СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в мир сказки. «Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о добре и зле в сказках А.С Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в мир сказки. «Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина»

Конспект урока по литературе в 5 классе



Тема урока: Урок-путешествие в мир сказки.



«Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина





Цели:

обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина;

развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного произведения;

воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям.



Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость



Ход урока



I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!

Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки.



II. Постановка цели.

Мы не просто отправимся в путешествие, у нас с Вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.

На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с Вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!



III. Проверка домашнего задания.

Конечно же, чтобы отправиться в путь нам нужен очень важный документ, без которого не обходится ни одно путешествие. Как Вы думаете, что это за документ? Для путешествия нам понадобятся паспорта′ художественных героев.

У всех ли они есть?

Итак, ребята, я спросила у Вас о паспорта′х не только для того, чтобы мы могли начать наше увлекательное приключение, я проверила, как Вы выполнили домашнее задание.

Вы молодцы! А те, кто забыл паспорт или не выполнил домашнее здание, будут нашими зрителями и помощниками в сложных ситуациях.

Так же мы обязательно будем отмечать важное в ваших путевых тетрадях

Теперь мы смело можем отправляться в путь! Итак, вперёд!



IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим?(Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна - счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных).Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло»Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.



  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)



  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)



Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)



Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятиеПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. Внесите его в свои путевые тетради.

Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.

Заметьте, что иллюстрация с изображением Царицы-матери обведена жёлтым, а Царицы-мачехи чёрным.Как Вы думаете, почему?

(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы).

Двигаемся вперёд. Мы приблизимся с вами ко дворцу, если Вы расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?

(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).

Слайд 6 Кого мы встречаем на своём пути?

Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.

(Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою).

Обратите внимание, как автор описывает Царевну:

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела»



С чем сравнивает автор молодую царевну?

(Ученики отвечают: С прекрасным цветком)





Наш путь продолжается. Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.

Слайд 7



Ребята, а почему она решила это сделать?

(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).



Слайд 8

Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)

А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?

(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).



Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями. Слайд 9

И куда же мы попадаем? Что мы видим?

(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).



Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов



Слайд 10

  1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?

а) во дворец ;

б) в царство гномов;

в) в терем.



Слайд 11

2. Видит девица, что тут люди ... живут.

а) смирные;

б) добрые;

в) злые.



Слайд 12

3. «Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь ...»

а) Семь богатырей, семь румяных усачей;

б) Семь рыцарей без страха и упрёка;

в) Семь витязей прекрасных.



Слайд 13

4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?

а) отравить персиком;

б) отравить яблоком;

в) отравить апельсином.







Слайд 14

Как звали собачку в сказке?

а) Миколко;

б) Елисейко;

в) Соколко.



Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!



Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).



Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.



Слайд 16



Отдохнув, двигаемся дальше.

На нашем пути встречалось и зло, и добро. Слайд 17

Можем ли мы сказать что добро борется со злом?

(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).

Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.



В сказочном мире всё не так просто, как нам кажется. Даже не все слова нам могут быть понятны. Слайд 18



Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?

(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).



В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну. Слайд 19

Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.

А теперь охарактеризуйте каждую из них.

(Ученики приводят свои примеры)



Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.



Значит, в нашей сказке зло победило?

(Ученики отвечаю: Нет).



Кто же тогда решил восстановить добро?

(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).



Как хорошо, что в мире существуют добрые люди, которые борются за справедливость и добиваются того, что Добро побеждает Зло.



Слайд 20

Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?

(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).





Мы проделали с Вами огромный путь, но мы же не хотим попасть в пещеру, в которой Елисей нашёл свою невесту?! Мы будем ждать наших героев у ворот дворца.

А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере?

(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).





Слайд 21

Наше путешествие подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?!

Давайте подарим красивые слова о добре.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» - сказал мыслитель Швейцер Альберт.





V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Мы вернулись с Вами из сказки. Давайте же совместно подведём итог путешествия.

Заполните небольшие анкеты, оставив в них своё впечатление о нашем «походе» в мир сказки. Слайд 22

Оценка работы обучающихся на уроке.





VI. Домашнее задание

  • Написать поздравление Королевичу и Царевне.

  • Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!