СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Сегодня узнаем на уроке о жизни первобытного человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8

Степновского района Ставропольского края



















Урок-путешествие в 4 классе

по теме «Начало истории человечества»





подготовила

учитель начальных классов

Гуль Людмила Викторовна













с. Восточный

2023



Тема: « Начало истории человечества»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

  2. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

  3. Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальный, фронтальный, коллективный, групповой.

Оборудование: компьютер; картины жизни первобытных людей, карточки с названиями эпох.

Основные понятия: Первобытные люди, археология.



Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые жюри, гости и участники конкурса.

- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями.(присаживайтесь)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II Вступительная беседа

- Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».

- О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав одну загадку.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит! (История.)

- Вы встречались уже с этим словом? (да)

- Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).


Но есть и другое значение этого слова.

- Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах оранжевый лист и прочитайте текст №1.

Текст №1

История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

- Что же такое история?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

- Что вы еще узнали?

История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.

Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

III Сообщение темы урока

Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить? Стр.4 - 5

Прочитайте тему нашего урока. (Начало истории человечества).

(Приложение: слайд №1).

- Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он занимался, какие ученые занимаются изучением древности.

Возьмите приготовленные таблицы.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Как выглядит первобытный человек.

2.Жили в пещерах и рисовали на стенах животных.

3.Охотились на мамонтов.

4.Они научились делать из камня простейшие орудия труда.





1.Сколько лет назад жил первобытный человек.

2.Почему первобытные люди рисовали животных на стенах.

3.Чем питались.

4.Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь.

1.Что такое археология.

2.Что такое история.

3.Как менялась жизнь первобытных людей.

4.На какие эпохи учение делят историю человечества.


- Таблицы уже заполненные. Вам нужно выбрать и подчеркнуть то, что вы знаете по этой теме?

Ответы учащихся.


- Заполните второй столбик.

- Обсудите в парах свои вопросы. Выделите наиболее интересные вопросы. (цветным карандашом)

Ответы учащихся.

IV Изучение нового материала

Отправимся искать ответы на ваши вопросы.

- А как люди узнали о первобытных людях?

(производят раскопки)

- Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (археологами) Слайд №2,

- Ребята, а кто знает, что за наука археология?

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. (Приложение: №3)

Учение разделяют историю человечества на несколько эпох. Они называются так: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.

Первой и самой долгой были первобытная история. Людей, которые тогда жили, называют первобытными. Большинство ученых считают, что древнейшие люди появились около двух с половиной миллионов лет назад.

Следы их жизни археологи находят в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов.

Первобытные люди жили сообща, группами. Они научились делать из камня простейшие орудия труда. Их остатки находят археологи.

Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарищах и бережно хранили, затем научились добывать.

По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.


- Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?

(первобытный человек и человек похожий на современного человека)

- Найдите отличительные черты первобытного человека от современного? Выслушать ответы.

Теперь послушаем сообщения, которые ребята нам подготовили о первобытном человеке. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?

1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и

был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.

2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

- Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- А как первобытный человек жил? Чем занимался? Чтобы ответить на эти вопросы сейчас вы поработаете с желтым листом в группах и заполните таблицу, после чтения текста №2. (Приложение: слайд №4,5).

Текст №2

Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.

Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.

Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.

Время

Орудия труда

Другие изделия

Занятия

Первобытные люди и их коллективы

С древнейших времен до 200 тыс. лет назад

Заостренный камень

Палка-копалка

Дубина


Охота, собирательство

Человеческое стадо

13-7 тыс. лет назад

Топор, лук, копье, ткацкий станок, плуг, мотыга

Одежда из ткани, глиняная посуда, золотые и серебряные украшения

Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла

Род

Племя

Родовая община


Выступления от групп.

Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды.

- Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?

Работа с голубым листом. Заполнение таблицы. (Приложение: слайд №6,7)

Текст №3

Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.

Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.

Выступления от групп.


- Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?

(учащиеся высказывают свои мнения).

Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем стал таким, как сейчас.


V Закрепление материала

- А сейчас давайте закрепим наш урок, что вы узнали и что запомнили. В этом нам поможет тест, который лежит у вас на столе.(Проверьте и поставьте себе оценки) (0-«5», 1,2 – «4», 3,4 – «3»)

VI Рефлексия

- Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к нашей таблице. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)


Запишите домашнее задание: составьте рассказ о первобытном человеке по рисунку на стр.4, рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4 и найти ответы на вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.


- Ребята, а сейчас подведем итоги нашей работы.

Если понравился урок прикрепите к дереву красное яблоко.

Если не понравился урок , тогда зеленое яблоко.



Список используемой литературы

  1. Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2011.

  2. Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2009.