Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема урока: Урок-путешествие в мир сказки.
«Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина
Цели:
обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина;
развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного произведения;
воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям.
Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки.
II. Постановка цели.
Мы не просто отправимся в путешествие, у нас с Вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.
На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с Вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!
III. Проверка домашнего задания.
Конечно же, чтобы отправиться в путь нам нужен очень важный документ, без которого не обходится ни одно путешествие. Как Вы думаете, что это за документ? Для путешествия нам понадобятся паспорта′ художественных героев.
У всех ли они есть?
Итак, ребята, я спросила у Вас о паспорта′х не только для того, чтобы мы могли начать наше увлекательное приключение, я проверила, как Вы выполнили домашнее задание.
Вы молодцы! А те, кто забыл паспорт или не выполнил домашнее здание, будут нашими зрителями и помощниками в сложных ситуациях.
Так же мы обязательно будем отмечать важное в ваших путевых тетрадях
Теперь мы смело можем отправляться в путь! Итак, вперёд!
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим?(Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна - счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных).Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
(Словарь С.И. Ожегова)
(Большой толковый словарь русского языка)
(Словарь С.И. Ожегова)
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятиеПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. Внесите его в свои путевые тетради.
Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.
Заметьте, что иллюстрация с изображением Царицы-матери обведена жёлтым, а Царицы-мачехи чёрным.Как Вы думаете, почему?
(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы).
Двигаемся вперёд. Мы приблизимся с вами ко дворцу, если Вы расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?
(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).
Слайд 6 Кого мы встречаем на своём пути?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.
(Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою).
Обратите внимание, как автор описывает Царевну:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела»
С чем сравнивает автор молодую царевну?
(Ученики отвечают: С прекрасным цветком)
Наш путь продолжается. Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.
Слайд 7
Ребята, а почему она решила это сделать?
(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Слайд 8
Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?
(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями. Слайд 9
И куда же мы попадаем? Что мы видим?
(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).
Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов
Слайд 10
Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
Слайд 11
2. Видит девица, что тут люди ... живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
Слайд 12
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь ...»
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
Слайд 13
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
а) отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Слайд 14
Как звали собачку в сказке?
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.
Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
На нашем пути встречалось и зло, и добро. Слайд 17
Можем ли мы сказать что добро борется со злом?
(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).
Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.
В сказочном мире всё не так просто, как нам кажется. Даже не все слова нам могут быть понятны. Слайд 18
Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?
(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).
В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну. Слайд 19
Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.
А теперь охарактеризуйте каждую из них.
(Ученики приводят свои примеры)
Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.
Значит, в нашей сказке зло победило?
(Ученики отвечаю: Нет).
Кто же тогда решил восстановить добро?
(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).
Как хорошо, что в мире существуют добрые люди, которые борются за справедливость и добиваются того, что Добро побеждает Зло.
Слайд 20
Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?
(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).
Мы проделали с Вами огромный путь, но мы же не хотим попасть в пещеру, в которой Елисей нашёл свою невесту?! Мы будем ждать наших героев у ворот дворца.
А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере?
(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).
Слайд 21
Наше путешествие подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?!
Давайте подарим красивые слова о добре.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» - сказал мыслитель Швейцер Альберт.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Мы вернулись с Вами из сказки. Давайте же совместно подведём итог путешествия.
Заполните небольшие анкеты, оставив в них своё впечатление о нашем «походе» в мир сказки. Слайд 22
Оценка работы обучающихся на уроке.
VI. Домашнее задание