.

С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собира-

ли грибы, вырывая их с корнем. Те грибы,которых мы не знали, - сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побро-

сав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.

На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь мура-

вейник.

Нам очень понравилась прогулка по лесу!

- А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу?

- Какие ошибки встретились в рассказе?

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

МОЛОДЦЫ!

7. ИТОГ УРОКА.

- Как живут растения и животные в лесу?

( Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни-живут на

деревьях, другие-в кустах, третьи-на земле или даже под землёй).

- Как живут все живые организмы в лесу?

( Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных).

- Как можно назвать лес?

( Лес – природное сообщество)


8. – Леса занимают более половины территории России.

Ребята составили « живую анкету леса». Давайте их послушаем.


1-й ученик. Лес – «лёгкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.

2-й ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки

5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3-й ученик. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.

4-й ученик. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн орехов,

330 тыс. тонн грибов.

5-й ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км.

6-й ученик. Ежегодно на планете вырубается 33 000 га леса.

- Итак, лес для человека играет важную роль. А всегда ли мы помним об этом.

Всегда ли бережно к нему относимся?

Никто не видит,

Как сгорают корни.

И дереву до срока невдомёк,

Что пошатнулся

Кряж его огромный-

Копитель силы, крепости исток.

Оно стоит, ни в чём не уступая

Другим деревьям

В золотом бору.

И та же стать,

И та ж листва густая,

И тот же шелест

Веток на ветру.

Но вдруг заметим

Мы однажды летом,

Что листья стали

Мельче и бледней.

Не по прямым,

По косвенным приметам

Мы узнаём о гибели корней...

Казним себя, по сердцу

Бьём наотмашь,

Что, находясь вблизи,

А не вдали,

Не поспешили

Дереву на помощь

И красоту от смерти не спасли!

- Эти строки заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о зелёных друзьях

человека, без которых наша жизнь на Земле невозможна.

СПАСИБО ЗА УРОК!

6